Жертвы обстоятельств

«Свадьба Кречинского» наделала много шума в XIX столетии. И с тех пор не сходит со сцены. Столичный режиссёр Сергей Яшин на прошлой неделе представил премьеру неоднозначной комедии в Оренбургском драматическом театре.

Заслуженный артист России Сергей Тыщенко был в эти дни «дважды главным героем»: основное действующее лицо и юбиляр. В свой бенефис по поводу 50-летия он исполнил роль Кречинского.

На оренбургской сцене Сергей Тыщенко служит более двадцати лет. За это время он создал немало запоминающихся образов: Назар Дума в «Свадьбе в Малиновке», священник Дункан в «Примадоннах», шорник-мечтатель в шукшинских «Милых людях», предприниматель в «Грибном царе».

В новой постановке Сергей Тыщенко порадовал зрителя не только колоритной игрой, но и проникновенным исполнением романсов.

 

Смешно или грустно?

Героев – игроков, пройдох и прожигателей жизни, готовых в любой ситуации ухватиться за хвост птицы счастья, на сцене по­являлось немало. Но так, чтобы, что называется, в один флакон все пороки и достоинства были слиты, удалось сделать Алексан­дру Сухово-Кобылину.

Михаил Кречинский к сорока годам про­мотал все средства и единствен­ную возможность обеспечить себе тихую спокойную старость видит в выгодном браке. Жертву он определил быстро. Это юная Лидочка, дочка зажиточного ярославского помещика Муром­ского. Старик купил в Москве дом, но тяготится столичной жизнью.

Чего не скажешь о его сестре, мечтающей обустроить дом по-светски. Поэтому тётуш­ка Анна Антоновна быстро про­никлась уважением к господину Кречинскому – человеку, вкус во всём имеющему. Лидочка так же быстро воспылала к нему любовью, и друг её папаши Вла­димир Нелькин, имевший виды на юную деву, оказался не у дел. Зная слухи про Кречинского, что он игрок и в долгах весь, решает вывести его на чистую воду.

Что у него в итоге и получается.

Кречинский вместо драгоценной броши с бриллиантом всучает ростовщику Беку безделушку со стразами. Обман вскрывается, однако добрая душа Лидочка отдаёт Беку свою брошь. Но сча­стье её с Кречинским уже невоз­можно.

Кто не видел этой комедии, спросит, а что же здесь смешно­го? Некоторые современники Сухово-Кобылина отмечали, что пьеса имеет трагический характер.

По ходу действия Кречинский отпускает множество колких и остроумных фраз, вызывающих улыбку зрителя, но именно улыб­ку – не больше.

Комедийное действие удачно определяется другом Кречинско­го – Иваном Расплюевым.

Автор пьесы показывает его маленьким, ничтожным чело­вечишкой, плутом, постоянно попадающим в переплёт. Эмо­ционально, блистательно создал образ падшего человека заслу­женный артист России Сергей Кунин. По мне, так это одна из его лучших работ. Он в каждый момент вызывает у зрителя раз­личные чувства: то отвращение, то смех, то жалость.

 

У каждого своя страсть

Режиссёр-постановщик Сер­гей Яшин заявил главного ге­роя пьесы как «заигравшегося замечательного и прекрасного человека». Сергей Тыщенко в роли Кречинского именно та­ков. Актёру удалось гармонично войти в образ породистого свет­ского льва с одним лишь изъ­яном – пустыми карманами. Он же – игрок и прожигатель жиз­ни.

Кречинский-Тыщенко бук­вально влюбляет в себя зрителя обаянием, эрудицией и умением найти выход из любой ситуации. И зритель, кажется, готов ему простить все грешки. Ведь кого обманул-то Кречинский – пре­противнейшего ростовщика, составляющего себе состояние на бедах других людей.

Но действительно ли Кречин­ский настолько «замечателен и прекрасен»? Ответ на этот вопрос даёт текст пьесы, кото­рый, кстати, очень точно был воспроизведён в постановке. Кречинский – заложник обстоя­тельств. И ему нет дела до любви провинциальной девушки. Когда он заводит речь о страсти, сам же иронично про себя замечает: «Искать страсть, всё равно что искать дрова в протопленной печи». Для него жизнь – игра, но он готов играть и чужими судьбами.

«Выиграю наверняка, состав­лю себе дьявольское состояние и кончено: покой, дом, дура жена и тихая, почтенная старость». Собственно, эта одна реплика показывает его червоточину. Несостоявшаяся «дура жена» оказалась человеком чувству­ющим и душевно щедрым. Она спасла своего жениха от тюрьмы. Для Ольги Бересток это первая крупная роль. И молодая актриса настолько прониклась обстоя­тельствами, что даже на поклон вышла со слезами на глазах.

 

Спорные вещи

В этом спектакле много нахо­док не только режиссёрских. Ху­дожник-постановщик москвич­ка Елена Качелаева довольно сложно оформила сцену: над героями дамокловым мечом висят игральные карты, и в се словно бы становятся залож­никами судьбы, а в какой-то момент карты и главные герои. Оригинально выстроена и при­хожая дома Муромских, быстро трансформирующаяся в прихо­жую Кречинского.

Привлекательна работа ба­летмейстера Натальи Ренёвой. Она и поддерживает комич­ный тон, и придаёт спектаклю атмосферу таинственности и лёгкости.

А вот обилие слуг, которые в нужный момент и рабочие сцены, и скоморохи, и олицетво­рение пороков, не всегда кажется уместным. В какой-то момент они закрывают главных героев, на сцене кажется тесно.

Небесспорен и герой Вла­димир Нелькин, вдруг читаю­щий цитаты из «Горя от ума». Сыгранный актёром Сергеем Шахмутем, этот герой глуповат и до полубезумства истеричен, кажется, делает всё, чтобы вы­звать у зрителя негативные чув­ства.

И, в общем-то, разный в разное время действия. Вначале появляется как светский франт и роковой герой, потом – простак и даже жалкий человек. Меж тем он помещик, человек достаточно практичный, и затевает всё, чтоб не были опозорены Лидочка и Муромский. Он, может, и не так умён, но честен. Хотя и его чувства в пьесе, скорее всего, небескорыстны.

 

Юрий Мещанинов

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top