Рушники и полотенца, собранные оренбургским коллекционером, покорили сердца жителей Башкортостана. Профессор аграрного университета, доктор исторических наук Алла Фёдорова много лет назад увлеклась собиранием рукотворных шедевров. Сегодня в её коллекции более 150 узорчатых полотенец и старинных рушников, вышитых русскими, украинскими, белорусскими, чувашскими, башкирскими, татарскими мастерицами. На каждое полотенце заведено «личное дело».
По городам и весям
Даже когда в тесной малогабаритной квартирке ей приходилось хранить историческую ценность в чемодане под кроватью, она не оставляла идею создать выставку рушников. Сегодня профессор Фёдорова то и дело организует новые экспозиции. На днях последняя под названием «Волшебные узоры России» завершила турне по городам соседней республики. Начало работы выставки пришлось на лето прошлого года, и только в этом мае экспонаты вернулись домой.
Коллекция полотенец и рушников выставлялась в Национальном музее, Сибайском, Хайбуллинском, Стерлитамакском, Салаватском, Ишимбайском историко-краеведческих музеях. И всюду привлекла большое внимание. Самобытные, искусно созданные вещи отражают повседневный быт прошлого. Они напоминают о связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками. Экспонаты заставляют посетителей всматриваться в мельчайшие детали, в каждую строчку и каждый крестик. Удивительно, насколько аккуратно вышиты работы.
Алла Фёдорова говорит, что выставляемая коллекция примерно на 50 процентов состояла из её личного собрания, а другая половина из запасов историко-этнографического музея аграрного университета. Вузовский музей пополняется экспонатами силами профессора и её учеников-студентов, принимающих участие в научных экспедициях. Университетская коллекция представляет всё Оренбуржье, так как экспонаты поступают из разных сёл и деревень степного края.
Собрание рушников и полотенец историко-этнографического музея ОГАУ существует более 25 лет. А постоянные выставки музей начал разворачивать с 1997 года. Организуя очередной вернисаж, Алла Владимировна преследует одну-единственную цель – донести до земляков важность бережного отношения к семейным традициям. Ведь каждый рушник старательно вышивался женщинами рода и при этом наполнялся глубоким смыслом и энергией предков.
Были времена, когда ни одно семейное мероприятие не обходилось без рушников. Они считались своеобразными оберегами. Рушники редко использовали по прямому назначению. На них подавали хлеб и соль дорогим гостям, украшали ими красный угол с иконами, дарили молодым на свадьбу.
По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии женщин.
Экспонаты часто демонстрируются в университетах, музеях, домах культуры Оренбургской
области. Коллекция выставлялась в губернаторском историко-краеведческом музее, галерее «Оренбургский пуховый платок». Несколько выставок было устроено в Брянской, Московской, Нижегородской и Челябинской областях.
Материнское благословение
Алла Владимировна часами может рассказывать о произведениях тканого творчества.
– Всё началось вот с этого скромного полотенца, вышитого красными нитками, – Фёдорова показывает на белоснежное полотно с изображением плывущего по водной глади лебедя. – Это работа моей матери, Анастасии Алексеевны Полиной. Она растила меня одна, и её образ в моём сердце занимает особое место. Маме было всего 13 лет, когда она вышила это полотенце. Датируется оно 1926 годом. Представляете, почти 100 лет тому назад. Мамы давно нет в живых, а я, глядя на её работу, каждый раз вспоминаю родное лицо, голос и ласковое: «Доброе утро, Аллочка», что греет душу.
Как истинный коллекционер, Алла Владимировна постоянно пополняет собрание новыми образцами. Многие рушники и полотенца привозила, возвращаясь с этнографических экспедиций. Жалеет, что занялась коллекционированием лишь в зрелом возрасте. Говорит, что если бы начала собирать материал раньше, коллекция могла быть богаче.
Большая часть образцов собиралась в Воронеже, Рязани, Владимире, Суздале, Киеве, Чернигове, Минске, Твери, Рязани. Два десятка рушников было приобретено в антикварном магазине Оренбурга. Некоторые полотенца приходилось спасать от вандализма.
– Приезжала в деревни с научными экспедициями и видела, как рушником вытирали стол, или вышитое полотенце валялось на дворе, как тряпка. Но и тех, кто бережёт исторические ценности, тоже немало. В Казани удалось отыскать редкие экземпляры начала XX века, – рассказывает Фёдорова. – Каждый экспонат имеет свою историю. Например, вот этот свадебный рушник предположительно в 1961 году сделала белоруска Клавдия Черномаз, она 1934 года рождения. Хранился рушник в семье Надежды Филимоновой в селе Городище. Вышивка говорит о пожелании счастья и достатка молодым. А теперь рушник украшает выставку.
В процесс коллекционирования Алла Владимировна сумела вовлечь не только своих студентов, но родственников, друзей, знакомых. Супруг Игорь Николаевич помогает поддерживать коллекцию в идеальном состоянии.
– За рушниками не так просто ухаживать. Хранить изделия надо в специальных коробках с отверстиями. Экспонаты требуется регулярно проветривать, изредка простирывать в тёплой воде. Одна я бы точно не справилась, – отмечает Алла Владимировна. Активно помогают ей взрослые внучки Ирина и Анастасия. В Интернете на всевозможных виртуальных торговых площадках они выискивают продавцов уникальных экспонатов. Даже маленькая Полина с удовольствием помогает бабушке собирать рушники для выставок.