Те, кто жил здесь тысячелетия назад, до сих пор с нами.
– Мне нужны натурщики, но пока я не нахожу нужных лиц среди современников. Мы совсем не похожи на живших в этой степи несколько тысяч лет назад, – говорит Ольга Нагорная. Она художник. И делает потрясающий проект под названием «Сарматы». – Чем дальше в глубь веков, тем сильнее связь природы с человеком. Мы не чувствуем природу и мир таким, каким чувствовали они, – уверена Ольга.
Курганы в системе координат
Не всякий холм в нашей оренбургской степи – просто складка местности. Этот изгиб горизонта вполне может быть могилой. Несколько сотен курганов. Задолго до того, как ханские орды перекочевали в нашу степь, здесь жили сарматы. Европеоидная раса, говорящая на языке, близком иранскому. Они первыми в мире создали колесницу и, возможно, приручили лошадей. От них нам остались удивительной красоты артефакты, найденные археологами в курганных могильниках, великая тайна и некоторые топонимы. Какими они были, куда смыла их река времени, во что они верили и каким взглядом провожали солнце в небе? Это до сих пор является величайшей научной загадкой. Во всём мире нет однозначных ответов на эти вопросы. И Оренбуржье с его количеством курганов вполне могло бы претендовать на звание как научной, так и туристической Мекки. Но что-то не складывается в этой административной системе координат. На экспедиции традиционно не хватает бюджета, в национальный проект «Наука» Оренбуржье не попало, а инвестировать в туризм в нашем регионе до сих пор так и не научились. К счастью, культурные ценности живут вне экономических парадигм.
Не фэнтези
Ольга Нагорная – коренная оренбурженка. Закончив здесь художественное училище, поступила в Московскую академию культуры и искусства. Член Союза художников России. Те, кто следит за нашей культурной средой, знают Ольгу по её любви к лошадям. Она сама конник с большим стажем, и эти животные – частый мотив в её творчестве. Так что интерес к сарматам вполне понятен. Насколько достоверным будет образ полумифических земляков?
– Работая над выставкой, над проектом, я общалась только с профессионалами – археологами, историками. Перечитала труды профессора Яблонского и Мещерякова, которые открыли миру Филипповские курганы. Моя задача – воссоздать максимально достоверный образ сарматов. Не фэнтези, не домысел. Номады (кочевники) – тема, которую хочется раскрыть с художественной точки зрения. Артефакты, которые мы знаем благодаря работе археологов, доступны в музеях. Но не раскрыта художественная оценка того, что мы знаем о сарматах. Я работаю над этим. Конечно, не могу претендовать на полную историческую идентичность, но могу воссоздать максимально достоверно. Есть такая необходимая вещь – этика. Номады были живыми людьми, а не вымышленными персонажами. И здесь я обратилась к опыту антропологов.
Только мы с конём
Ольга не просто рисует мир, она воссоздаёт атмосферу, насыщенную деталями той эпохи. Это помогает понимать далеко ушедшее прошлое. Например, есть версия, что именно сарматы приручили лошадей. Может быть, это было сделано и до них, но то, что номады имели дело с полудикими животными, точно. Найденные в курганах элементы конской сбруи говорят об этом. Богато инкрустированные в зверином стиле псалии (металлические удила) говорят о том, что приходилось быстро и жёстко укрощать животных. Ну и достоверно известный и научно закреплённый факт, что именно сарматы изобрели колесницу. Причём самая древняя в мире колесница найдена на нашем Урале в одном из поселений «Страны городов». Скакали по местным степям и смелые амазонки. Матриархат в бронзовом веке был вполне распространённым явлением. Железный век принёс в нашу степь власть мужчин. Железо породило металлургию, возникло производство и начинались войны как способ экономической экспансии. Да, они были воинственным племенем. Но мешало ли им это любить? Ольга уверена, что нет, не мешало:
– Мне кажется, что их ощущения могут быть близки только тем нашим современникам, которые живут в сельской местности, которые знают, как идёт стадо на пастбище, как ложится утром роса на листья, как солнце заливает светом горизонт. Это, конечно, трактовка образа. Они были конниками. У Пауло Коэльо есть прекрасные слова: «Я в степи на коне между прошлым и будущим. И на меня снисходит ощущение рая. Я ближе к небу». Конь у сарматов был проводником в мир иной. И коней так богато украшали потому, что это считалось подношением богам. Всё, что касается религиозной стороны их жизни, сегодня только гипотеза, – рассказывает Нагорная. – Я же в своей работе стараюсь добиться достоверности. Сейчас уже готовы некоторые работы для выставки. Есть новые эскизы. Их я согласовываю с историками.
Любовь моя, цвет зелёный
Да, современному человеку легче в лесу. Мало кто любит и понимает степь. А она – небо на земле. Такая же бескрайняя, изменчивая, мистическая. Сарматы её любили, поклонялись ей. О том, что происходило в наших оренбургских степях много тысяч лет назад, писал отец истории Геродот. Персидский царь Дарий I предпринял «карательный поход» против «заморских саков», то есть сарматов. Но номады не приняли боя. Отступали, применяя тактику «выжженной земли». Они поджигали степь, чтобы конница противника осталась без корма. Дарий призвал вождя степняков на битву, но Идантирс ответил: «У нас нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их опустошения. И пока нам не заблагорассудится, мы не будем сражаться. Если же ты, Дарий, жаждешь сразиться, найди наши священные могилы предков и попробуй их разрушить, и ты увидишь, как мы сражаемся». Дойдя до приазовских степей, Дарий повернул обратно, потеряв часть войска, так и не получив боя. Быть может, именно наши оренбургские степи хранят те самые заповедные могилы предков, которые превыше всего ценили степняки.
Жаль, что мы так мало знаем о той эпохе. Жаль, что Геродот написал нам о наших земляках больше современных учёных. Ещё больше жаль, что только редкие энтузиасты хотят попытаться показать нам мир номадов – загадочный и прекрасный. А ведь именно сарматы могли бы стать самым сильным региональным брендом.
Проект Ольги Нагорной включает в себя не только художественную выставку. В рамках этого проекта в сотрудничестве с учёными, историками, археологами есть возможность организовать музей под открытым небом, инсталляции, фестивали. Нужна поддержка.