В Оренбургском областном драмтеатре представили обаятельного тирана

В малом зале Оренбургского областного драматического театра прошла премьера моноспектакля «О, не ставьте мне монумента!» по мотивам повести Фёдора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».

Нехарактерный тип

Современники Достоевского отмечали, что герой «Села Степанчиково…» не вписывается в обойму его образов из-за комичности характера главного виновника Фомы Опискина. В молодости он успел попробовать себя в разных ипостасях, в том числе и на литературном поприще. Но ничего у него не выходило толком. В итоге Фома Фомич попал чтецом и шутом в дом генерала, а после его кончины словно бы по наследству перешёл сыну – отставному полковнику Егору Ильичу Ростаневу, жившему далеко от столицы. Так Фома Опискин, пригодившийся полковнику в установлении отношений с маменькой, стал сельским жителем. Егор Ильич, по замыслу писателя, был человеком слабым и непрактичным, чем и воспользовался Фома. Он с удовольствием раскрывал в себе всё новые добродетели, с охотой размышлял о серьёзных вещах, делал смелые умозаключения. Маменька во всём доверяла Фоме, полковник Егор Ильич страдал от его заумных речей, но перечить не мог. И, в общем-то, в имении нуждались в таком человеке, только Фома тоже был непрактичным человеком, «не умел отличить овса от пшеницы». Крестьяне быстро его раскусили, однако все домашние будто не видели пустоты их приживальщика и относились к нему с почтенным уважением, называя неизменно по имени и отчеству – Фома Фомич. Не очень звучная фамилия при этом будто отпала сама собой.

Эти разные, разные лица

Сыграть роль Фомы, как исповедь обиженного на жизнь и пустого человека, было бы довольно простой задачей. Заслуженный артист России Сергей Кунин представил на малой сцене драматического театра галерею занимательнейших образов, населяющих повесть. Перед зрителем в течение всего действа один актёр, но нет ощущения, что это моноспектакль. На вешалке шляпка маменьки, на стульях халат полковника и плащ его племянника, рядом фата невесты-служанки, тут же сапоги, шапка-ушанка и треух работников. В какой-то момент эти вещи помогают актёру оживить образ, будто начинают говорить его языком и создаётся впечатление, что перед зрителем целый каскад героев. Конечно же, это фантазия, порождённая талантом исполнителя, его умением вжиться в разные роли, способностью мгновенного перевоплощения. Прежде всего все герои получились совершенно разными эмоционально. Вот Сергей Кунин неторопливой походкой самодовольно идёт в кабинет с портфелем в руках к рабочему столу, за которым ничего не делает. Его главное занятие – размышлять и поучать, выводить на чистую воду. И тут же он злобный работник, которого Фома вдруг решил обучать французскому. А тут начинается разговор с полковником, который представляет Опискину приехавшего из Петербурга племянника. Полковник заискивает, ищет расположения. В другой сцене Егор Ильич горяч, даже в дверь выталкивает приживальщика. И кается, когда тот ему высказывает, встаёт перед ним на колени. «Каков плут этот Фома Фомич!» – удивляешься его преображениям. Он ведь только за своих хозяев болеет и уйти готов, и пожертвовать собой ради них. Но не уйдёт, опять же, ради их счастья.

Образ Фомы Фомича в исполнении Сергея Кунина напоминает мольеровского Тартюфа: скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Только за всем этим стоит ничтожнейший человек, не сделавший в своей жизни ни одного полезного дела.

И, самое невероятное, Опискин верит во всё, что придумывает и о чём рассуждает. Это-то и вызывает комизм ситуации. Так, о молодом беспечном работнике, пляшущем под «Камаринскую», он со скрытой завистью говорит, что тот от бедности жрёт лишь говядину, поэтому у него противный здоровый цвет лица. В другой раз Фома Фомич в запале клеймит в несовершенстве всё общество, роль которого играет зал. «Молчите!» – говорит он с нескрываемым укором, будто сам идёт на плаху ради справедливых идей.

И эта наивная вера в своё совершенство в какой-то момент вызывает жалость к Фоме. Да и сам исполнитель роли Сергей Кунин в конце присаживается сбоку сцены, будто со сторонки наблюдая за своими героями, с лёгкой улыбкой провожая их в большую театральную жизнь.

Фото Сергея Медведева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top