Ежедневно в Оренбурге 20-25 детей попадают в больницу с травмами головы

Детские нейрохирурги спасают детей, жизнь которых иногда буквально висит на волоске.

Самые тяжёлые поступают в больницу после дорожно-транспортных происшествий: со множественными переломами костей черепа, кровоизлияниями, гематомами и тотальным отёком головного мозга.

Бережёного берегут

Часто встречаются травмы головы после падения. Нередко малыши выпадают из окна. Младенцы падают с кровати, дивана, стульчика для кормления. Встречаются случаи, которые вовсе не поддаются пониманию. Например, как может годовалый ребёнок уронить на себя телевизор? Летом беда от самокатов, скейтов, велосипедов, качелей.

Нейрохирургические операции считаются одними из самых сложных вмешательств. Из-за нехватки специалистов и отсутствия необходимой аппаратуры детская нейрохирургия до недавних пор активно развивалась только в городах-миллионниках. В остальных регионах квалифицированная нейрохирургическая помощь была не то чтобы недоступной, но неполной. В Оренбурге такая работа проводилась в Центре детской хирургии. Иногда пострадавших ребятишек оперировали и в нейрохирургических отделениях для взрослых. Пациентов с тяжёлой патологией данного профиля приходилось транспортировать в федеральные центры.

Прорыв

Полгода назад ситуация в корне изменилась. В Оренбургской областной детской клинической больнице на улице Гаранькина открылось целое нейрохирургическое отделение на 20 коек. И это настоящий прорыв. Всего несколько лет назад о таком невозможно было и мечтать. Руководителем отделения стал нейрохирург Дмитрий Казюлин, он же является детским ортопедом и травматологом.

Кроме заведующего здесь трудятся специалисты Вячеслав Чуйкин и Сергей Мишучков.

– 1 сентября ждём на работу ещё одного молодого доктора, он приедет после прохождения ординатуры в Национальном медицинском исследовательском центре нейрохирургии имени академика Бурденко, – рассказывает Дмитрий Казюлин. – Таким образом, в Оренбурге кадрового голода не будет. Все мы работаем под руководством главного детского нейрохирурга Министерства здравоохранения Оренбургской области Алексея Поснова.

Сегодня команда детских нейрохирургов областной детской клинической больницы уже проводит сложнейшие операции, которые проходят в «умных» операционных, с использованием новых технологий, в частности, с применением навигационной системы российского производства – стойки «Мультитрек». Особенность этой стойки состоит в том, что у врачей имеется возможность прослеживать движения хирургических инструментов в полости черепа пациента, невидимых для глаз хирургов. Навигация даёт возможность заблаговременно синхронизировать результаты КТ головного мозга и помогает с точностью до миллиметра сопоставлять анатомические ориентиры. Помимо стойки имеется микроскоп для выполнения наиболее сложных нейрохирургических операций, где необходимо многократное увеличение изображения анатомических структур, ультразвуковая стойка для выполнения операций по удалению опухолей головного мозга.

– К нам приезжают опытные, именитые коллеги, специалисты из федеральных центров и проводят мастер-классы. Мы учимся у них, а потом делаем такие же или подобные операции самостоятельно, – рассказывает Дмитрий Казюлин. – На днях был доктор из Морозовской детской клинической больницы, проводил удаление опухоли головного мозга. Раньше в нашем арсенале подобной практики не было. Из последнего: на прошлой неделе к нам обратилась девочка-подросток с головными болями. Ранее она наблюдалась у невролога. Улучшения в её состоянии не наблюдалось, лекарства перестали помогать. Ей провели МРТ. На поверхности лобной доли обнаружили опухоль, которая оказалась доброкачественной. Мы сами прооперировали пациентку. Сейчас она чувствует себя хорошо. Ещё один случай: девочка 15 лет жаловалась на боль в пояснице, КТ-обследование показало порок развития позвоночного канала и спинного мозга. Положили её на дообследование. Потребовалось оперативное вмешательство по ревизии позвоночного канала. Подобную операцию тоже провели впервые. Сейчас девочка у нас в отделении, всё у неё хорошо, – поделился наработкой опыта нейрохирург.

С недавнего времени местные нейрохирурги начали оперировать сколиозы. Пока выполнили менее десяти операций, все с положительным эффектом.

Врождённые пороки

Быстрое развитие сети перинатальных центров привело к снижению детской перинатальной смертности и выхаживанию недоношенных младенцев с экстремально низкой массой тела. Данный факт обусловил увеличение количества детей с неонатальной патологией центральной нервной системы. Нейрохирургов активно привлекают к лечению таких детишек, часто вызывают на консилиумы для консультаций.

– Сейчас дети весом всего 500 граммов уже жизнеспособны. Их выхаживают. Но вследствие врождённых особенностей у таких детишек нередко диагностируется гидроцефалия. В этих случаях делаем шунтирующую операцию. Целый ряд нейрохирургических патологий связан с сосудистыми аномалиями развития – мальформациями, аневризмами. Сталкиваемся и с аномалиями развития костей черепа. Например, часто встречается преждевременное закрытие швов черепа и большого родничка – в возрасте до 3 месяцев. Хотя физиологически должен закрываться только к годику. Кости черепа начинают ограничивать рост мозговой ткани. Головка малыша приобретает причудливые формы, появляются осложнения, чаще в виде моторного нарушения. В этом случае выполняем реконструкцию, пластику швов, освобождаем мозг от сдавления. И всё приходит в норму, голова округляется.

Образ жизни

Доктор Казюлин говорит, что свободного времени у него практически не бывает. Не зря считается, что врач – не профессия, а образ жизни. В любое время дня и ночи по телефонному звонку надо быть готовым мчаться в отделение.

– Привезли ребёнка после аварии, обследовали его, сделали КТ, определили перелом лобной кости, большую гематому. Вызвали нейрохирурга. Мне обязательно надо в ближайшие 40 минут его осмотреть и принять соответствующее решение по спасению. Если быстро не помочь, возможен летальный исход. Готовишь ребёнка к операции, делаешь трепанацию черепа, находишь гематому, освобождаешь мозг от сдавления. В такие моменты, конечно, радуешься, что успел, сделал всё правильно, – откровенничает доктор. – К сожалению, бывают ситуации, когда врачи не в силах изменить ход событий. И тогда приходится только принимать данность. Иногда всё заканчивается не так, как мы хотим.

Доктор Казюлин говорит, что в последнее время не такая уж большая редкость – подростки с геморрагическим инсультом. Дети ни с того ни с сего теряют сознание, уходят в кому и нейрохирургические операции не помогают.

Будни нейрохирурга переполнены стрессовыми ситуациями. Расслабиться и отдохнуть помогает спорт, чтение литературы. В отпуске предпочитает путешествовать, знакомиться с российскими городами. А иногда хочется вернуться в родительский дом и просто побыть в тишине с самыми близкими людьми.

Справка «О»

Нейрохирург Дмитрий Казюлин родился в Ташкенте. В детстве с родителями переехал в Бузулукский район. В 2011 году окончил Оренбургскую государственную медицинскую академию по специальности «Лечебное дело». Прошёл интернатуру по травматологии и ортопедии, затем клиническую ординатуру по нейрохирургии. Семь лет трудился травматологом и нейрохирургом в Бузулукской городской больнице, в отделении травматологии. В 2019 году перебрался на постоянное место жительства в областной центр и стал практиковать в области детской нейрохирургии.

Факт

В Российской Федерации около 55 000 детей ежегодно нуждаются в госпитализации по поводу заболеваний центральной нервной системы. Среди этих больных есть страдающие гидроцефалией, внутрижелудочковым кровоизлиянием новорождённых, кистами головного мозга, спинномозговыми грыжами, синдромом фиксированного спинного мозга, краниостенозом, мальформацией Арнольда-Киари, опухолями ЦНС, спастическими формами ДЦП, нейротравмой, эпилепсией, сосудистой патологией.

Фото Евгения Булгакова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top