Против течения

Музыкант-народник Виктор Китов о том, как и почему теряются бесценные фольклорные родники.

 

Соседи отнеслись с пониманием

Несколько лет назад на пике карьеры Виктор Васильевич всё бросил и переехал из Улан-Удэ, где проработал в академии культуры и искусств 35 лет, в Оренбург – ухаживать за старенькими родителями.

– Папы уже нет больше года, – вздыхает он, подвозя ближе к окну маму в инвалидной коляске.

Нина Петровна совсем плохо слышит и боится оставаться дома одна, так что сын, чтобы не волновать её, находится рядом практически безотрывно.

Родителями Виктор Китов гордится, они прожили вместе более 60 лет. Василий Артёмович – ветеран Великой Отечественной войны, кавалер трёх боевых орденов, подполковник запаса, в мирное время руководивший отделом по качеству знаменитого треста «Железобетон», отстроившего весь Оренбург. На пенсии стал не просто дачником, как многие, а селекционером: выращивал редкие для нашего климата растения – дикую японскую айву, вьетнамский кабачок…

Нина Петровна – участница донецкого подполья, помогавшая партизанскому отряду, труженица, мать двоих детей. Супруги, познавшие немало тягот на своём веку, хотели, чтобы хоть их дети пошли по благородно-духовной стезе. Виктор и Ирина стали музыкантами.

– Меня не спрашивали, на каком инструменте я хочу играть, а просто отвели в музыкальную школу и записали в класс баяна, который был очень популярен в 1960-е годы. Вот в этой комнате я занимался по много часов в день, причём безо всякого понукания, особенно после того, как попал в класс к педагогу Геннадию Трофимовичу Давыдову, – вспоминает Виктор Васильевич, кивая на стеллажи, до потолка забитые нотами и грампластинками. – Слышимость в нашем доме великолепная, но соседи относились с пониманием.

Прежде, размышляет музыкант, детей охотно отдавали в музыкальные школы, сами взрослые больше музицировали. Но с развитием Интернета в обществе всё более усиливается потребительское отношение к музыке. Освоить искусство игры на музыкальном инструменте – увлекательно, но это серьёзный труд. А зачем напрягаться, если можно просто нажать на кнопку и прослушать любую мелодию.

 

С водой не выплеснуть дитя

Особый кризис переживает народное инструментальное исполнительство, считает маэстро. А корни опасной тенденции уходят глубоко в историю.

– К иноземцам на Руси было принято относиться свысока, по крайней мере, без того пиетета, который по отношению ко всему иностранному появился при Романовых, – говорит Виктор Васильевич. – Подражая иноземцам, мы предали свою аутентичность, самобытность. Дворяне заговорили по-французски. Народная культура, фольклорная музыка воспринималась низменной по сравнению с академической. Отголоски этого можно наблюдать и сегодня. Студенты-народники порой заявляют, что исполнять свою родную «Барыню» – это примитивно, им интереснее переложения Гершвина, Пьяццоллы и иных модных композиторов…

Если баянисты, домристы и балалаечники перестанут играть Гершвина, никто в мире этого даже не заметит, подчёркивает маэстро. А традиционная музыка, если перестать её исполнять, может безвозвратно исчезнуть как жанр, и это уже будет потеря не только в рамках национальной, но и общечеловеческой культуры!

– Недавно я слушал в исполнении оренбургского фольклорного коллектива песню «В островах охотник». Всего 6 куплетов на 3 голоса. Между тем в Забайкалье сохранили эту песню лучше и исполняют 13 куплетов на 6 голосов! Вот так и теряются бесценные фольклорные родники! – волнуется музыкант.

Оставшись без должного внимания и уважения, аутентичный, первозданный фольклор всё больше вытесняется стилизацией.

 

Соло на варгане

С псевдоакадемизацией в системе обучения на народных инструментах Виктор Китов борется в меру сил. Он не из тех, кто пассивно плывёт по течению, наблюдая одно абсурдное явление за другим. Например, попав в Улан-Удэ по распределению, он сразу удивился тому факту, что студентов из числа этнических бурят, якутов, тувинцев и монголов учили играть только на русских народных инструментах.

– Я поразился: институту культуры было тогда 25 лет, а обучение игре на музыкальных инструментах народов Сибири не велось, как будто их и не существовало. Как же можно жить в Азии и стоять к ней спиной!

Профессор со всей основательностью принялся изучать инструменты упомянутых народов, собирать образцы народной музыки, формировать учебный репертуар…

– Виктор Васильевич инициировал на факультете подготовку национальных музыкантов для Бурятии, Якутии, Тувы. Основал издание нотной и учебно-методической литературы для национальных инструментов и оркестров народов Сибири, воспитал дирижёров народных оркестров для Восточной Сибири и Монголии, – перечисляет оренбургская коллега Китова, доцент ОГИИ имени Ростроповичей Галина Галь. – Его семитомная хрестоматия «Музыка народов Северо-Восточной и Центральной Азии» приобретена даже библиотекой конгресса США.

В 1983 году Виктор Китов организовал ансамбль народной музыки «Сибирский сувенир» и вывел его на международный уровень известности.

– Французы падки на экзотику, им интересно тувинское горловое пение, звуки якутского хомуса (варгана), шведы, североамериканцы предпочитают русский фольклор, – делится наблюдениями Виктор Васильевич, вспоминая, с каким успехом в разных странах мира принимали ансамбль. – Странно, пока мы выступали в сельских клубах, никто на нас внимания не обращал. Как только стали гастролировать за рубежом, все стали восхищаться: «Ах, «Сибирский сувенир»!» Когда же мы перестанем ориентироваться на оценки иностранцев и начнём сами себя ценить?!

К счастью, не одного Виктора Васильевича волнует ситуация вокруг народной инструментальной музыки. В знаменитой Гнесинке уже создана новая кафедра национальных инструментов народов России, ведётся обучение игре на русских гуслях, гармонике… Достаточно ли этого в масштабах целой страны? Едва ли. Но всё-таки первый шаг в преодолении кризиса сделан.

В эти дни Виктор Китов готовит доклад о состоянии народной инструментальной музыки в Оренбурге для Европейской научной конференции IOV в Австрии. А 16 сентября, в день юбилея профессора, в областной библиотеке имени Крупской откроется выставка его трудов – сборников хрестоматий, монографий, дисков – бесценных свидетельств неустанного подвижничества.

Марина Веденеева

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top