Диагноз победителя

Картина режиссёра Юсупа Разыкова «Турецкое седло» на X фестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард» единогласным решением жюри признана лучшим фильмом.

В Оренбурге его показали дважды: в воскресенье – в кинотеатре «Космос» и в понедельник – в парке «Салют, Победа!». Оба раза после картины у зрителей была возможность лично задать режиссёру вопрос и выразить своё отношение.

 

Всё это было бы смешно

За основу «Турецкого седла» взят, по сути, анекдот. Однако картина о влюбившемся в голос своей соседки одиноком пенсионере Ильиче, бывшем «топтуне» – агенте по наружному наблюдению службы госбезопасности, кажется, здорово зацепила оренбургского зрителя.

– Мерзость вы сняли! – бросила, как плюнула, свой отзыв режиссёру одна из зрительниц, всем видом показывая, что ни минуты не собирается больше оставаться рядом. А тем временем пожилой мужчина уже благодарно тряс его руку, с чувством повторяя: «Уважил! Всё именно так! Уважил!» Оказалось, как и главный герой, он прежде работал в органах госбезопасности и на себе ощутил, что такое быть ловким профессионалом, иметь власть, а потом остаться не у дел, став обычным пенсионером.

– Какую тему вы хотели поднять в своём фильме: одиночества, сексуальных меньшинств, профессиональной деформации? – летит вопрос от дамы в красном.

– Я не занимаюсь социальным кино, – пожимает плечами режиссёр. – Неинтересно.

Лекцию о том, что художественное произведение всегда получается чем-то большим, чем изначально задумывалось автором, хотя бы потому, что преломляется в восприятии зрителя в нечто собственное, Юсуп Сулейманович опустил. Лукаво улыбнувшись, заговорил об обманчивой природе искусства. Какой образ рисует себе воображение одинокого стареющего мужчины при звуках прекрасного оперного голоса из соседской квартиры?

Увы, наши фантазии обманчивы, а домысливание жизни других людей, интерпретация их мотивов обманчивы опасно! Любой может запутаться, тем более бывший службист, годами оттачивавший профессиональную подозрительность. А тут ещё неврологический диагноз — пустое турецкое седло, патология головного мозга, впрочем, не смертельная.

 

Позвольте уточнить

– Вы в этой картине не только режиссёр, но и автор сценария, –  очередной вопрос. – Зачем же вы обрекли ваших персонажей? Одного на гибель, другого – на убийство.

– Не люблю победителей, – вздыхает режиссёр.

– Но коллеги помогут Ильичу избежать наказания за содеянное! Значит, насилие торжествует?

– А Ильич, по-вашему, выглядит в финале победителем? – парирует Разыков. – Плачущий старик, потерявший не только объект своей поздней любви, вернувшей его к жизни из депрессии, но и веру в систему своих ценностей!

Зрители расходятся, горячо обсуждая картину.

– Как ты понял, в чём переплетение Востока и Запада в этом фильме? – прислушиваюсь к беседе супружеской пары.

– Мне кажется, Восток с его патриархальными ценностями постоял за свои убеждения. Дал волю праведному гневу против идущей с Запада распущенности, вседозволенности. Зло, требовавшее наказания, повержено. Только герой не ликует.

– Хм, я не подумал об этом. А по-моему, тут типичная этическая дилемма для русского человека.

В нас же восточная и западная цивилизации намешаны в равных пропорциях. Вот и решай, к каким ценностям ты тяготеешь. И Ильич вовсе не случайно «топтун» из органов, незаметный, безликий.

Помнишь человека в котелке с яблоком вместо лица Рене Магрита?

– Позвольте с вами не согласиться, – уже в фойе пожилая дама берёт режиссёра под локоть. – Вы сказали, что Ильич не выглядит победителем в финале. Формально – да, но именно эти слёзы раскаяния, нравственного очищения делают его победителем. Это моральная победа над самим собой, ему уже не быть прежним.

Режиссёр удовлетворённо выдыхает. Зритель его понял. Как говорится, умному достаточно. Скрытый, внутренний конфликт, противоречие между тем, что персонаж делает и что чувствует, двойственность переживаний – любимый конёк Юсупа Разыкова.

– Человек может казаться понятным и предсказуемым, даже примитивным, но в душе он невероятно тонкий, – говорит Юсуп Сулейманович.

– Зрителя приучили к ярким картинкам, зрелищности, к определённым звёздам. Это печально, я считаю этот путь гибельным. Что бы мне ни говорили о развитии технологий, всё равно за последние пятьдесят лет не появилось ничего, равного картине «Летят журавли».

 

Чего ещё желать!

На кинофестиваль в Оренбург Юсуп Разыков приезжает уже в четвёртый раз. В 2013 году он получил здесь «Золотого сарматского льва» за лучший фильм («Стыд»), в 2015-м – премию губернатора за лучший сценарий («Побег из Москвабада»).

Привезённая на этот раз картина «Турецкое седло» вошла в семёрку лучших российских кинопремьер-2017 и уже принесла Юсупу Разыкову Гран-при фестиваля актуального кино «Горький Фест» в Нижнем Новгороде, премию имени Микаэла Таривердиева за музыкальное решение фильма и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России. А эпизод с мяукающими детьми самые придирчивые кинокритики назвали лучшим на сочинском «Кинотавре-2017».

Кинематографисты, как и художники, постоянно находятся перед выбором: заниматься искусством или делать то, что понравится массовому зрителю, а значит, и продюсеру, ждущему быстрой прибыли. Разыков свой выбор делает в пользу искусства, но по-восточному, без крайностей. Он нашёл свою нишу между понятным массам лубком и строгим артхаусом – философским кино, доступным горстке интеллектуалов. Тем не менее прокатное кинопространство сегодня таково, что работы Разыкова можно увидеть в основном на фестивалях.

– В моём опыте есть «гламурный» фильм «Беглянки», там абсолютно звёздный состав актёров: Егор Бероев, Екатерина Гусева, Ирина Рахманова… Он окупился ещё до выхода в прокат. Я тогда осознал, что мне никогда в жизни не понять подводных камней проката, и сказал себе: «Лучше я буду делать то, что я умею». Мне было не по себе, когда сделали 93 его копии и повезли по стране.

Я люблю видеть глаза своего зрителя, выходить в зал после показа, беседовать. Даже если кто-то покидает зал во время сеанса, я не обижаюсь. В этом смысле Оренбург меня порадовал. Видно, что людям нужно кино. Не просто чтобы расслабиться.

Зритель готов сопереживать, а в этом весь смысл кино. Ко мне подходили и говорили: «У меня ком в горле от вашего фильма».

Марина Васильева

 

Справка «О»

Юсуп Разыков – узбекский и российский кинорежиссёр, сценарист, художник-постановщик. Заслуженный деятель искусств Узбекистана. Родился в Ташкенте. Окончил ВГИК. Родоначальник первых узбекских телесериалов. С 1999 года по 2004-й директор киностудии «Узбекфильм». Живёт и работает в России.

Некоторые награды и призы:

* Гран-при фестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» – фильм «Оратор» (1999)

* Номинация на премию «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии – фильм «Товарищ Бойкенжаев» (2003)

* Номинация на премию «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии – фильм «Лекарь» (2004)

* Номинация на премию «Ника» за лучший фильм стран СНГ и Балтии – фильм «Девичий пастух» (2006)

* Приз имени Валерия Фрида – Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» – фильм «Гастарбайтер» (2010)

* XXIII кинофестиваль «Окно в Европу» – специальный приз жюри за лучший сценарий – фильм «Побег из Москвабада» (2015)

* XVI международный телекинофорум «Вместе» (Ялта) – приз за лучшую режиссёрскую работу – сериал «Пороги» (2015)

* IX Чебоксарский международный кинофестиваль – приз за лучший сценарий – фильм «Побег из Москвабада» (2016)

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top