На малой сцене областного драматического театра народный артист РФ Олег Ханов поставил спектакль по двум одноактным пьесам Александра Вампилова. В 1968 году автор объединил их в «Провинциальные анекдоты». Прототипом одного из героев является наш земляк поэт Геннадий Хомутов.
В молодости творческие и жизненные пути Вампилова и Хомутова пересекались. Геннадий Фёдорович при жизни рассказывал об этом факте в близком кругу. Есть и биографическое сходство с героем. Хомутов на учёбу в литературный институт приехал из села, он очень трепетно относился к своей матери. Возможно, именно эти черты характера молодого поэта пригодились Вампилову при работе над образом агронома в пьесе «Двадцать минут с ангелом».
Всё простое сложно
Погибший в 35 лет Александр Вампилов, чьё творчество по достоинству оценили только после смерти, был романтиком и трудоголиком, любил Чехова, друзья его называли «канатоходцем». Эта скромная характеристика – ключ к открытию вампиловских произведений. Простота сюжетов и кажущаяся прямолинейность характеров не мешают автору вскрывать застарелые социальные язвы, создавать символичные образы и поднимать вневременные глобальные проблемы. Подвигать зрителя к размышлению о том, может ли общество стать гуманнее.
«История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» в этом плане ярко дополняют друг друга и воспринимаются как единое драматическое полотно. Действие происходит в одной гостинице. «Итак, в номера»! – будто приглашает зрителя режиссёр. Здесь, на малой сцене, нет занавеса и в принципе нет самой сцены в привычном понимании. Поэтому действие развивается словно среди зрителей, в их обыденной жизни.
Конфликт в обеих пьесах замешан на человеческом невежестве и пороках. В первом случае администратор гостиницы «Тайга» Калошин страдает из-за опасения быть наказанным. Он обидел жильца, а потом выяснилось, что гость из столицы и по должности метранпаж. Никто не мог просветить грубияна, что это означает. Кстати следуя во многом чеховским традициям драматург использует и приём с «говорящими фамилиями». Калошин в итоге-таки сел в калошу. В голове надменного и строгого администратора, которому на любой должности весь мир обязан подчиняться только потому, что у него под мышкой портфель, проносятся картины одна страшнее другой. Мелькает догадка: паж был в свите царя, значит, и это не простая птица. Калошин не находит другого выхода, как притвориться сумасшедшим. И только после многих перипетий выясняется, что метранпаж – всего лишь рядовой сотрудник типографии.
В другом случае подгулявшие и поистратившиеся командированные потеряли надежду занять 3,62 на бутылку и один и друзей, разочаровавшись в гуманизме человечества, в порыве отчаяния кричит в окно: «Люди добрые! Помогите! Тяжёлый случай! Граждане! Кто даст взаймы 100 рублей?»
Отказы соседей по гостинице и молчание улицы воспринимаются друзьями с обидой, однако вполне естественно. Но вдруг приходит человек, агроном Геннадий Хомутов, и даёт им совершенно бескорыстно деньги. Это нарушает логику их жизни. Более того в глазах практически всех постояльцев и работников «Тайги» Хомутов выглядит подозрительным, даже ненормальным. Опять подозрение на сумасшествие.
Недоверие и протест
Вампиловскую пьесу вполне можно было воспринять, как сатиру на советскую действительность, вести отчасти уже штампованно разговор о нищете духа и быта. Фактуры для этого достаточно. Но режиссёр Олег Ханов выводит другие акценты, в обеих частях постановки просматриваются классические подходы в изучении натуры человека. Насколько (гоголевские мотивы) может он быть низок и что толкает его на дно.
Семён Калошин, при всей удовлетворённости жизнью, своим положением, терпит измену жены. Понимает, что ничего не может ей дать и делает вид, что его всё устраивает. Лишь в бреду сумасшествия он раскрывает свою ничтожность, мелькает в нём вроде что-то человеческое. Но как-только выясняется, что он обидел не начальника и наказания не будет, просыпается прежний надменный Калошин и всё человеческое в нём истлевает. Ведь сумасшествие было наигранным и чувства благородные, стало быть, тоже. Он готов по-прежнему верить не тому, что видит, а в то, что ему кажется наиболее выгодным и привычным.
Гораздо сложнее второй анекдот с историей про 100 рублей. Здесь среди отрицательных персонажей большинство героев. Хотя из-за вампиловского живого юмора, актёрского мастерства и обаяния язык не поворачивается их так назвать. На сцене представлен полноценный срез жизни общества с его практичностью, бедностью, пьянством и другими пороками. Каждый раскрывается не с лучшей стороны, давая оценку поступку Хомутова. Представляющий интеллигенцию скрипач Базильский, коридорная Васюта, шофёр Анчурин и его товарищ Угаров – все видят в этом поступке подвох. Инженер молодожён Ступак даже настаивает, что незнакомец – проворачивает нечистые делишки. А что же праведник? Он тоже был далеко не ангел. Признаётся, что таким образом искупает вину перед навсегда ушедшим родным человеком.
Но неужели всё так серо и плохо в этой жизни? В финалах режиссёр вслед за автором проводит чисто чеховскую линию в ожидании и восприятии положительного героя. В обоих случаях это две молодые женщины: постоялица гостиницы Виктория, прибывшая в городок на работу, и студентка Фаина, находящаяся в свадебном путешествии. Обе протестуют против невежества, недоверия человеку, неверия в него. Фаина видит, насколько мелок и подл в своих размышлениях её молодой супруг Ступак и бросает его. В случае с Викторией режиссёр даже усиливает протест. По пьесе она лишь возмущается проделкам Калошина, в спектакле Виктория решает уехать из городка, вероятно, в поиске светлого будущего.
Эффект постановки вполне ожидаем, зритель погружается в атмосферу 70 годов прошлого века с простенькой гостиничной мебелью, дисковым телефоном и проводным радио и понимает: мало что изменилось в нашей жизни, но по-прежнему есть люди светлые, чистые, на которых держится мир.
Фото Сергея Медведева