Это судьба!

Антон написал сценарий на волнующую всех тему – любовь с первого взгляда.

Так хочется ответить молодому орскому режиссёру Антону Яшкину на вопрос, который он задаёт в своём фильме с одноимённым названием «А может, это судьба?». Из 540 работ, присланных на Международный фестиваль уличного кино, было выбрано несколько достойных финала. В их числе дебютная короткометражка нашего земляка.

Ляля? Ты не поверишь!

«Мы с режиссёром Якиным уезжаем в Гагры!» – все мы помним эту фразу из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Наш герой с созвучной фамилией Антон Яшкин в детстве тоже любил этот фильм. Но тяги к кино как к профессиональному занятию никогда не испытывал. Напротив, его устремления были максимально далеки от творчества – он мечтал стать военным. Учился в кадетском классе школы № 53, после 8-го класса поступил в Екатеринбургское суворовское военное училище Минобороны РФ, пройдя жёсткий отбор. Закончил его, но понял, что военная карьера не для него. 

– О потраченном времени не жалею: это был полезный опыт. Дисциплинированность, выносливость, целеустремлённость – эти привитые качества и сейчас помогают мне в жизни, – говорит Антон.

Между тем, где бы он ни появлялся, с кем бы ни общался, всегда слышал в свой адрес: «Ну ты даёшь! Тебе бы в актёры!» Антон всегда был душой компании, пародировал звёзд российской эстрады, шутил, балагурил. Небольшой актёрский опыт у него был: в юношеские годы занимался в театральной студии «Синяя птица» орского Дворца пионеров у замечательного режиссёра Юрия Панова. 

– Хочу поступать на актёрское, – однажды сказал Антон матери, которая к тому времени переехала жить из Орска в Москву.

Она его поддержала, а парень по совету знакомых подал документы сразу в несколько театральных учебных заведений столицы. Во ВГИКе успешно прошёл два тура, на третьем его срезали, сказав, что плохо поёт. Для выпускного дипломного спектакля прежде всего требовались хорошие вокальные данные.

Искать и не сдаваться

Дальше была депрессия и поиски заработка в чужом большом городе. Будучи борцом по натуре, Антон, один раз потерпев фиаско, только сильнее утвердился в своей мечте связать судьбу с кино. Чтобы заработать на жизнь, постоянно где-то трудился: был и торговым представителем, и продавцом-консультантом, но в свободное время продолжал ходить на кастинги, участвовал в массовках, играл в малоизвестном театре. У него в запасе было не так много времени – на театральное отделение принимали до 24 лет. И вот в 2013 году Антон со второго раза поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, но на платное обучение.

Тогда это стоило 200 тысяч рублей в год. Учебный процесс был настолько интенсивным, что не оставалось времени на подработку, репетиции шли даже по воскресеньям. Накопленных денег надолго не хватило: нужно было на что-то жить да ещё платить за обучение. И вновь мечта ускользнула из рук, через два года пришлось бросить любимую Щепку из-за банальной нехватки средств. Однако Антон был убеждён: он всё равно добьётся своего. И ещё понял, что его тянет к кинорежиссуре.

Проза жизни опасна для художника. Творческий человек раним, как ребёнок. Но не зря говорят, что лишения и страдания только подстёгивают талант. Пока Антон вращался в студенческой актёрской среде, успел обзавестись знакомствами. Один из друзей в 2015 году обратился к нему с просьбой снять музыкальный клип. Работа получилась удачной. После этого Антону стали поступать частные заказы, он снимал небольшие видео, но мечтал о своём кино, пусть и короткометражном. Как-то услышал, что Павел Воля бросил клич молодым талантливым ребятам – попросил снять клип на одну из его новых песен. Лучшая работа станет официальным клипом. Антон написал сценарий, уговорил опытного оператора Антона Васильева сотрудничать с ним (этот оператор работал в операторских группах фильмов «Охота на пиранью», «Метро»). В итоге клип Антона Яшкина стал официальным. Павел Воля пригласил его на передачу «Камеди Клаб».

Брать пример с Хичкока

– Не отчаиваться и не бросать попытки найти себя в сфере киноиндустрии мне помогали примеры великих режиссёров. Тарантино, например, тоже не получил профессионального образования. Он говорил: «Зачем тратить 10 тысяч долларов на обучение, если на эти деньги можно снять свой первый фильм!» Я ни в коей мере не сравниваю себя с ним, просто пытаюсь развиваться доступными средствами. Среди моих знакомых есть люди с режиссёрским образованием, дипломированные специалисты, но назвать режиссёрами их нельзя, потому что они ничего не снимают, – говорит Антон.

Действительно, у многих талантливых режиссёров и сценаристов не всё получалось с первого раза, многие долго не могли найти своё место в индустрии, но в конце концов добились признания. Да и вообще, с любителей и самоучек в жизни иногда начинаются большие, значимые вещи.

Но вернёмся к фестивалю. Как всё устроено технически? Организаторы находятся в Москве. У фестиваля есть две конкурсные программы – основная и дополнительная. Ежегодно сотни молодых кинематографистов со всей страны присылают сюда свои короткометражки. Лучшие работы потом показывают на фестивалях уличного кино, которые проводятся в разных городах. Смотровые площадки готовят муниципалитеты этих городов, а организаторы присылают им файлы с видеофильмами.

Фестиваль проходит с 1 июня по 30 сентября. В каждом городе организуется зрительское голосование. По итогам всех голосований определяются победители. В этом году в основной конкурсной программе за главный приз – 1,5 миллиона рублей – борются 10 фильмов.

Дополнительная программа называется «Опа! Искусство внезапности», тут приз – 1 миллион рублей. В эту программу вошло 8 работ, в том числе фильм нашего земляка. Их отбирали менторы (предварительно участники высылали свои сценарии) – режиссёр Николай Лебедев («Легенда № 17», «Экипаж»), актриса Ирина Горбачёва («Аритмия», «Я худею»), кинообозреватель, член жюри «Кинотавра» Стас Тыркин, режиссёр мобильного кино, соорганизатор конкурса мобильного кино «ФильмМобиль 2016» Максим Муссель, актриса и режиссёр театра и кино Юлия Ауг (сериал «Метод», фильмы «Ученик», «Лето»). Парт нёром фестиваля выступает китайский производитель смартфонов Oppo. Он ставил перед конкурсантами задачу – снять 3-минутное кино на мобильный телефон, выданный компанией. 

– Для меня это был интересный опыт. Я послал свой сценарий и уже через неделю получил положительный ответ. На работу оставалось меньше месяца. Нужно было утвердить актёров, выбрать места съёмки, подготовить оборудование. А потом ещё монтаж, озвучка, цветокоррекция… Хотя и было поставлено условие – снимать на смартфон, мы дополнительно использовали профессиональное оборудование, свет, анаморфотную насадку.

К съёмкам своей романтической короткометражки «А может, это судьба?» Антон подошёл со всей серьёзностью. Он вложился в процесс без остатка – и духовно и материально. Зато получился дебютный короткий метр, который сразу заметили. Более того, ему разрешили расширить хронометраж с трёх минут до шести, чтобы не пострадала история. 

– Хичкок говорил, что в фильме важны три вещи: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий. Если у вас нет интересной истории, потратьте хоть миллиард – кино не понравится зрителю, – делится Антон. – Поэтому я написал сценарий на волнующую всех тему – любовь с первого взгляда.

Ещё в его короткометражке затрагивается тема судьбы. Наш герой не считает себя фаталистом, но всё же не исключает влияния фатума на жизнь человека. Иногда воля натыкается на непреодолимые препятствия, и тогда мы понимаем, что «не судьба». Кстати, снимая свой фильм, Антон несколько раз столкнулся с ситуациями, когда впору было опустить руки и сказать: «Кина не будет». Но в последний момент всё разрешалось удачно. Ну как тут не благодарить счастливый случай!

Факт

Международный фестиваль уличного кино родился не в академических стенах, а на улице. В 2014 году группа ребят из Владивостока решила создать свой, народный, кинофестиваль, без закрытых показов, билетов и красных дорожек. Чтобы фильмы оценивали зрители во время уличных показов, голосуя фонариками. В первый год существования фестиваля он охватил 15 городов, во второй – уже 47, в 2016 – 2017 годах –  более 300. Причём всё делалось на некоммерческой основе, авторы фильмов самостоятельно находили средства на съёмки, фестиваль поддерживали несколько добровольческих групп. Мощный старт не прошёл незамеченным: проект высоко оценили в Министерстве культуры РФ. Там назвали фестиваль «одним из самых успешных некоммерческих проектов страны, нашедшим более миллиона благодарных зрителей в 67 странах мира».

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Scroll to top