Невезучие

Герой Романа Ефимова (в центре) – застенчивый и нескладный Гэвин по ходу пьесы раскрепощается и увлечённо зажигает на сцене.

В жизни каждого главное – найти себя. Не важно, в чём.

Новая постановка молодого оренбургского режиссёра Александра Фёдорова наталкивает именно на эту мысль, небесспорную по сути.

Есть идея!

Интрига даже в программках и афишах: «горячая» комедия, «вход ревнивым мужчинам строго воспрещён». И авторы, и постановщики играют, быть может, не на самых положительных людских качествах, которые помогут привлечь внимание зрителя. Пусть не самого искушённого.

Комедия новозеландских драматургов Энтони МакКартена и Стивена Синклера Ladies` Night – «Вечер только для женщин» больше 30 лет идёт на сценах европейских театров, а на родине стала самой популярной. В чём же кроется такой успех? Сюжет прост и однолинеен. Но имеет глубокую социальную подоплёку, возможно, по этой причине понятен и привлекателен для зрителей разных стран. Основные герои – люди молодые, но неустроенные: у них нет работы, среди всех женат и имеет ребёнка только один Барри (артист Радик Дибаев), да и тот по ходу действия остаётся у разбитого корыта. В первую очередь, именно потому, что нет источника дохода.

Действие происходит на окраине Ливерпуля в когда-то успешно работавшем пабе, где посетителей теперь раз-два и обчёлся. Фрэнк (артист Данила Сайфуллин) – хозяин паба – пытается завлечь гостей, используя имеющуюся сцену, но как-то всё негладко идёт, со скандалами. Действие начинается с очередного провала его неудачливых друзей-музыкантов. Фрэнк вынужден отказать им в выступлениях, и тут завязывается интрига. Неожиданно, даже, кажется, очень просто и не ново. Один из героев, Грэхем (заслуженный артист Сергей Кунин), находит в городской газете информацию о предстоящих гастролях мужского стриптиза. Его шутка от безысходности быстро подхватывается Крегом (артист Эдуард Султанбеков), в своей жизни успевшим попробовать многое, готовым на любую аферу. Друзья с иронией относятся к затее, тихо сопротивляются, жалуясь то на кривые ноги, то на худобу фигуры. Только один среди них хорошо сложён – Рини (артист Дмитрий Воропаев). Но и тот боится огласки, потому что тренирует детскую футбольную команду. В общем, мало шансов у героев завлечь на свои выступления женщин. Но цель поставлена – и фантазия начинает работать.

Смех да и только

Здесь и проявляются самые интригующие и весёлые моменты в постановке. Надо отдать должное авторам пьесы, при всей простоте сюжета они смогли выписать индивидуальность каждого героя, наделить оригинальным характером. Да, практически все действующие лица недотёпы и невезучие, но каждый по-своему. Современный тип инфантильного мужчины, достаточно распространённый, вызывает жалость и некоторое пренебрежение. Режиссёр-постановщик Александр Фёдоров по полной использовал эту сценическую ситуацию, дав каждому артисту возможность с иронией и юмором раскрыть свой образ. Актёры на сцене в основном молодые, и пьеса показалась интересной в первую очередь потому, что видно, как они выросли, состоялись, стали способны разработать образ, не повторяться, показывают на сцене каждый свою индивидуальность. Замечательно проявляется талант комичного артиста у Романа Ефимова. Его герой Гэвин – мешковатый увалень, несостоятельный и безынициативный, попадает в разные нелепые ситуации. Все действующие лица понимают, что придётся выступать перед женской аудиторией и мысленно готовы к этому, но на первом же просмотре, на который приглашают Гленду (артистка Юлия Дмитриева), герой Романа пасует и из всего стриптиза – только расстегнутая верхняя пуговица рубахи. Сцена поставлена и сыграна великолепно, с оригинальным юмором.

Глэнда (Юлия Дмитриева) и авантюрист Крег (Эдуард Султанбеков) заключают сделку.

Голая правда

Финал – конечно же, выступление перед аудиторией, которую играют сами зрители. Надо отдать должное, эта метаморфоза состоялась. Зритель легко переходит «из зала в зал» – из театрального действия в вечерний клуб для взрослых.

Конферансье мужского стриптиза, Фрэнк, заигрывает, заговаривает с залом, и зритель в основном откликается. Интрига в том, насколько оказались решительными режиссёр и артисты, люди все молодые, в постановке мужских танцев. Определённый такт по отношению к зрителю сохранён, ничего аморального на сцене не происходит. И слава богу. Хотя, показалось, что сцены, в которых артисты с самоиронией относятся к своим героям, более выигрышны. Они вызывают улыбку, вызывают уже не жалость к тем недотёпам, которые появляются на сцене в начале действия. Ты к ним привыкаешь и даже начинаешь сопереживать им. Когда же актёры по-серьёзному ставят номера, задумываешься, естественна ли для театра такая задача. Играть стриптиз и ставить его – между этим тонкая грань, перейти которую, может быть, большой соблазн, и определённая публика очень эмоционально бы восприняла это.

Сюжет пьесы не предполагал неудачного финала. Герои утвердили себя, они выросли в глазах друг друга и зрителя. Идея более чем утверждающа: нужно ставить цель и добиваться её вопреки всему. Показалось, что концовка пьесы несколько нелогична, точнее, её вроде как бы и нет вовсе. Зрителя перевели из комедии в стриптиз, но назад «в театр» он не вернулся. Хотя ожидаемо, что успех на сцене паба должен что-то изменить в жизни каждого героя. Ради этого же всё и затевалось.

Но как бы там ни было, это серьёзная и необычная работа, хотя и комедия.

Прямая речь

Александр Фёдоров, режиссёр:

– В пьесе Ladies` Night действие заканчивается вполне логично, там однозначно ясна перспектива героев. Нашему театру пьеса представлена агентством «Независимый театральный проект», это более современный вариант, мы не видим здесь, что же герои получили после того, как добились успеха. Но это и так понятно. Раз они проявили себя, значит, всё у них будет хорошо. Может быть, зритель чувствует какую-то недосказанность, но это помогает избежать в финале банальности.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top