Пограничное стояние бизнеса

В октябре 2016 года президент России Владимир Путин встречался с предпринимателями Оренбуржья. С теми, которые взаимодействуют с Казахстаном.

И самый первый вопрос, прозвучавший на той встрече, был про Сагарчин: давно не ремонтированная дорога и низкая пропускная способность приграничного пункта пропуска.

Задал его Олег Бочкарёв, предприниматель, руководитель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Мы решили поговорить с ним об итогах минувшего года.

 

Когда решает Москва

– Олег Викторович, почему именно про Сагарчин и дорогу спросили у президента?

Оперативность и комфорт в дороге – одна из основных составляющих международных отношений бизнеса. Сам регулярно езжу в Казахстан. Проблема – с нашей стороны границы. В одной очереди стоят большегрузные коммерческие фуры, трудовые мигранты и простые граждане России и Казахстана, которые решили на выходные съездить в гости. При этом, понятное дело, к трудовым мигрантам у пограничников внимание более пристальное – на проверку их документов уходит много времени. Так на стояние в очереди уходит от 2 до 7 часов.

Со стороны Казахстана пункт пропуска оборудован. Транспортные потоки разделены, есть инфраструктура и сервис. Но, миновав казахстанский участок, люди попадают в «узкое горлышко» российского.

Несколько пограничников работают в одном небольшом вагончике. А вокруг кроме голой степи – ничего! Конечно, надо оборудовать пункт пропуска, иначе о каком расширении международных отношений и торговли можно говорить?

– Большая часть вопросов, прозвучавших на той встрече, стала реальными поручениями президента. Значит, Сагарчин тоже будет оборудован?

– Участок дороги будет отремонтирован в 2017 году. Он на федеральной трассе, регион не отвечает за него. После встречи с Владимиром Владимировичем запланирован капитальный ремонт с наступлением тёплого времени года. Это радует. Наконец-то вопрос, который не решался столько лет, сдвинулся с места.

А вот с пунктом пропуска пока непонятно. Как оказалось, это хозяйство находится вовсе не в ведении Управления погранслужбы, они только охраняют границу. За эксплуатацию, ремонт и строительство пунктов пропуска отвечает Федеральное казённое учреждение «Росгранстрой». Оно, в свою очередь, находится в ведении Минтранса России. Ближайший территориальный филиал Росгранстроя в Челябинске. Мы написали им письмо, предложили заключить соглашение о сотрудничестве. Первая реакция была положительная. В ноябре прошлого года прислали письмо о том, что наше предложение направлено в Москву на согласование. Ждём.

 

Клубника без справок

– Ваша общественная организация – это такой коллективный бизнес-омбудсмен. «Опора России» составила свой мониторинг состояния бизнеса на текущий период. Как, по-вашему, малое и среднее предпринимательство переживает кризис?

– Я бы очень рекомендовал вообще от слова «кризис» отказаться. Называйте это новой экономической реальностью.

Давайте вообще называть вещи своими именами – против нас ведётся война. Прикрываются высокими лозунгами. На самом деле санкции – просто один из методов конкурентной борьбы. К новым условиям российскому бизнесу приспосабливаться трудно. Но я уверен, что мы всё это преодолеем.

– А что у бизнеса с показателями по итогам года?

– К сожалению, почти все они ниже уровня стабильности. И если индекс промышленного производства очевидно вырос, то показатели торговли упали. Это очень плохо.

– Многие с вами не согласятся. Общепринятое мнение прямо противоположное.

– Вы путаете понятия. У нас в отчётности всё хорошо, если сравнивать количество торговых площадей на душу населения. Но что это за площади? Это большие торговые центры, где продают в основном импортные товары, и федеральные торговые сети. А где продаются товары местных производителей? Торговля – это драйвер экономики. Можно выпускать много продукции, но если нет возможности её реализовать, то производство остановится. Обратите внимание, местные товары в федеральные ритейлерские сети так и не попали. Не пускают местных. И каждый договор приходится отвоёвывать с боем. А была бы местная торговая сеть, всё было бы иначе.

– Как человек опытный, скажите, почему до сих пор не создана такая торговая сеть? В чём причина?

– Причин много. Но один аспект я могу осветить. Была у нашего коллеги уверенная попытка создать в городе мобильную торговую сеть. Ездили по Оренбургу автолавки, продавали овощи и фрукты местных фермеров. Но городские власти этот бизнес просто не пустили. Не дали работать. Сейчас в этой ситуации разбирается прокуратура. Если всё решится по справедливости, попробуем снова.

– А как городские власти могут воспрепятствовать бизнесу?

– Очень просто. Везёт человек партию клубники из Соль-Илецка. Допустим, 400 килограмм. Ему ветнадзор говорит: «Делай справку». Он делает. В Оренбурге делит партию на более мелкие и развозит по точкам. На каждой точке к нему подходит проверка и говорит: «Справку давай». Он им предъявляет. А они говорят: «Нет. На эту мелкую партию отдельную справку давай». И так на каждом шагу.

Постоянно выписывали какие-то предписания. И не на юридическое лицо, а на продавца. Владельца так этими проверками замучили, что у него даже водители с санитарными книжками по городу ездили. На всякий случай. Причём штрафуют его точку, а рядом стоит нелегальный продавец, но к нему даже не подходят.

С управленцами в Оренбурге бывает очень трудно работать. Не всегда, конечно, но… Налаживать взаимодействие с областной властью гораздо проще.

 

Начать без кредита

– На что ориентироваться бизнесу в новых экономических условиях?

– Как ни банально это прозвучит, но главный ориентир – импортозамещение. Это актуально теперь и будет актуально ещё долго. Нужно искать ниши и в производстве, и в торговле. Работает огромное количество программ господдержки, которые направлены на развитие этого сектора. Если есть возможности и желание, нужно заниматься сельским хозяйством. Его поддерживает государство сегодня больше, чем кого бы то ни было. Высокие технологии, инновации – всему этому помогают госпрограммы. Можно войти в них и получить финансовую поддержку для развития бизнеса.

– Назовите главные риски для начинающих предпринимателей.

– Самый главный риск для бизнесмена – это всегда он сам. Чем бы он ни занимался, всегда есть риск, что-либо переоценишь свои возможности, либо, наоборот, недооценишь себя. Нужно быть внимательнее, анализировать, прежде чем, например, взять кредит. А начинающим предпринимателям я бы вообще рекомендовал никогда не стартовать с кредита. Впрочем, «никогда» слишком категоричное слово. Давайте скажем так: изо всех сил старайтесь не брать кредит на начало нового дела. Старайтесь заработать.

 

Беседовала Елена Черных

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top