Серж Шаршун стал основоположником орнаментального кубизма.
Каждый год 24 ноября парижане приходят на могилу Сергея Шаршуна почтить память художника. Вспоминают его и в России, особенно в Бугуруслане, откуда родом этот необычный живописец. Необычный, потому что мог нарисовать… музыку.
Музыкальная весть
Художник-авангардист Сергей Шаршун изобразил на холсте 1-й концерт для фортепиано Чайковского в далёком 1957 году. Сегодня эта репродукция и ряд других работ хранятся в филиале государственного архива в Бугуруслане. Созерцание его необыкновенных картин дарит позитивное настроение. Впечатление и мнение об авторе складываются моментально: чуток к цвету и ритму, любит геометрические фигуры, умеет их композиционно расположить так, что в полотнах нет ничего лишнего и громоздкого.
Настоящий мастер, в творчестве которого особое место занимает музыкальная тема. Он ни разу ей не изменил! Сергей Иванович часами слушал любимые произведения Бетховена, Чайковского, Баха, Скрябина, Стравинского, Вагнера, а потом свои ощущения переносил на холсты в стилистике кубизма.
Так появились на свет полотна, которые современные искусствоведы называют шедеврами: «Вторая симфония Бетховена», «Седьмая симфония Бетховена», «Аппассионата», «Симфония № 2 Берлиоза», «Флейта и оркестр». И в мир изобразительного творчества пришёл, как его окрестили, художник-музыкалист.
Сергей Шаршун родился в купеческой семье 16 августа 1888 года (по некоторым источникам – 1889 года) в Бугуруслане тогда ещё Самарской губернии. Отец, Иван Михайлович Шаршун, словак по происхождению, торговал мануфактурой. Мать, Матрёна Ивановна Саламатина, русская. Документы свидетельствуют, что семья прожила в Бугуруслане до Гражданской войны. Серёжа, с детства любивший писать пейзажи, мечтал стать художником. В 1908 году уезжает в Москву. Занимается в частной студии Ильи Машкова. Столица открывает юноше из провинции модные западные веяния в искусстве: фовизм, футуризм, кубизм. Он с головой погружается во всё новое. С радостью узнаёт, что именно к этому лежит его душа. И жизнь прекрасна, точнее, была бы прекрасной, если бы… Эх, если бы не армия, которая повернёт колесо Фортуны на 180 градусов и разлучит его с родиной. Разлучит, потому что тонкая натура Сергея Шаршуна не приняла жёстких законов армейской службы. В 1912 году после конфликта с командиром он дезертирует и уезжает во Францию. Ему 24 года.
В кубизм с головой
В Париже Сергей Шаршун поступает в академию «Палитра», где торжествуют кубисты. Вступает в их ряды. Во время Первой мировой войны уезжает в Барселону. Испано-мавританская культура, особенно искусство росписи керамической плитки, обогащает его опыт. По словам художника, его работы становятся более красочными и орнаментальными. После проведения первой персональной выставки, которую посетил сам Пабло Пикассо, художник возвращается во Францию.
Это был 1917 год. В России революция. Потом Гражданская война. Потом образование СССР. Потом… он так хотел увидеть, что же творится на земле его предков. Но все его попытки получить визу на въезд в Россию были безуспешны. Возможно, именно эта щемящая тоска по родине заставляет мастера кисти взяться ещё и за перо. Впоследствии он станет писателем, займётся и поэзией. В 1918 году напишет поэму в прозе «Долголиков».
Листаю страницы произведения. Похоже на духовную биографию, в которой узнаётся судьба самого автора. Это история одиночества человека, прожившего долгую жизнь. Будет ли на этом пути тропинка в родные края? Увидит ли он наконец свой Бугуруслан, затерявшийся среди живописных холмов? Вдохнёт ли терпкий аромат степного разнотравья? Сергей Иванович так ни разу и не женился. Ни семьи, ни детей, ни близких родственников рядом. Только картины, поэмы, рассказы, романы, а в них память о том, что дорого и мило сердцу с детства. Кажется, он помнит всё до мелочей, как в Бугуруслане «…дедушка посадил внучат в тарантас и поехал за реку. Ехали сонным городком через Соборную площадь. Мучники играли в шашки. Женщины несли на коромыслах воду с «бассейны».
Таким запомнил он Бугуруслан конца XIX века. Ещё одна страсть художника – морская тема. «Гондола», «Вечное море». Получилось оригинально и несколько неожиданно. «Я не рассудочен, я впечатлителен», – говорил Сергей Иванович о себе, о философии собственного творчества. Самыми плодотворными для него были 50-е годы прошлого столетия. Живописные творения шли нарасхват. Его приглашали лучшие галереи Брюсселя, Берлина, Рима, Парижа. В историю мирового изобразительного искусства он вошёл как Серж Шаршун, основоположник нового направления в живописи «орнаментальный кубизм».
Возвращение Шаршуна
А на родину он всё-таки вернулся! Но только в картинах, книгах, документах и фотографиях. Вернулся благодаря бугурусланским архивистам. Произошло всё совершенно случайно летом 1998 года.
Однажды Елена Мишанина, тогдашний директор филиала Госархива Оренбургской области в Бугуруслане, услышала по радио информацию о том, что «сегодня, 16 августа, исполняется 110 лет со дня рождения известного художника, писателя Сергея Шаршуна. Родился он в городе Бугуруслане Самарской губернии, теперь Оренбургской области».
Сообщение очень взволновало Елену Владимировну. «Как же так получается, что мы ничего не знаем о своём земляке?» – удивилась она и написала на московское радио письмо. Ответ не заставил себя ждать. Ей помогли выйти на близкого друга и душеприказчика Сергея Шаршуна в Париже Рене Герра.
Профессор, учёный, собиратель, хранитель, популяризатор богатого архива литературы и искусства русской миграции периода Первой мировой войны, он с удовольствием откликнулся на просьбу архива подробней рассказать о Шаршуне. Более того, в 2006 году он приезжает в Бугуруслан! Привозит множество материалов о нашем земляке, в том числе 15 живописных работ. Копии с них составили небольшой вернисаж в зале архива. Его специалисты по сохранившимся документам (датируются они 1885 годом) находят дом, в котором жила семья Шаршун. В самом сердце Бугуруслана, на улице Московской, 49, красуется он и сейчас, большой деревянный, со множеством окон и резными наличниками. Сегодня в нём располагается Бугурусланский городской финансовый отдел.
Господин Герра подарил архиву фотографии Сергея Ивановича. На одной он ещё молод и силён, тогда он много путешествовал. В Берлине задержался почти на 14 месяцев. Всё пытался через Германию прорваться в Россию. Но увы… Встречался с Маяковским, Пастернаком, Есениным и его женой Айседорой Дункан. Они-то и рассказали ему правду об СССР. Тогда Сергей Иванович и смирился с мыслью, что в эту страну ему, пожалуй, не попасть.
А вот другая фотография. Он уже старик с бородой, в очках. Но взгляд такой же добрый, уверенный. Наверное, он интуитивно всё же чувствовал, что когда-нибудь, если не сам, то его наследие, непременно попадёт на историческую родину. Если не в XX, то в XXI веке. И соотечественники обязательно помянут его добрым словом, особенно в день его смерти, 24 ноября.
Справка «О»
Сергей Иванович Шаршун умер в ноябре 1975 года в возрасте 87 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Париже. Энциклопедии о нём немногословны: «живописец, график, поэт, прозаик».
Кубизм – в изобразительном искусстве начала XX века формалистическое направление, последователи которого представляли предметный мир в простых геометрических формах (куб, конус, грани).
Елена Горчакова