Ограничение движения большегрузного транспорта по дорогам региона, как и страны в целом, вводится ежегодно весной. Казалось бы, мотив понятен – дорожное полотно нужно сохранить. Вода везде камень точит, а в нашем противоречивом климате тем более. Но оказалось, что ситуация требует разъяснений.
Во-первых, потому что любое ограничение влечёт за собой некую реорганизацию хозяйственной деятельности бизнеса, а во-вторых, потому что не всегда и не все помнят о том, что общее имущество территории нужно беречь.
О социальной ответственности говорили с руководителями предприятий нефтедобывающей отрасли. Сами участники встречи оценили состоявшийся разговор как «жёсткий».
Убить дорогу за день
Начал встречу первый вице-губернатор Сергей Балыкин с объяснения некоторых цифр:
– Ежегодно в России дороги разрушаются на 3 триллиона рублей, а на реконструкцию выделяется только 1 триллион. Вы все знаете, что суммы затрат на ремонт дорожной сети несопоставимы с тем, что мы собираем в виде налогов.
Дорожная проблема должна быть близка и понятна углеводородной отрасли. Эти пред приятия работают практически на всей территории области. И география их расширяется. Ещё два года назад в 14 территориях присутствовали нефтяники, сегодня уже в 20 районах области добываются запасы и ходят большие, тяжёлые бойлерные машины.
Пожалуй, нет ни одного сельского поселения, где жители бы не возмущались разбитыми дорогами, которые оставляют после себя нефтедобытчики, и не отсылали бы в правительство коллективные жалобы.
Люди просят отремонтировать дороги и повлиять на нефтяников.
– В летний период также движение будет ограничиваться, если температура воздуха поднимется выше 32 градусов. Асфальтовое покрытие плавится, – акцентировал Сергей Викторович. – Мы не случайно проводим это совещание именно с представителями нефтегазовой отрасли. Техника, занятая в процессе добычи, наносит значительный ущерб автодорогам. В весенний период буквально за сутки можно привести полотно в полную непригодность.
В прошлом году так случилось с участком Майорское – Белоусовка. В Матвеевском районе гравийную дорогу Бугуруслан – Старокутлумбетьево разбили. И таких примеров немало.
Крик души дорожника
Дмитрий Хусид, руководитель ГУДХОО региона, был очень эмоционален:
– К сожалению, многолетний опыт работы с нефтяниками скорее отрицательный. 2745 километров дорог с гравийным покрытием подпадает под ваши маршруты. И у нас есть все шансы этой весной потерять эти дороги.
Почему-то все забывают, что там должны ездить не только ваши машины, но и школьные автобусы, автомобили скорой помощи, МЧС. Да просто бабушки и дедушки на своих стареньких «жигулях» до райцентра добраться не могут.
Помните дорогу Новоорск – Энергетик? Там есть карьер. Почему-то предприятие решило, что им срочно нужно вывезти весь имеющийся материал за ночь. Дорогу разбили за сутки.
В результате мы получили волну возмущений жителей Новоорска и уже 4 года ремонтируем полотно за счёт бюджета. Сейчас там предприятие свою погрузку перенесло на железную дорогу.
Давайте думать, как можем поступить и мы с вами.
Нефть для людей
Социальную ответственность бизнеса обсуждали с нескольких точек зрения.
Во-первых, дороги – это связь с внешним миром для сельских территорий. Требования к перевозке школьников теперь очень высоки. Но, как отметил Дмитрий Хусид, с такими дорогами автобусы станут ветеранами раньше 10-летнего срока.
Санавиация всё чаще вынуждена оказывать помощь людям, поскольку автомобиль скорой помощи проехать не может.
Но если эти аргументы на нефтяников не действуют, значит, можно напомнить им, что договор «О социальном партнёрстве» обязателен при получении лицензии на добычу.
И если большие нефтяные компании делают в этом направлении очень много, то «маленькие нефтедобытчики» чаще всего социально безответственны. То есть территории от их присутствия не только не развиваются, а несут убытки.
ООО «Газпромнефть-Оренбург», например, покупает автомобили скорой, ремонтирует детские сады и школы, строит детские площадки в тех районах, где добывает нефть. А другие так не делают.
Контроль за контролёрами
Начальник ГИБДД по Оренбургской области Андрей Костенков усилил впечатление от «жёсткого» разговора. Он заверил собравшихся, что нарушители режима ограничения обязательно будут задержаны.
Более того, чтобы предупредить недобросовестность сотрудников Госавтоинспекции, за ними будет организован контроль. И штраф за нарушение режима будет налагаться не всегда на водителя большегруза.
Пришло время работы с ответственностью юридических лиц.
Елена Черных