Разрушители фортепиано и стереотипов

Оренбургский зритель неоднозначно воспринял экстравагантную вокалистку из Голландии, но, как и прежде, с особым теплом – знаменитого Игоря Бутмана. В минувшие пятницу, субботу и воскресенье в областной филармонии прошёл XXII Международный джаз-фестиваль «Евразия».

 

Это как посмотреть

Открыть программу первого дня доверили голландской во­калистке с дерзкой внешностью и… ангельским голосом. Хиске Оостервик в нелепых брюках, прозрачной блузке, длинноносых лаковых туфлях, с частично вы­бритой головой уже только своей внешностью заставила сидящую в зале молодёжь забыть об обще­нии в смартфонах и у брать их подальше в сумку. Старшее по­коление иностранную гостью рассматривало оценивающе. Манера исполнения была под стать внешности – милый девичий голос то сливался с музыкой, то вдруг становился грубым и от­рывистым. В разгар выступления зал филармонии всё-таки купился на белозубую улыбку Хиске и её красноречивые восклицания на ломаном русском: «Всем привет!», «Спасибо большое!», «Это моё пу­тешествие прекрасно!» Вероятно, вокалистка из Голландии нашла своих преданных поклонников и в Оренбурге.

Хиске Оостервик не просто пе­вица, она и автор произведений. Пишет на трёх языках. На сцене «Евразии» вокалистка исполнила «Зеркала» Юрия Саульского. Она написала текст на английском. В Голландии у Хиске есть своя группа, исполняющая джаз-рок на французском языке.

– На концертах я часто встре­чаю замечательных музыкантов. Выступления, гастроли для меня очень важны. Они меня лечат в самых сложных жизненных ситу­ациях. Это моя жизнь, – сказала джазовая вокалистка после вы­ступления.

На «Евразии» Хиске Оостервик выступила вместе с трио Алексея Подымкина. Музыканты широко известны любителям джаза во многих странах мира. За удар­ными в этот вечер был Алексей Беккер, за контрабасом и электро­гитарой Макар Новиков.

В первый вечер фестиваля вы­ступил и народный артист России Анатолий Кролл с программой «Мы из джаза». Известный джаз­мен в Оренбурге не впервые.

В 2013 году он выходил на сцену вместе с джазовым коллективом «Академик-бенд», состоящим из студентов Российской академии музыки имени Гнесиных. В орке­страх, которыми ещё в советские годы руководил Анатолий Кролл, получили своё первое признание певцы Лариса Долина, Марина Журавлёва, Юрий Антонов.

– Сегодня я ухожу из филармо­нии другим человеком, – подели­лась мнением пожилая зритель­ница, педагог по фортепиано Алла Дмитриевская. – Джаз – особая музыка, живая, тут не спрячешься за компьютерной аранжировкой. Анатолий Кролл, как всегда, вы­ступил великолепно. А вот гол­ландскую исполнительницу я не поняла. Для нашего города она показалась мне слишком нети­пичной. Но всё равно от концерта я получила большое удовольствие.

 

Фонограммой не обманешь

Второй день фестиваля оказал­ся насыщеннее. Выступили три звёздных блока. Эстрадно-духовой оркестр «Оренбург» с московским тромбонистом Павлом Овчинни­ковым сотрудничают не впервые. Задолго до фестиваля Павел по­могал оренбургскому оркестру подбирать и разучивать джазовый материал.

– В вашем институте искусств студенты обучаются джазу, и это здорово. Джаз у молодёжи приоб­ретает популярность. В 80-е, 90-е и даже в 2000-е годы был большой перегиб с фонограммой. Но сегод­ня зрителя не обманешь, – сказал со сцены Павел Овчинников.

Во втором отделении зрителей заворожила саксофонистка Анна Королёва. Анна – яркий, талантли­вый музыкант, экспериментатор, артист, которого отличает импро­визационная манера исполнения. Оренбуржцы её знают. За хит Юрия Саульского «Чёрный кот», который уже полвека является символом советской музыкальной культуры, зрители благодарили Анну стоя. В финале вечера на сцене появилась международная команда, представляющая Россию и Израиль, «Леонид Пташка и друзья». Лидер коллектива входит в список ста лучших джазовых музыкантов XX века. За свою эмо­циональную манеру исполнения и мастерские импровизации Ле­ониду Пташке дали прозвище Разрушитель Фортепиано.

– Когда мне было 8 лет, папа подарил мне пластинку канадско­го пианиста Оскара Питерсона. Послушав, я понял, что это моё. То самое. И называется джаз! Я подбирал какие-то мелодии, за что получал по голове от своих педагогов. В 70-х сложно было увлекаться джазом, – рассказал зрителям Леонид Пташка.

 

Один такой в России

В заключительный день фе­стиваля выступили ансамбль Фредерика Белинского (Франция – Россия) и квартет народного артиста России Игоря Бутмана. Фредерик Белинский, потомок знаменитого литературного критика Виссариона Белинского, представил программу «Про­должаем свинговать». А извест­ного джазмена Игоря Бутмана с Оренбургом связывает много­летняя дружба. Мало кто знает, но именно благодаря Бутману джаз-фестиваль «Евразия» по­лучил статус международного. В 1997 году Игорь пригласил в Оренбург своих заокеанских дру­зей и сыграл с ними в квартете «Звёзды Нью-Йорка». В этот раз он привёз молодых музыкантов. А завершил Игорь Бутман вы­ступление известной компози­цией «Караван» в собственной обработке.

Несколько артистов со сцены отметили уникальность «Евра­зии» – самого многолетнего джаз- фестиваля в России. В других городах подобные проекты на­чинаются, но быстро заканчива­ются. Оренбургские залы всегда переполнены, каждый раз зритель с нетерпением ждёт настоящего джаза.

 

Сказано

Владимир Каушанский, бессменный ведущий двадцати двух фестивалей «Евразия»:

– С восьмого фестиваля наш праздник носит имя Юрия Саульского. Он был одним из отцов-основателей этого фестиваля. И очень важно, что именно Саульский решил, что Оренбург, расположенный на границе Европы и Азии, может стать перекрёстком джаза, культур и общения музыкантов. Сюда приезжают музыканты со всего мира общаться друг с другом и показать зрителям всю палитру джаза.

 

Анатолий Кролл, джазовый дирижёр, композитор, пианист, народный артист России:

– Я думаю, у джаза нет проблемы исчезновения из музыкальной палитры страны. Джаз есть и будет всегда. С одной стороны, у него есть направления, которые требуют определённой подготовленности слушателя. С другой – джаз – один из самых демократичных видов музыкального искусства. К нему можно привести даже детей.

 

Виктор Хрипун, художественный руководитель эстрадно-духового оркестра «Оренбург»:

– Свобода джаза, вся эта импровизация на сцене сегодня востребована оренбургским зрителем как никогда. Наши люди соскучились по живой музыке, она поднимает настроение. Этот позитив необходим. Работать на фестивале «Евразия» с известными мировыми артистами – для нас большая честь, мы приобретаем огромный опыт.

 

Татьяна Шаповаленко

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top