Куда детдомовского мальчишку привели три линии – красная, синяя и жёлтая.
На прошлой неделе, 16 июля, друзья, коллеги и ученики поздравляли Антона Власенко с 80-летием. Казалось бы, это уже тот возраст, когда на первый план выходит философское осмысление прожитого, а интерес к женщинам уступает место размышлениям о душе, вечности, загадках мироздания. Но Антон Антонович в эту схему не вписывается. Общаясь с противоположным полом, он и сейчас волнуется совсем по-мальчишески, пытаясь утаить дерзкий взгляд художника в предчувствии натуры.
Открытие истины
– Нет ничего прекраснее обнажённого женского тела, постижение женской природы и есть, наверное, главная загадка мироздания, – озвучивает он свой выстраданный годами вывод. – Я ведь рос без матери, натосковался без женской ласки, может, поэтому и отношусь к прекрасному полу с таким благоговением. Годам этого не истребить.
Из воспоминаний о матери, которая умерла от горя после того, как мужа репрессировали, всего один сохранившийся эпизод.
– Она медленно угасала, то приходила в себя, то погружалась в сон, – рассказывает он. – Рядом с её кроватью табуретка, на ней стакан воды и кусочек хлеба. Мне 4 года, я стою и смотрю голодными глазами на этот кусочек. Мама открывает глаза, замечает мой взгляд и кивает, мол, возьми, сынок, поешь.
Она умерла на Новый год, наступал 1945-й. Сиротами остались пятеро детей, Антон – самый младший. До совершеннолетия он сменил несколько детдомов, однако на судьбу за это не в обиде. Говорит, если бы не попал в детдом, вряд ли бы смог стать художником. Семья после раскулачивания в 30-х годах жила очень бедно. Отец зарабатывал обменом бытовой утвари.
– Я бы с малолетства начал пасти колхозный скот или что- то в этом духе, и было бы не до рисования, – уверен Власенко.
Знаком судьбы он считает момент, когда старшая сестра Полина принесла ему в детприёмник цветные карандаши и провела на клочке бумаги три линии – красную, синюю и жёлтую. Мальчик испытал удивление и радость, и это ощущение оживает в нём всякий раз, как он берётся за кисть или карандаш.
Ещё одна запомнившаяся сцена из детства. Рисованием в детдоме занимался один Антон, однако коробку с 22 цветными карандашами воспитатель подарил другому ребёнку.
– Это была, пожалуй, самая большая несправедливость в моей жизни! – качает головой Антон Антонович. – Но я потом их у него в сё равно выменял. Жили мы голодно, а уж сласти нам доставались в исключительных случаях. И, конечно, их все моментально съедали. А я свой кулёчек отложил, чтобы договориться с тем мальчишкой. Конечно, мне тоже хотелось сладкого, но это был осознанный шаг, настоящая жертва, и она того стоила, карандаши стали моими.
Романтик, философ, поэт
В детдоме Власенко приобщился не только к изобразительному искусству, но и к музыке, несколько лет играл в оркестре на тубе. Потом это пригодилось как подработка – мальчишки играли на похоронах и свадьбах.
Прежде чем стать художником, Власенко успел поработать на стройке консервного завода в Новочеркасске, бетонщиком на заводе ЖБИ в Краснодаре, собирал виноград на Кубани, армию отслужил в танковых войсках в Грозном.
– Кто умеет рисовать? Я сделал шаг вперёд, и меня по полной программе загрузили оформительской работой, – улыбается он.
Армейские стенды и плакаты лишь укрепили парнишку в желании стать художником. Основы мастерства осваивал на художественно-графическом факультете Краснодарского пединститута, затем прошёл ассистентуру в Московском художественном институте имени Сурикова. Преподавал. И, конечно, писал, вдохновенно, без остановки. Пейзажи предгорий Эльбруса, гранитные скалы при слиянии Кубани и Тиберды, развалины древних храмов, цветные кубики домов…
Его первой любовью была акварель. Акварелист он признанный, однако пробовал себя и в графике, и в масляной живописи, рисковал, экспериментировал. Словом, однолюбом никогда не был. Во всех смыслах. Одних только законных браков за жизнь четыре.
«Из загса я нёс её на руках, – написал он в мемуарах о первой жене. – Она смотрела в мои глаза, излучая кротость и совершенство. Мы прожили два года и расстались. Любовь – это путь, брак – начало смуты».
– Жена – натура, которая всегда рядом, случайную девушку долго позировать не уговоришь, – усмехается он.
Есть мнение, что людям искусства периоды воздержания и любовной тоски только на пользу. Энергия сублимируется, преобразуется в творческий импульс. Например, сколько шедевров мир получил благо даря знаменитой Болдинской осени, когда из-за эпидемии холеры поэт вынужден был три месяца просидеть на карантине в родовом имении, в то время как душа его рвалась к Наталье Гончаровой, а свадьба всё откладывалась.
Увы, Антон Власенко убеждён: для вдохновения художнику нужны не сердечные терзания, а, наоборот, женское внимание. Муза будоражит воображение живописца, и тогда на полотне фиксируются его представления о грандиозности бытия, о величии мгновения. Изображено при этом может быть всё что угодно: обнажённые и одетые женщины и мужчины вместе и поодиночке, фрагменты городских пейзажей, видимых из окна мастерской, крыши и заборы сельских окраин…
«Я писал тогда одну-две работы, втискивая в зазор между художественным пространством и бумагой свои восторги и попытку- пытку их осмысления», – напишет он позже в мемуарах. Это уже об оренбургском периоде.
В точке «О»
Рождённый в казачьей семье Ставропольского края, в 1979 году Антон Власенко волей судьбы оказался в крае яицкого казачества. Сюда его привело знакомство с оренбургскими художниками. Здесь случился его расцвет, пришло широкое признание.
– По молодости был в себе уверен, но чем ближе ты к искусству, тем больше сомнений. Сам себя я смог назвать художником всего-то несколько лет назад, когда увидел свою персональную выставку. А до того говорил, что только стремлюсь в художники, – улыбается Антон Антонович, пытаясь подчеркнуть, что нет для мастера строже судьи, чем он сам.
Райский уголок Власенко нашёл в Оренбуржье. Живописные места Ташлы Тюльганского района художник называет обретённым путём к себе. Эти места напоминают ему родину, где прошли его детство и юность. Здесь он восстанавливался после несчастного случая, который произошёл в год его 50-летия.
– В тот день я как чувствовал, не хотел выходить из мастерской, – вспоминает он. – Но человек я дисциплинированный, на до было идти в Союз художников. Неподалёку от мастерских строился дом, рабочие устанавливали столб. В опасной близости были дети, я их отогнал и, пока отвернулся, не заметил угрозы для себя. В то время я был жилистый, спортивный, с хорошей реакцией. Вовремя увидел бы, что столб падает, – успел бы отскочить.
Одну ногу Власенко потерял, вторая осталась покалеченной. Врачи и вовсе сказали, что выжил он чудом. Однако эта история придала жизни больше значимости в его глазах. Приятным удивлением стало и то, что прекрасный пол не утратил к нему интереса.
За работу художник взялся с новой силой, в поисках красот и впечатлений всё дальше отходил от усадьбы, нести к месту работы художнический скарб помогали местные девушки.
«Я мысленно приподнимался над землёй, чтобы увидеть нелепое, но торжественное зрелище: по дороге идёт седой одноногий мужик, за ним гуськом шествуют юные девы, отбрасывая длинные утренние тени – стройные и красивые, совсем обнажённые».
Антон Власенко – живописец, акварелист, график. Член Союза художников России с 1975 года. Участник содружества «Академия Садки». Лауреат премии «Оренбургская лира» 2006 года. Вместе с коллегами внёс ключевой вклад в создание Музея истории города Оренбурга. Работы Антона Власенко хранятся в музеях Оренбурга, в Музее искусств в Екатеринбурге, Государственном музее ИЗО Киева, Ставропольском музее, в правительстве Финляндии, в частных коллекциях в России, Израиле, Италии, Франции, Финляндии, Канаде.