fbpx

Хорошо забытое старое

В минувшие выходные в Оренбурге произошло сразу два ярких события: колядки в масках ряженых в Национальной деревне и турнир по боям на световых мечах «Через тернии к звёздам».

Организатором обоих выступила Оренбургская региональная общественная организация по возрождению русской культуры «Пересвет». Мы побеседовали с её руководителем Александром Патлаховым.

Дед Мороз в доспехах 

– Александр Евгеньевич, как давно работает в Оренбуржье русское обще­ство «Пересвет»?

– Неофициально отсчёт ведётся с пер­вого фестиваля «Легенды Руси». Мы про­вели его в Ташле Тюльганского района летом 2014 года. А официально наш день рождения 8 сентября, в день Куликовской битвы.

Если помните, Александр Пере­свет участвовал в поединке богатырей перед битвой. Противостоял ему считав­шийся непобедимым Челубей. История гласит, что копьё Челубея было значи­тельно длиннее обычного. Вступая с ним в бой, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выбитым из седла. Зная это, Александр Пересвет снял с себя доспехи, рассчитав, что без них копьё быстрее пройдёт через его тело, и он успеет нанести удар Челу­бею.

Так и случилось. Пересвет вернулся к русскому строю смертельно раненным, но не побеждённым.

– Не было сомнений, будет ли от­клик у населения?

– В том же 2014-м, перед Новым го­дом, к нам обратились сразу два главвра­ча с просьбой как-то порадовать детишек, которым предстояло встретить праздник в больнице. Мы подумали, что просто нарядиться Дедом Мороз ом слишком обыденно. И решили: Дед Мороз должен быть в богатырских доспехах. Поняли по реакции детей и персонала, что это попа­дание в яблочко. Более того, мы увидели, что наша аудитория не только дети. И с историческим периодом угадали. Русь X – XIII веков – эпоха не просто былинных богатырей, а вполне реальных – Алексан­дра Невского, Дмитрия Донского, уже упомянутого Александра Пересвета.

– Что нового вы предложили орен­буржцам?

– Прежде всего мы продвигаем идею, что русская традиция, история и культура не должны сводиться только к музейным экспонатам. Мы не призываем вернуться в прошлое, уйти в лес и ходить в лаптях.

Наоборот, русская культура должна стать ярким дополнением современной жизни и фундаментом для нашего внутреннего, духовного состояния. Формат «сцена – зритель» уже не так привлекателен для публики.

Поэтому мы с делали акцент на непосредственном участии. Люди приходят не просто посмотреть, что для них приготовили, они приходят на интерактив – в костюмах, стилизованных под русскую старину, готовые участвовать в хороводах, богатырских забавах, народ­ных игрищах, мастер-классах, ярмарке.

Витязи вместо викингов

– Помню фестиваль «Легенды Руси» летом 2017 года. Бросилось в глаза, что интерес к обычаям и забавам средне­вековой Руси проявляли люди самых разных национальностей. Они так же наряжались в костюмы славян эпохи раннего Средневековья, плели венки и охотно фотографировались с гли­няными кувшинами у стогов с сеном.

– И через костёр прыгали, и мёд в ша­тре дегустировали. У нас в Оренбуржье все народы как одна семья.

– Случайной гостьей на том фести­вале оказалась преподаватель истфака МГУ Елена Ларина, которая отозва­лась так: «Не ожидала увидеть столь неподдельный интерес к славянской тематике. Сейчас многие увлекаются исторической реконструкцией, но почему-то больше европейским, а не русским».

– Именно! А зачем нам викинги, когда есть витязи! Запад со своими ценностями переманивает нашу молодёжь, а мы что можем предложить? Русскую культуру нужно нести с гордостью и уважением, а не как в той поговорке: «Нашему бы дурачку да кусочек кумачку». Мы в Оренбуржье бок о бок живём с другими народами, и у них иной раз стоило бы поучиться, как со­хранять свои традиции, как не позволять делать культуру клоунадой.

– Историческая реконструкция сей­час действительно модное движение. И в Оренбурге есть кружки, в которых подростки мастерят кольчуги, щиты, шьют традиционную для русского Средневековья одежду.

– Они реконструируют материаль­ные ценности, а мы – отношение к этим ценностям. Нам важна не только сама рубаха, а как русский человек жил в этой рубахе, не меч, а те победы, которые были добыты этим мечом. Костяк «Пересве­та» – это семейные люди, порой в трёх поколениях.

Бывает, ребёнок захотел заниматься историческим фехтованием на мечах в доспехах. А позже смотрим – и родители записались. Кстати, общее увлечение сплачивает семьи. У нас есть дуэльное фехтование, для детей – без­опасное фехтование на мягком доспехе. Молодёжи интересны бои на световых мечах в формате «Звёздных войн».

– Расскажите про турнир на свето­вых мечах, который прошёл в воскре­сенье. Такое в Оренбуржье впервые?

– Да. Мы дали ему название «Через тернии к звёздам». И это не случайно. Обратите внимание, западные герои, Гарри Поттер, Супермен, Человек- паук, получают некую сверхсилу по волшебству. А мы хотим подчеркнуть, что для русских характерно другое. Что сверхсила не нечто внешнее, что она в самом человеке, в его духовном стержне, воспитании, семье, ценностях. Собой можно гордиться, когда ты что-то пре­одолел. Если ты сам добился, то у тебя этого не отнять, а халява как пришла, так и исчезнет.

Старших надо слушать

– Каким ещё ценностям учит нас средневековая Русь? Уважение к стар­шим свойственно русским или это, ско­рее, добродетель восточных народов?

– Конечно свойственно. Во всех сказках и былинах звучит: кто старше­го не слушает, тот попадает во всякие передряги. Семейным ценностям учит, много детей в семье у русских. Я сам отец пятерых детей.

– О вашем сыне Вадиме наша газета однажды писала. Он тогда рассказы­вал, что не все сверстники разделяют его увлечение историей, поиск сути понятия «русский», но и единомыш­ленников хватает, и в основном это спортивные целеустремлённые ребя­та, с яркой индивидуальностью, далё­кие от вредных привычек.

– Так и есть.

– А есть что-то, что вы открыли для себя?

– На гуслях научился играть за четы­ре месяца. Помог опыт игры на гитаре. Теперь на гуслях исполняю песни Вик­тора Цоя. Получились «старые сказки на новый лад».

– Какие интересные проекты уда­лось реализовать обществу «Пересвет» за 6 лет работы?

– Было несколько больших ежегодных фестивалей: «Легенды Руси», областной праздник Ивана Купалы, летний во­енно-исторический фестиваль «Ратная слава» и зимний «Врата великой степи» (планируется в феврале). Работает во­енно-исторический клуб «Русич», прово­дятся мастер-классы по традиционным русским ремёслам, рукоделию, пошиву исторического русского костюма.

Вы­езжаем в приключенческие экспедиции по Оренбургской области, сотрудничаем с заповедниками. Это джип-экскурсии, люди ездят семьями. Участвуем в фе­стивалях близкой тематики в других регионах. Любимый многими формат – этнографический шатровый лагерь «Лучезар», выбираем красивое место и на несколько дней погружаемся в сказку. Едим из глиняной посуды, ходим в одежде XIII века, гаджеты и другие блага циви­лизации стараемся минимизировать для большей аутентичности.

– Что современники могут из этого вынести для себя?

– Главная задача – поменять сте­реотипы о русскости. Все эти обидные поговорки и анекдоты, порочащие и искажающие образ русского человека. Некоторые и сейчас думают, что сила русского богатыря в том, сколько он может выпить. А на самом деле в том, сколько ответственности он берёт на себя в жизни. Каждый народ дорожит своей самобытностью, традициями. Первый же наш фестиваль показал, что запрос в обществе на возрождение русской само­бытности есть.

– Вас радует тенденция, что всё больше оренбуржцев называют детей старорусскими именами? Клим, Аким, Гордей…

– Радовало бы, если бы люди делали это по зову своей души, а не по принци­пу «лишь бы не как у всех». Получается, Дим и Андреев много, так пусть у меня будет Святослав? Я против показухи, меня больше волнует, что внутри, какие мотивы за этим стоят.

Фото Олега Рукавицына

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top