Урок труда вернулся в школы Оренбуржья в качестве обязательного

С 1 сентября в школы вернулся урок труда в качестве обязательного. Правда, теперь он называется чуть иначе – «труд (технология)».

Но обновилось не только название, а прежде всего содержание. Эксперты, хорошо знакомые с программой, отмечают: обязательные модули настолько разноплановые, что одному учителю труда охватить их сложно, разве что ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. Как выходят из положения в нашем регионе?

От сложного к простому и обратно

Старшее поколение оренбуржцев уроки труда в свои школьные годы вспоминает с благодарностью. Именно здесь мальчишки учились обращаться с деревом и металлом, а девочки – шить и готовить, но главное – ощущать себя домовитыми, способными что-то создать своими руками, починить, не обращаясь за каждым пустяком в сервисные службы, для экономии семейного бюджета. У учителей труда порой и педагогического образования не было, от них требовалось лишь быть крепким практиком, готовым терпеливо возиться с детворой, передавая азы мастерства.

С высоты сегодняшних технологических достижений прежние уроки труда могут показаться чем-то примитивным. Ну в самом деле, можно ли сравнить сколачивание табуреток и шитьё фартуков с 3D-моделированием или программированием роботов. Однако младенцев в космос не запускают, движение должно идти от простого к сложному, а не наоборот. Современным же детям, которые запросто управляются с 3D-принтерами и беспилотниками, в диковинку элементарное – забить гвоздь или пришить пуговицу.

– Вспоминается «Система воспитания джентльмена» Джона Локка, во главу которой положен принцип полезности, – размышляет Артур Аллагулов, заведующий кафедрой педагогики и социологии ОГПУ, профессор, доктор педагогических наук, член правления областного Союза отцов, председатель общественного совета при Министерстве образования Оренбургской области. – Любому человеку, а мужчине особенно, необходимо владеть элементарными навыками физического труда. В последнее время у нас пошёл перекос в сторону высокотехнологичного и интеллектуального труда. Увлеклись теорией, а практика отодвинулась на второй план. Это надо менять. Ситуации в жизни бывают разные, и в любой из них мужчина должен суметь позаботиться о том, как прокормить себя и свою семью. Чем больше всего ты умеешь, тем увереннее себя чувствуешь. Если не вышло с высокоинтеллектуальным или технологическим трудом, руки-то есть, главное, чтобы они, как у нас в народе говорят, были нужным концом вставлены. А как раз этому на уроках труда и научат, как в своё время научили нас, наших отцов и дедов.

Артур Минехатович признаётся: и у него в детстве не сразу всё получалось, с рубанком пришлось повозиться. Но когда преодолеваешь трудности, это воспитывает волю, целеустремлённость, уверен он.

Опросы показывают, что большинство родителей хотели бы, чтобы их детей научили элементарным трудовым навыкам. Но когда что-то мастеришь руками, пользуешься инструментами, можно попасть не по гвоздю, а по пальцу. Если, конечно, соблюдать все правила техники безопасности и быть аккуратным, этого не произойдёт. Но бывает же, поторопился, отвлёкся.

– Все мы в детстве через это проходили, – продолжает Артур Минехатович. – И не нужно раздувать из мухи слона. Думаю, ещё предстоит большая разъяснительная работа с родительским сообществом. Предвижу некоторые сложности с тем, что сегодняшние дети, а главное, их молодые родители, слишком изнежены и больше помнят о своих правах, чем об обязанностях, чуть что – привлекают юристов.

С учётом прогресса

В числе обязательных модулей в содержании новой программы уроков труда кроме уже упомянутой технологии обработки материалов и пищевых продуктов компьютерная графика и черчение, робототехника и 3D-моделирование, прототипирование, макетирование… На выбор в зависимости от потребности конкретного региона можно также изучать автоматизированные системы, животноводство, растениеводство, авиамоделирование, медиатехнологии, сити-фермерство и ресурсосберегающие технологии.

Сразу возникает два ключевых вопроса: материальная база и подготовка учителей.

Что касается технической оснащённости, по словам первого заместителя министра образования Оренбургской области Нины Гордеевой, дело это затратное, но всё равно планируется наращивать технологическую базу в школах.

– Мы выбрали опорные школы в каждом муниципалитете, всего их 58, будем их оснащать, а другие смогут сюда приезжать на занятия, – говорит Нина Алексеевна. – В сёлах нужно активнее использовать «Точки роста» и базу системы дополнительного образования, в области более 20 станций юных техников, четыре IT-куба. Кроме того, школьникам доступно оборудование, которое по нацпроекту поступило в систему среднего профессионального образования (СПО). У нас 69 таких мастерских. Для некоторых модулей можно использовать кабинеты физики и информатики. На базе 18 школ открыты площадки по подготовке операторов БПЛА. Можно брать вариативный модуль и реализовывать на базах этих школ.

А что же с учителями? Например, в Оренбургском районе в течение последних шести лет ведётся целенаправленная работа с педагогическими кадрами по реализации предмета «Технология».

– В районе 69 учителей технологии, почти половина из них старше 50 лет, – констатирует Екатерина Дружинина, главный специалист управления образования Оренбургского района. – Документ о педагогическом образовании они получали в условиях других требований к уроку «Труд». С таким уровнем подготовки невозможно качественное преподавание современных модулей. Поэтому первоначально был разработан график выездов в Центр выявления и поддержки одарённых детей «Гагарин» для реализации практической части модулей.

В Центре непрерывного повышения педагогического мастерства на базе Оренбургского педколледжа имени Калугина был разработан курс повышения квалификации учителей технологии на 72 часа по теме «Робототехника, программирование, 3D-моделирование на уроках технологии». Его прошли 59 педагогов Оренбургского района. А перед этим для них проведена двухдневная интенсив-сессия и практикум по макетированию, прототипированию изделий из пластика, созданию моделей сложных объектов. Модераторами выступили педагоги «Точек роста» школы Экодолья, Нежинского лицея, лицея № 1 посёлка Первомайского.

Ух ты, говорящая рыба!

Юрий Широков – учитель труда Нежинского лицея с педагогическим стажем 24 года, руководитель кружка по художественной обработке дерева. В последние шесть лет подготовленные им ребята ежегодно занимают призовые места на областной олимпиаде по технологии, а в его кабинете хранятся уникальные объекты, которые школьники сконструировали при помощи современных технологий. Один из них – настольный светильник «Сенсорная фишка».

– Его выполнила наша ученица Ольга Сычёва, сейчас она уже студентка вуза, – с гордостью показывает Юрий Рафаилович. – Водоросли, осьминоги, краб, рыбки, черепахи сделаны на 3D-принтере. Светильник управляется пультом, светится разным цветом, по выбору, может моргать за счёт вмонтированной диодной ленты. Рыба вращается, воспроизводит шум волны и голос, который мы взяли из видеоролика в Интернете, где рыбак радуется улову: «Вот она, рыба моей мечты!» А вот сделанная пятиклассником игрушка «Мужик и медведь» по образцу старинного богородского промысла.

Интересных проектов в кабинете труда Нежинского лицея много: диорама «Курская битва» (Максим Черемных), настольный лобзиковый станок для распилки древесины и тонколистового железа (Андрей Жарко), электромобиль, который двигается со скоростью 7 километров в час (Максим Обухов).

– Дисковый тормоз, фары, поворотники, габаритные огни – всё работает, – перечисляет трудовик, – сиденье регулируется под рост водителя. Катаясь на этой машине, ученики кадетского класса у нас изучают правила дорожного движения.

В оренбургской СОШ № 86 придумали собственное решение.

– На протяжении четырёх лет к реализации предметной области «Технология» в нашей школе прямое отношение имеют не только учителя технологии, но и учителя информатики, а также классные руководители в рамках профориентационной работы с детьми, – поясняет заместитель директора СОШ № 86 Татьяна Спивак. – В школе семь учителей информатики, и все они преподают технологию. Новые учителя информатики, которые трудоустраиваются в школу, ставятся в известность, что им придётся преподавать не только информатику, но и отдельные модули из технологии. Курс технологии в 9-х классах реализуется учителями информатики. Занятия проходят в кабинетах информатики. В течение учебного года ученики готовят два проекта: по робототехнике и 3D-моделированию. Продукты проектов создаются путём лазерной резки на лазерном станке в мастерской и 3D-печати на принтерах в кабинете информатики.

Учителя информатики и технологии СОШ № 86 прошли курсы повышения квалификации в образовательных центрах «Сириус», «Иннополис», в Международном центре компетенций в Казани, обучение по организации и сопровождению проектно-исследовательской деятельности в Перми. В 2024 году все учителя технологии прошли курсы на базе «Кванториума», а также несколько онлайн-курсов по робототехнике, компьютерной графике, БПЛА.

А началось всё с участия школы в грантовом конкурсе. В 2020 – 2022 годах здесь разработали проект «Развитие компетенций будущего «ТехноРост»», который позволил провести обучение преподавателей и усовершенствовать материально-техническую базу школы. Татьяна Юрьевна отмечает, что всё это помогло преодолеть моральную неготовность некоторых сочетать работу с реальными ручными инструментами и цифровые технологии. Курс «Труд (технология)» интегрирует в себе технологии, позволяющие создать продукт, который можно взять в руки и как-то использовать в быту с виртуальными компьютерными средами, программами, где человек тоже создаёт хоть и не материальные, но не менее значимые объекты труда.

Фото Евгения Булгакова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top