«Свадьба Кречинского» наделала много шума в XIX столетии. И с тех пор не сходит со сцены. Столичный режиссёр Сергей Яшин на прошлой неделе представил премьеру неоднозначной комедии в Оренбургском драматическом театре.
Заслуженный артист России Сергей Тыщенко был в эти дни «дважды главным героем»: основное действующее лицо и юбиляр. В свой бенефис по поводу 50-летия он исполнил роль Кречинского.
На оренбургской сцене Сергей Тыщенко служит более двадцати лет. За это время он создал немало запоминающихся образов: Назар Дума в «Свадьбе в Малиновке», священник Дункан в «Примадоннах», шорник-мечтатель в шукшинских «Милых людях», предприниматель в «Грибном царе».
В новой постановке Сергей Тыщенко порадовал зрителя не только колоритной игрой, но и проникновенным исполнением романсов.
Смешно или грустно?
Героев – игроков, пройдох и прожигателей жизни, готовых в любой ситуации ухватиться за хвост птицы счастья, на сцене появлялось немало. Но так, чтобы, что называется, в один флакон все пороки и достоинства были слиты, удалось сделать Александру Сухово-Кобылину.
Михаил Кречинский к сорока годам промотал все средства и единственную возможность обеспечить себе тихую спокойную старость видит в выгодном браке. Жертву он определил быстро. Это юная Лидочка, дочка зажиточного ярославского помещика Муромского. Старик купил в Москве дом, но тяготится столичной жизнью.
Чего не скажешь о его сестре, мечтающей обустроить дом по-светски. Поэтому тётушка Анна Антоновна быстро прониклась уважением к господину Кречинскому – человеку, вкус во всём имеющему. Лидочка так же быстро воспылала к нему любовью, и друг её папаши Владимир Нелькин, имевший виды на юную деву, оказался не у дел. Зная слухи про Кречинского, что он игрок и в долгах весь, решает вывести его на чистую воду.
Что у него в итоге и получается.
Кречинский вместо драгоценной броши с бриллиантом всучает ростовщику Беку безделушку со стразами. Обман вскрывается, однако добрая душа Лидочка отдаёт Беку свою брошь. Но счастье её с Кречинским уже невозможно.
Кто не видел этой комедии, спросит, а что же здесь смешного? Некоторые современники Сухово-Кобылина отмечали, что пьеса имеет трагический характер.
По ходу действия Кречинский отпускает множество колких и остроумных фраз, вызывающих улыбку зрителя, но именно улыбку – не больше.
Комедийное действие удачно определяется другом Кречинского – Иваном Расплюевым.
Автор пьесы показывает его маленьким, ничтожным человечишкой, плутом, постоянно попадающим в переплёт. Эмоционально, блистательно создал образ падшего человека заслуженный артист России Сергей Кунин. По мне, так это одна из его лучших работ. Он в каждый момент вызывает у зрителя различные чувства: то отвращение, то смех, то жалость.
У каждого своя страсть
Режиссёр-постановщик Сергей Яшин заявил главного героя пьесы как «заигравшегося замечательного и прекрасного человека». Сергей Тыщенко в роли Кречинского именно таков. Актёру удалось гармонично войти в образ породистого светского льва с одним лишь изъяном – пустыми карманами. Он же – игрок и прожигатель жизни.
Кречинский-Тыщенко буквально влюбляет в себя зрителя обаянием, эрудицией и умением найти выход из любой ситуации. И зритель, кажется, готов ему простить все грешки. Ведь кого обманул-то Кречинский – препротивнейшего ростовщика, составляющего себе состояние на бедах других людей.
Но действительно ли Кречинский настолько «замечателен и прекрасен»? Ответ на этот вопрос даёт текст пьесы, который, кстати, очень точно был воспроизведён в постановке. Кречинский – заложник обстоятельств. И ему нет дела до любви провинциальной девушки. Когда он заводит речь о страсти, сам же иронично про себя замечает: «Искать страсть, всё равно что искать дрова в протопленной печи». Для него жизнь – игра, но он готов играть и чужими судьбами.
«Выиграю наверняка, составлю себе дьявольское состояние и кончено: покой, дом, дура жена и тихая, почтенная старость». Собственно, эта одна реплика показывает его червоточину. Несостоявшаяся «дура жена» оказалась человеком чувствующим и душевно щедрым. Она спасла своего жениха от тюрьмы. Для Ольги Бересток это первая крупная роль. И молодая актриса настолько прониклась обстоятельствами, что даже на поклон вышла со слезами на глазах.
Спорные вещи
В этом спектакле много находок не только режиссёрских. Художник-постановщик москвичка Елена Качелаева довольно сложно оформила сцену: над героями дамокловым мечом висят игральные карты, и в се словно бы становятся заложниками судьбы, а в какой-то момент карты и главные герои. Оригинально выстроена и прихожая дома Муромских, быстро трансформирующаяся в прихожую Кречинского.
Привлекательна работа балетмейстера Натальи Ренёвой. Она и поддерживает комичный тон, и придаёт спектаклю атмосферу таинственности и лёгкости.
А вот обилие слуг, которые в нужный момент и рабочие сцены, и скоморохи, и олицетворение пороков, не всегда кажется уместным. В какой-то момент они закрывают главных героев, на сцене кажется тесно.
Небесспорен и герой Владимир Нелькин, вдруг читающий цитаты из «Горя от ума». Сыгранный актёром Сергеем Шахмутем, этот герой глуповат и до полубезумства истеричен, кажется, делает всё, чтобы вызвать у зрителя негативные чувства.
И, в общем-то, разный в разное время действия. Вначале появляется как светский франт и роковой герой, потом – простак и даже жалкий человек. Меж тем он помещик, человек достаточно практичный, и затевает всё, чтоб не были опозорены Лидочка и Муромский. Он, может, и не так умён, но честен. Хотя и его чувства в пьесе, скорее всего, небескорыстны.
Юрий Мещанинов