Оренбургский зритель неоднозначно воспринял экстравагантную вокалистку из Голландии, но, как и прежде, с особым теплом – знаменитого Игоря Бутмана. В минувшие пятницу, субботу и воскресенье в областной филармонии прошёл XXII Международный джаз-фестиваль «Евразия».
Это как посмотреть
Открыть программу первого дня доверили голландской вокалистке с дерзкой внешностью и… ангельским голосом. Хиске Оостервик в нелепых брюках, прозрачной блузке, длинноносых лаковых туфлях, с частично выбритой головой уже только своей внешностью заставила сидящую в зале молодёжь забыть об общении в смартфонах и у брать их подальше в сумку. Старшее поколение иностранную гостью рассматривало оценивающе. Манера исполнения была под стать внешности – милый девичий голос то сливался с музыкой, то вдруг становился грубым и отрывистым. В разгар выступления зал филармонии всё-таки купился на белозубую улыбку Хиске и её красноречивые восклицания на ломаном русском: «Всем привет!», «Спасибо большое!», «Это моё путешествие прекрасно!» Вероятно, вокалистка из Голландии нашла своих преданных поклонников и в Оренбурге.
Хиске Оостервик не просто певица, она и автор произведений. Пишет на трёх языках. На сцене «Евразии» вокалистка исполнила «Зеркала» Юрия Саульского. Она написала текст на английском. В Голландии у Хиске есть своя группа, исполняющая джаз-рок на французском языке.
– На концертах я часто встречаю замечательных музыкантов. Выступления, гастроли для меня очень важны. Они меня лечат в самых сложных жизненных ситуациях. Это моя жизнь, – сказала джазовая вокалистка после выступления.
На «Евразии» Хиске Оостервик выступила вместе с трио Алексея Подымкина. Музыканты широко известны любителям джаза во многих странах мира. За ударными в этот вечер был Алексей Беккер, за контрабасом и электрогитарой Макар Новиков.
В первый вечер фестиваля выступил и народный артист России Анатолий Кролл с программой «Мы из джаза». Известный джазмен в Оренбурге не впервые.
В 2013 году он выходил на сцену вместе с джазовым коллективом «Академик-бенд», состоящим из студентов Российской академии музыки имени Гнесиных. В оркестрах, которыми ещё в советские годы руководил Анатолий Кролл, получили своё первое признание певцы Лариса Долина, Марина Журавлёва, Юрий Антонов.
– Сегодня я ухожу из филармонии другим человеком, – поделилась мнением пожилая зрительница, педагог по фортепиано Алла Дмитриевская. – Джаз – особая музыка, живая, тут не спрячешься за компьютерной аранжировкой. Анатолий Кролл, как всегда, выступил великолепно. А вот голландскую исполнительницу я не поняла. Для нашего города она показалась мне слишком нетипичной. Но всё равно от концерта я получила большое удовольствие.
Фонограммой не обманешь
Второй день фестиваля оказался насыщеннее. Выступили три звёздных блока. Эстрадно-духовой оркестр «Оренбург» с московским тромбонистом Павлом Овчинниковым сотрудничают не впервые. Задолго до фестиваля Павел помогал оренбургскому оркестру подбирать и разучивать джазовый материал.
– В вашем институте искусств студенты обучаются джазу, и это здорово. Джаз у молодёжи приобретает популярность. В 80-е, 90-е и даже в 2000-е годы был большой перегиб с фонограммой. Но сегодня зрителя не обманешь, – сказал со сцены Павел Овчинников.
Во втором отделении зрителей заворожила саксофонистка Анна Королёва. Анна – яркий, талантливый музыкант, экспериментатор, артист, которого отличает импровизационная манера исполнения. Оренбуржцы её знают. За хит Юрия Саульского «Чёрный кот», который уже полвека является символом советской музыкальной культуры, зрители благодарили Анну стоя. В финале вечера на сцене появилась международная команда, представляющая Россию и Израиль, «Леонид Пташка и друзья». Лидер коллектива входит в список ста лучших джазовых музыкантов XX века. За свою эмоциональную манеру исполнения и мастерские импровизации Леониду Пташке дали прозвище Разрушитель Фортепиано.
– Когда мне было 8 лет, папа подарил мне пластинку канадского пианиста Оскара Питерсона. Послушав, я понял, что это моё. То самое. И называется джаз! Я подбирал какие-то мелодии, за что получал по голове от своих педагогов. В 70-х сложно было увлекаться джазом, – рассказал зрителям Леонид Пташка.
Один такой в России
В заключительный день фестиваля выступили ансамбль Фредерика Белинского (Франция – Россия) и квартет народного артиста России Игоря Бутмана. Фредерик Белинский, потомок знаменитого литературного критика Виссариона Белинского, представил программу «Продолжаем свинговать». А известного джазмена Игоря Бутмана с Оренбургом связывает многолетняя дружба. Мало кто знает, но именно благодаря Бутману джаз-фестиваль «Евразия» получил статус международного. В 1997 году Игорь пригласил в Оренбург своих заокеанских друзей и сыграл с ними в квартете «Звёзды Нью-Йорка». В этот раз он привёз молодых музыкантов. А завершил Игорь Бутман выступление известной композицией «Караван» в собственной обработке.
Несколько артистов со сцены отметили уникальность «Евразии» – самого многолетнего джаз- фестиваля в России. В других городах подобные проекты начинаются, но быстро заканчиваются. Оренбургские залы всегда переполнены, каждый раз зритель с нетерпением ждёт настоящего джаза.
Сказано
Владимир Каушанский, бессменный ведущий двадцати двух фестивалей «Евразия»:
– С восьмого фестиваля наш праздник носит имя Юрия Саульского. Он был одним из отцов-основателей этого фестиваля. И очень важно, что именно Саульский решил, что Оренбург, расположенный на границе Европы и Азии, может стать перекрёстком джаза, культур и общения музыкантов. Сюда приезжают музыканты со всего мира общаться друг с другом и показать зрителям всю палитру джаза.
Анатолий Кролл, джазовый дирижёр, композитор, пианист, народный артист России:
– Я думаю, у джаза нет проблемы исчезновения из музыкальной палитры страны. Джаз есть и будет всегда. С одной стороны, у него есть направления, которые требуют определённой подготовленности слушателя. С другой – джаз – один из самых демократичных видов музыкального искусства. К нему можно привести даже детей.
Виктор Хрипун, художественный руководитель эстрадно-духового оркестра «Оренбург»:
– Свобода джаза, вся эта импровизация на сцене сегодня востребована оренбургским зрителем как никогда. Наши люди соскучились по живой музыке, она поднимает настроение. Этот позитив необходим. Работать на фестивале «Евразия» с известными мировыми артистами – для нас большая честь, мы приобретаем огромный опыт.
Татьяна Шаповаленко