fbpx

Великие – здесь

На минувшей неделе в Оренбургском областном музее изобразительных искусств открылась выставка «Выход из тени. Женщины в истории русского искусства XVIII – XX веков» из коллекций Русского музея (Санкт-Петербург).

Её лицо…

Входишь в зал, и со стены на тебя взирает Екатерина II. Можно подойти так близко, что будет виден полёт кисти великого портретиста Владимира Боровиковского, запечатлевшего правительницу во время прогулки в царскосельском парке.

Наверное, Маша Миронова из «Капитанской дочки» именно такой увидела императрицу, когда имела смелость просить у неё заступничества. Интересно сравнение, когда переводишь взгляд и видишь слева изображение той же Екатерины, только ещё совсем юной, недавно приехавшей в Российскую империю. Это полотно принадлежит кисти Алексея Антропова и датируется 1753 годом.

Изображает «пятнадцатилетнего философа», как называла себя в то время София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, ставшая потом «матушкой земли русской». Невольно живопись заставляет обращаться к истории. И чем больше здесь видишь, тем глубже задумываешься о роли и судьбе женщины.

Снова два портрета: «Курсистка» Николая Ярошенко и «Монахиня» Бориса Кустодиева. Всемирно известные русские художники показывают два совершенно разных женских облика. В «Курсистке» столько смущения, скромности и вместе с тем внутренней силы. Её будто распирает энергия, которой девушка не осмеливается дать выхода. В «Монахине» тоже сила, но уже другая – бесплодная, холодная. Бесконечно долго можно стоять у этих картин, думать о многом: о себе, о прошлом страны, о её будущем.

Женщина показана с разных сторон. Сначала как модель. Но с каждым шагом, с каждой очередной картиной она раскрывается уже и как созидатель, интерпретатор, творец.

Удивительные работы Марии Башкирцевой. По одной из легенд, про эту молодую художницу Мопассан сказал, что она была единственной розой в его жизни, чей путь он бы усыпал розами, если бы знал, насколько тот будет ярок и короток. В Интернете доступен для прочтения дневник Башкирцевой. Любопытное литературное наследие талантливого живописца, чьи женщины на портретах – серьёзные, улыбающиеся, красивые – смотрят теперь на нас, оренбуржцев.

– Выставка очень сложная, – отмечает в разговоре экскурсовод, сотрудник Оренбургского областного музея изобразительных искусств Артур Давыдов и, увлекаясь, начинает рассказ, убедительный, интересный для каждого посетителя.

Из Третьяковки в Оренбург

Ведущий научный сотрудник Русского музея Альфия Низамутдинова подчеркнула, что в Оренбурге выставлены действительно шедевры. Один Венецианов чего стоит! Портрет крестьянки «Молочница», наполненный светом и юностью, притягивает к себе издалека. Будто светится.

– Светлана Степанова, коллега из Третьяковской галереи, которая в сентябре будет делать выставку Венецианова в Москве, специально приехала в Оренбург, чтобы посмотреть на эту картину, – отметила Низамутдинова.

Присутствуя на открытии, она вдруг призналась, что потрясена нашим городом и эта выставка для неё особенная. Здесь, на границе Европы и Азии, удалось сохранить самобытность и народное величие.

– У Оренбурга своё лицо. Многие города потеряли свой истинный облик, а ваш нет. И если всё так и останется, то лет через десять у вас будет центр паломничества, – сказала она. В руках у неё, как и у других посетительниц, была роза. Это всем женщинам на входе вручали цветы.

Красивое получилось действо. Поистине весеннее. Кажется, ничто так не отражает настроение, царившее в тот день в музее, как слова министра культуры области Евгении Шевченко:

– У нас появилась новая традиция – встречать весну очередной выставкой из собраний ведущих мировых музеев.

Вот и в следующем году главный организатор выставки благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» обещает привезти в Оренбург экспозицию из московского Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. И что мы увидим? Может, «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега? Или «Красные виноградники в Арле» Ван Гога? Остаётся ждать, мечтать и любоваться уже привезёнными великими полотнами, которые пробудут в Оренбурге до 27 июня.

Фото Олега Рукавицына

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top