В минувшие выходные в Оренбурге произошло сразу два ярких события: колядки в масках ряженых в Национальной деревне и турнир по боям на световых мечах «Через тернии к звёздам».
Организатором обоих выступила Оренбургская региональная общественная организация по возрождению русской культуры «Пересвет». Мы побеседовали с её руководителем Александром Патлаховым.
Дед Мороз в доспехах
– Александр Евгеньевич, как давно работает в Оренбуржье русское общество «Пересвет»?
– Неофициально отсчёт ведётся с первого фестиваля «Легенды Руси». Мы провели его в Ташле Тюльганского района летом 2014 года. А официально наш день рождения 8 сентября, в день Куликовской битвы.
Если помните, Александр Пересвет участвовал в поединке богатырей перед битвой. Противостоял ему считавшийся непобедимым Челубей. История гласит, что копьё Челубея было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выбитым из седла. Зная это, Александр Пересвет снял с себя доспехи, рассчитав, что без них копьё быстрее пройдёт через его тело, и он успеет нанести удар Челубею.
Так и случилось. Пересвет вернулся к русскому строю смертельно раненным, но не побеждённым.
– Не было сомнений, будет ли отклик у населения?
– В том же 2014-м, перед Новым годом, к нам обратились сразу два главврача с просьбой как-то порадовать детишек, которым предстояло встретить праздник в больнице. Мы подумали, что просто нарядиться Дедом Мороз ом слишком обыденно. И решили: Дед Мороз должен быть в богатырских доспехах. Поняли по реакции детей и персонала, что это попадание в яблочко. Более того, мы увидели, что наша аудитория не только дети. И с историческим периодом угадали. Русь X – XIII веков – эпоха не просто былинных богатырей, а вполне реальных – Александра Невского, Дмитрия Донского, уже упомянутого Александра Пересвета.
– Что нового вы предложили оренбуржцам?
– Прежде всего мы продвигаем идею, что русская традиция, история и культура не должны сводиться только к музейным экспонатам. Мы не призываем вернуться в прошлое, уйти в лес и ходить в лаптях.
Наоборот, русская культура должна стать ярким дополнением современной жизни и фундаментом для нашего внутреннего, духовного состояния. Формат «сцена – зритель» уже не так привлекателен для публики.
Поэтому мы с делали акцент на непосредственном участии. Люди приходят не просто посмотреть, что для них приготовили, они приходят на интерактив – в костюмах, стилизованных под русскую старину, готовые участвовать в хороводах, богатырских забавах, народных игрищах, мастер-классах, ярмарке.
Витязи вместо викингов
– Помню фестиваль «Легенды Руси» летом 2017 года. Бросилось в глаза, что интерес к обычаям и забавам средневековой Руси проявляли люди самых разных национальностей. Они так же наряжались в костюмы славян эпохи раннего Средневековья, плели венки и охотно фотографировались с глиняными кувшинами у стогов с сеном.
– И через костёр прыгали, и мёд в шатре дегустировали. У нас в Оренбуржье все народы как одна семья.
– Случайной гостьей на том фестивале оказалась преподаватель истфака МГУ Елена Ларина, которая отозвалась так: «Не ожидала увидеть столь неподдельный интерес к славянской тематике. Сейчас многие увлекаются исторической реконструкцией, но почему-то больше европейским, а не русским».
– Именно! А зачем нам викинги, когда есть витязи! Запад со своими ценностями переманивает нашу молодёжь, а мы что можем предложить? Русскую культуру нужно нести с гордостью и уважением, а не как в той поговорке: «Нашему бы дурачку да кусочек кумачку». Мы в Оренбуржье бок о бок живём с другими народами, и у них иной раз стоило бы поучиться, как сохранять свои традиции, как не позволять делать культуру клоунадой.
– Историческая реконструкция сейчас действительно модное движение. И в Оренбурге есть кружки, в которых подростки мастерят кольчуги, щиты, шьют традиционную для русского Средневековья одежду.
– Они реконструируют материальные ценности, а мы – отношение к этим ценностям. Нам важна не только сама рубаха, а как русский человек жил в этой рубахе, не меч, а те победы, которые были добыты этим мечом. Костяк «Пересвета» – это семейные люди, порой в трёх поколениях.
Бывает, ребёнок захотел заниматься историческим фехтованием на мечах в доспехах. А позже смотрим – и родители записались. Кстати, общее увлечение сплачивает семьи. У нас есть дуэльное фехтование, для детей – безопасное фехтование на мягком доспехе. Молодёжи интересны бои на световых мечах в формате «Звёздных войн».
– Расскажите про турнир на световых мечах, который прошёл в воскресенье. Такое в Оренбуржье впервые?
– Да. Мы дали ему название «Через тернии к звёздам». И это не случайно. Обратите внимание, западные герои, Гарри Поттер, Супермен, Человек- паук, получают некую сверхсилу по волшебству. А мы хотим подчеркнуть, что для русских характерно другое. Что сверхсила не нечто внешнее, что она в самом человеке, в его духовном стержне, воспитании, семье, ценностях. Собой можно гордиться, когда ты что-то преодолел. Если ты сам добился, то у тебя этого не отнять, а халява как пришла, так и исчезнет.
Старших надо слушать
– Каким ещё ценностям учит нас средневековая Русь? Уважение к старшим свойственно русским или это, скорее, добродетель восточных народов?
– Конечно свойственно. Во всех сказках и былинах звучит: кто старшего не слушает, тот попадает во всякие передряги. Семейным ценностям учит, много детей в семье у русских. Я сам отец пятерых детей.
– О вашем сыне Вадиме наша газета однажды писала. Он тогда рассказывал, что не все сверстники разделяют его увлечение историей, поиск сути понятия «русский», но и единомышленников хватает, и в основном это спортивные целеустремлённые ребята, с яркой индивидуальностью, далёкие от вредных привычек.
– Так и есть.
– А есть что-то, что вы открыли для себя?
– На гуслях научился играть за четыре месяца. Помог опыт игры на гитаре. Теперь на гуслях исполняю песни Виктора Цоя. Получились «старые сказки на новый лад».
– Какие интересные проекты удалось реализовать обществу «Пересвет» за 6 лет работы?
– Было несколько больших ежегодных фестивалей: «Легенды Руси», областной праздник Ивана Купалы, летний военно-исторический фестиваль «Ратная слава» и зимний «Врата великой степи» (планируется в феврале). Работает военно-исторический клуб «Русич», проводятся мастер-классы по традиционным русским ремёслам, рукоделию, пошиву исторического русского костюма.
Выезжаем в приключенческие экспедиции по Оренбургской области, сотрудничаем с заповедниками. Это джип-экскурсии, люди ездят семьями. Участвуем в фестивалях близкой тематики в других регионах. Любимый многими формат – этнографический шатровый лагерь «Лучезар», выбираем красивое место и на несколько дней погружаемся в сказку. Едим из глиняной посуды, ходим в одежде XIII века, гаджеты и другие блага цивилизации стараемся минимизировать для большей аутентичности.
– Что современники могут из этого вынести для себя?
– Главная задача – поменять стереотипы о русскости. Все эти обидные поговорки и анекдоты, порочащие и искажающие образ русского человека. Некоторые и сейчас думают, что сила русского богатыря в том, сколько он может выпить. А на самом деле в том, сколько ответственности он берёт на себя в жизни. Каждый народ дорожит своей самобытностью, традициями. Первый же наш фестиваль показал, что запрос в обществе на возрождение русской самобытности есть.
– Вас радует тенденция, что всё больше оренбуржцев называют детей старорусскими именами? Клим, Аким, Гордей…
– Радовало бы, если бы люди делали это по зову своей души, а не по принципу «лишь бы не как у всех». Получается, Дим и Андреев много, так пусть у меня будет Святослав? Я против показухи, меня больше волнует, что внутри, какие мотивы за этим стоят.
Фото Олега Рукавицына