На что «клюют» инвесторы

Рассказал самый титулованный менеджер проектов в России. Чемпион бизнес-консалтинга из Москвы Вадим Богданов согласился принять участие в оренбургском телепроекте «Бизнес- класс» с призом в 10 миллионов.

За рамками привычного

– Вадим, о занятости бизнес-тренеров топового уровня уже сочиняются анекдоты. А вы нашли время не просто побыть почётным гостем в региональном конкурсе, но и выс тупить модератором, чуть ли не соавтором. Что вас зацепило?

– Бизнес-тренером меня можно назвать лишь условно, просто чтобы не спутать со спортивным тренером (смеётся). Я профессиональный менеджер проектов, предприниматель, работаю в советах директоров нескольких госкомпаний.

«Бизнес-класс» – уникальный телепроект, такого в России ещё никто не делал. Прежде всего он показывает, что образ предпринимателя 90-х, эдакого «купи-продай», который гребёт всё под себя, устарел. Наоборот, оренбургский зритель видит: вот они, действующие бизнес­мены, умницы, талантливые, находчивые, продвинутые.

А для меня участие в проекте, кроме всего прочего, ещё и личный теледебют в качестве ведущего.

– Оренбургские бизнесмены тоже в последнее время охотно меняют амплуа, например, играют на сцене в благотворительных поста­новках.

– Это как раз и характеризует предпринимательскую натуру. Хочется всё время пробовать что-то новое, рисковать, выходить за границы привычного. Развитие происходит, когда теряешь привычную опору под ногами.

– Порой под риском люди понимают русский авось, надежду на чистое везение, которая многих приводит не к шампанскому, а к фиаско.

– Есть такой термин – локус контроля, это свойство лично­сти приписывать свои успехи и неудачи внешним факторам (везению, обстоятельствам) или внутренним (собственным усилиям, качествам, умениям). Для бизнесмена важнее внутренний локус контроля, то есть готовность брать ответственность на себя.

– Какое впечатление про­извели на вас оренбургские предприниматели, с которы­ми вы успели познакомиться? Правильный у них локус?

– Люди грамотные, с высоким уровнем подготовленности.

В «Бизнес-классе» я задаю им вопросы по финансовой политике, мотивации, стратегии – мне свободно отвечают. Видно, что это не новички. Некоторые идеи весьма оригинальны и перспективны. А эксперты ваши могут спокойно сами проводить бизнес-тренинги. И я бы пошёл к ним поучиться. Очень харизматичные люди, со своей философией.

А током уже не бьёт

– Локус локусом, но внешняя поддержка, особенно «малышам», в бизнесе точно не помешает.

– Хорошо, что у вас в Оренбуржье это понимают не только предприниматели, но и власть. Ваше региональное правительство для себя сделало выбор продвигать малый бизнес. Я лично наблюдал, как вице-губернатор Наталья Левинсон искренне интересовалась, чем ещё помочь участникам проекта. Приятно удивила и её позиция невмешательства в сам ход конкурса, в обсуждение претендентов, чтобы всё было честно, с настоящей конкурен­цией, как в жизни.

– Вы представились как менеджер проектов. А что это такое?

– Допустим, вам нужно получить какой-то результат, уложившись в определённое время и в ограниченный бюджет. Например, ремонт квартиры – это проект. Постройка дачи. Вывод на рынок нового продукта. Многие свои проекты ведут, но управляют ими бессистемно, хаотично, отчего и несут потери. А между тем существуют стандарты управления проектами (и даже ГОСТ!), использование которых позволяет экономить трудозатраты, время, ресурсы и нервы при том же результате. Наши бизнес-тренинги посвящены тому, как на практике применять эти стандарты в реальных проектах.

– В последнее время инте­рес к бизнес-тренингам небы­валый. Учатся все, от рядовых продавцов до топ-менеджеров крупных компаний. Зачем?

– Представьте ситуацию: обезьяны в клетке. Когда кто-то хочет сорвать банан, по клетке пускают ток. В итоге обезьяны больше не рвут, а подбирают бананы с пола. Сажают в клетку новую обезьяну. Она тянется за бананом. Но другие ей этого не дают, оттаскивают её. Новая обезьяна понимает: здесь так не принято, и больше не тянется. Потом обезьян меняют одну на другую, в итоге в клетке оста­ются обезьяны, которые про ток вообще ничего не знают, но по привычке собирают бананы с пола. Так и во многих компаниях существуют заведённые давным-давно правила и бизнес-процессы, которые уже не соответствуют реалиям рынка. Отправляя сотрудника на внешний тренинг, фирма у знаёт и привносит что-то новое. Может, током уже не бьёт и незачем собирать бананы с пола.

Проявил себя? Закрепи!

– Одни тренеры говорят, что «не надо путать зарабатывание денег и удовольствие, вкладывайте в т о, что приносит доход». Другие – что лучший бизнес – это хорошо оплачиваемое хобби.

– Результат важен, но по- настоящему выгодно то, что приносит радость в процессе. Мой бизнес вырос из хобби. А теперь в нашей базе около 8 тысяч юридических лиц. Из ста крупнейших компаний России все сто так или иначе с нами работали. У нас отучилось уже более 24 тысяч человек. Может, и в Оренбурге проведу тренинг или мастер-класс по управле­нию проектами. В ноябре, когда приеду на финал телепроекта «Бизнес-класс».

– Каким именно был ваш вклад в оренбургский телепроект?

– Помочь участникам рас­крыться перед жюри. Я определил тематику полуфиналов, придумал теоретические задачи для разминки и предложил практические кейсы – проблемные ситуации с тремя вариантами решения. Участник делает выбор и аргументирует его, причём в условиях конфликта, как если бы генеральный директор держал отчёт перед собственником предприятия, который тяготел к другому варианту решения. Это создаёт условия для того, чтобы учас тники могли продемонстрировать свои качества: готовность к риску либо осторожность, мышление в рамках или за рамками задачи, степень гибкости в переговорах, умение слушать других…

Без фаворитов

– А зачем членам жюри погружаться во внутренний мир участника? Разве не достаточно просто оценить выгоды и перспективность предлагае­мой им бизнес-идеи?

– Так рассуждают и многие предприниматели в поисках инвесторов. Думают, что д ля инвестора на первом месте продукт, который они придумали. Но это не так. Чтобы привлечь инвестора, нужно понимать, как он мыслит. Люди вкладывают в людей. Поэтому и нашим экспертам, решающим, кому дать 10 миллионов, важен не столько выбор участником того или иного решения в задаче, сколько его логика, убедительность аргументов и умение вести диалог. Некоторые конкурсанты начинали нервничать, обижаться, грубить – и именно из-за этого не прошли в финал.

Большой плюс конкурса – в непредсказуемости результата. Здесь нет фав оритов. Вчера, допустим, предприниматель сидел с Владимиром Путиным за столом и был уверен в победе, а сегодня не прошёл в финал. Обсуждения и споры членов жюри, тоже весьма эмоциональные, есть в закадровой версии.

– Получается, презентация бизнес-идеи – это только «встреча по одёжке», а к призу «проводят по уму». Сложную задачу поставили организа­торы!

– В финале у каждого участника будет персональный наставник из числа экспертов. Теперь соревноваться будут не только участники, вызов брошен и наставникам-экспертам. И это ещё больше усилит накал страстей. Чем больше люди вовлечены, тем всем интереснее. 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top