На российско-казахстанском форуме губернатор Денис Паслер выступил с рядом важных инициатив

Федеральные эксперты проанализировали итоги прошедшего в Оренбурге XVIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, который открывали президенты Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев.

Отмечается, что развитие транспортного сообщения между Россией и Казахстаном приобретает для нашей страны принципиальную значимость не только в экономическом, но и в политическом смысле.

Как отметил глава Российского государства, развитие совместной транспортно-логистической инфраструктуры, снятие ограничений, которые мешают торговым и инвестиционным обменам, особенно актуально сегодня, когда международная торговля находится в кризисе.

– С учетом этого в России реализуются масштабные меры по переориентации своих экспортно-импортных операций на новые рынки. Вместе с казахстанскими партнерами предпринимаем скоординированные шаги по повышению конкурентоспособности и укреплению транзитного потенциала наших транспортных систем, – сказал Владимир Путин.

Особо он отметил значимость работы регионов, благодаря активности которых в 2021г. рост товарооборота между нашими странами составил беспрецедентные 35%, а за восемь месяцев 2022 года этот показатель вырос еще на 9%.

– Могу с уверенностью сказать: диалог состоялся, – заявил по итогам форума губернатор Оренбургской области Денис Паслер. – С обеих сторон есть четкое понимание, куда двигаться. Необходимо развивать транспортную инфраструктуру – строить дороги, обновлять пункты пропуска на границе, менять тарифную политику на железнодорожном транспорте. Важно также расширять промышленную кооперацию, наращивать инженерный потенциал, обеспечивать технологический суверенитет.

На форуме губернатор Оренбуржья поднял вопросы о необходимости расширения автомагистралей, связывающих приграничную область с другими регионами России, и снижения тарифа на ж/д перевозки.

– Отправка контейнера, загруженного мукой, из Москвы через Забайкальск обходится отправителю груза в 480 тыс. руб., а отправка через «Илецк-1» – 950 тыс. руб., хотя данный маршрут короче на 2 тыс. км и сокращает время пути на шесть дней. Бизнес стоит перед дилеммой – сэкономить время или деньги, – привел пример Денис Паслер и предложил вынести этот вопрос на рассмотрение межправительственной комиссии по сотрудничеству двух стран.

Оренбургская область уже во второй раз проводила российско-казахстанский форум, и, как отметили его участники, он был организовано на высоком уровне. Мероприятие привлекло около 700 представителей из более чем 40 регионов двух стран.

Эксперты полагают, что взаимодействие с Казахстаном сегодня имеет для России стратегическое значение, а роль приграничных регионов, таких как Оренбургская область, в реализации потенциала совместного сотрудничества только увеличивается.

Отношения России с другими странами стремительно меняются, и сегодня Россия переносит акцент на взаимоотношения с Востоком и Югом, обратил внимание завкафедрой международной безопасности и внешнеполитической деятельности РАНХиГС Александр Михайленко.

– В такой политике огромное значение имеют логистика, транспортные коридоры, создающие условия для различных вариантов взаимосвязей. В этом плане очень важно, как мы будем взаимодействовать с Казахстаном, с которым у нас самая длинная граница. Думаю, в январе этого года Казахстан понял, что от России очень много зависит с точки зрения безопасности, и если рассматривать это в комплексе с логистикой, экономикой, то у нас с ним должны развиваться очень доверительные, надежные отношения, – рассуждает Михайленко.

– Для России важно сохранить собственную транзитную роль для выхода Казахстана на зарубежные рынки. Вспомним, например, систему Каспийского трубопроводного консорциума, по которой в 2021г., по статистике Минэнерго Казахстана, было поставлено около 78,5% объемов нефти, отправляемой из страны на экспорт», – обратил внимание директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. Но не менее важен для нас и транзитный потенциал Казахстана, в том числе для развития маршрутов на перспективу вроде транспортного коридора «Европа – Западный Китай». «Наконец, в условиях санкционного давления любое дополнительное «окно во внешний мир» приобретает для России дополнительное значение, – добавил Нейжмаков.

Развитие инфраструктурных проектов, по его мнению, может дополнительно скреплять отношения между нашими государствами, особенно если учесть, что в Казахстане большое влияние у строительного лобби и представители крупных строительных компаний иногда даже сопровождают Токаева в международных поездках.

О мерах, предпринимаемых Оренбургской областью в рамках этой работы, на форуме сообщил губернатор Паслер. Главным направлением работы он назвал наращивание транзитно-логистического потенциала. Поэтому при ремонте и строительстве дорог в регионе акцент делается на региональную опорную сеть, поиск инвесторов для создания в Оренбургской агломерации транспортно-логистического терминала по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров с полным спектром транспортных и дополнительных услуг, ведется подготовка к реконструкции пограничных автомобильных пунктов пропуска Сагарчин, Маштаково, Илек и Орск и строительству вторых путей на участке железной дороги Донгузская – Маячная для улучшения пропускной способности.

Михаил Нейжмаков заметил, что после усиление санкционного давления против нашей страны отношения российских приграничных регионов с Казахстаном интенсифицировались, губернаторы стали идти на прямые контакты с партнерами из республики, а развитие транспортных коридоров нередко становится драйвером реализации инфраструктурных проектов на уровне регионов. Речь идет не только о проектах, напрямую связанных с этой деятельностью, вроде логистического терминала под Оренбургом, но и, например, о строительстве обхода Тольятти в Самарской области.

Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин полагает, что роль приграничных регионов в выстраивании отношений России и Казахстана трудно переоценить. Он также отметил, что значимость взаимоотношений с соседней республикой после начала СВО выросла.

– Казахстан ведет свою игру: он, с одной стороны, заинтересован в развитии отношений с Россией, но, с другой стороны, не меньше заинтересован в том, чтобы не ссориться с мировыми центрами силы. Поэтому транспортные коридоры очень важны, главное, чтобы они вели в правильном направлении, – сказал депутат.

По мнению Александра Михайленко, в отношении Казахстана у российских регионов и федерального центра общие интересы. Именно от деятельности приграничных субъектов РФ зависит, по его мнению, общее позитивное восприятие соседней республики. «Обратите внимание, не все наши регионы наладили такое сотрудничество, хотя возможности у них есть. А чем теснее будет такое сотрудничество, тем больше будет доверия у граждан России и Казахстана друг к другу, и оно будет подталкивать правящие элиты и политиков к правильным шагам», – заключил политолог.

Оренбургская область тесно взаимодействует с Казахстаном не только в вопросах торговли и транспортного сообщения, но и в рамках решения важнейших экологических вопросов. Один из них – совместная работа по предотвращению обмеления реки Урал, внимание к которой активно привлекает губернатор Паслер.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top