С 27 мая по 6 июня Оренбург был настоящей обителью Мельпомены. VIII Международный театральный фестиваль «Гостиный Двор», завершившись, плавно сменился гастролями Московского театра юного зрителя.
И оренбуржцы смогли увидеть народного артиста Валерия Баринова не только на сцене, но и на… рынке.
Дворянин «Гостиного Двора»
Десять совершенно разных театров показали своё искусство. Театральный критик, заведующая литературной частью Московского академического театра сатиры Нина Карпова в завершение программы заявила, что наш фестиваль уникален.
– Хочется, перефразировав Окуджаву, спеть: «Я дворянин «Гостиного Двора». Здесь публика для всех. И для азербайджанского театра, и для казахстанского, и для крымско-татарского. Перед началом спектаклей было интересно наблюдать, как собирались в залах представители той или иной диаспоры. Для пришедших, помимо всего, было важно подпитаться звучанием родной речи и узнать от «своих», скажем, азербайджанцев, что происходит в стране.
Считаю, кстати, постановку именно Азербайджанского государственного театра юного зрителя «Война» Ларса Нурена одной из самых интересных. Отмечу блистательную актёрскую работу. Потрясло знаете что? Мы привыкли, что война имеет конкретную привязку и название, а смотря спектакль, понимаешь, что у всех войн одинаковое лицо. И то, что происходит на сцене, может быть одновременно как в Сирии, так и в Сербии, где угодно!
Высокую оценку Нина Никитична дала и Оренбургскому областному драматическому театру, представившему «Свадьбу в Малиновке». Присоединился к словам коллеги и профессор, заведующий кафедрой истории, философии и литературы Российского института театрального искусства (ГИТИС) Андрей Ястребов, отметив качественную режиссуру. Похвалил он и «Невероятную любовь» Орского государственного драматического театра «за достойно реализованный творческий эксперимент».
Куда гнали лошадей?
Почти 4 тысячи человек посетили спектакли «Гостиного Двора». Доктор исторических наук, профессор Алла Фёдорова, побывав на фестивале, выделила для себя «Аршин Мал Алан» Крымско-татарского государственного академического музыкально-драматического театра.
– Первое, что поразило, – необычайная красота актёров.
Даже возникла мысль, что лучше – смотреть постановку или просто любоваться ими? Не могу не отметить ещё роскошные голоса артистов!
Каждый зритель нашёл для себя что-то своё. Многие сетовали на программу, она была составлена так, что подчас из трёх спектаклей можно было посмотреть лишь один. Ведь показывались они на разных площадках в одно и то же время.
– Афиша была весьма любопытна, и жаль, что не удалось оценить всё, – заявила заведующая литературной частью Оренбургского областного театра кукол заслуженный работник культуры РФ Екатерина Шарапова.
Честно говоря, непонятно, с какой целью организаторы так устроили. Почему нельзя было, показав также несколько постановок в один день, выделить им разное время? Чтобы не пришлось разрываться, например, между «Мёртвыми душами» бугурусланской труппы и московской «Сотворившей чудо».
Традиционно «Гостиный Двор» подарил всем артистам возможность поучаствовать в мастер-классах по сценической речи доцента кафедры сценической речи Российского института театрального искусства кандидата искусствоведения Ирины Автушенко.
– Занятия прошли на очень высоком уровне! Ребята признались, что узнали на них много нового. Такая профессиональная подпитка очень важна, – отметила Шарапова.
Пила – это любовь?
Так получилось, что постановкой Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) «Скрипка Ротшильда» одновременно закрылся фестиваль и открылись гастроли МТЮЗа.
Спектакль оживил чеховский текст, и это было невероятно. Погружённые в угрюмый мир гробовщика Якова (Валерий Баринов), зрители смеялись и плакали над этой историей о человеке, который очнулся от забытья только перед смертью. Гробовщик, снимающий мерку для гроба со своей умирающей жены, оказывается способным создать настоящую музыку. И из последнего бедняка превращается в богача. Ибо безмерно одарён тот, кто творит. Кто хоть одну ноту да слышит из песни Жизни. Чья душа мучается от безъязыкости, мычит и плачет в раскаянии. И первых освоенных ею звуков – тоскливых и трагичных – достаточно для прощения. Ведь и жена Марфа (Арина Нестерова) отошла в иной мир с любовью к грубому и злому Якову. И кто она – эта скрипка?.. Та же душа, любовь или пила (в финале, когда речь идёт о скрипке, в руках Яков держит пилу), режущая сердце и извлекающая из него дивные чувства?..
У каждого свой ответ.
Едва стоял на ногах после окончания спектакля Валерий Баринов. Ему было больно. Он будто родился и умер вместе со своим героем. Всё получилось.
Ещё днём, на пресс-конференции, Валерий Александрович признался, что каждый раз перед выходом на сцену ждёт провала. И это нормально. Он говорит:
– Как только я поверю, что всё получится легко, мне надо будет ехать на дачу и копать огород. Или столярничать, потому что в этой профессии мне делать уже будет нечего. При этом, при такой неуверенности, я, приступая к новой роли, всегда знаю, что смогу сыграть даже телефонную книгу…
Такие вот парадоксы. Старое поколение в этот вечер всем преподало урок. Как летал по сцене народный артист РФ Игорь Ясулович, играя безропотного, жалкого Ротшильда, получившего в дар от скупца великий подарок!
Игорь Ясулович: «Я удивлён трепетным отношением к истории в Оренбурге. Шёл по центральной улице, читал надписи на памятниках. В одном месте увидел бабушку. Она приблизилась сначала к кресту, установленному на площади. Тихонько перекрестилась. Потом перешла к большому камню и, снова перекрестившись, ушла. Я подошёл туда. Узнал, что, оказывается, на этом месте храм стоял…»
Такая разная классика
Насколько здесь тонко и деликатно был преподнесён Чехов, настолько несколькими днями ранее «обидели» Тургенева. В рамках фестиваля зрители увидели «современную фантазию» по роману «Отцы и дети» Башкирского драматического театра. Что же навоображал режиссёр? Отчего глубокую и чистую Катю превратил в пошлую дуру, а Одинцову заставил затащить в койку Базарова? Конечно, каждый имеет право на выдумку, но при чём тут Иван Сергеевич с его отрицанием страсти, которая принесёт пустоту или даже совсем «безобразие»?
Режиссёры этих двух спектаклей взяли за основу классические произведения, но постановки как две противоположности. Смеясь над Яковом из «Скрипки Ротшильда» и презирая его, зритель вдруг начинает плакать. Находит в гробовщике что-то от себя. И не нужны гаджеты, которые не выпускали из рук «тургеневские» Катя и Аркадий, чтобы отождествить героя с современностью.
Так же и во второй постановке МТЮЗа «С любимыми не расставайтесь»: вроде бы не было ни одного намёка на сегодняшний день, но какое возникало сопереживание! И через это сопереживание ощущение собственного… счастья. Осознание, что твой избранник со всеми его недостатками – самый родной человек на земле. Что самое важное – суметь сказать ему главное. Услышать и обнять. Всё остальное – пыль и прах. Сколько любовной страсти было показано одним лишь секундным объятием!
Никто, как в «Отцах и детях», не скакал по сцене в трусах, но какой ток шёл в зал! Какая страсть, умноженная на душевный порыв и нежность!..
Вот и получилось, что оригинальность сценических решений – ничто по сравнению с настоящим искусством, когда артисты берут за горло одним только словом и игрой. И не нужно выворачивать ничего наизнанку.
Что ни говори, а оренбуржцам повезло. Так же, как и орчанам. МТЮЗ доедет и до них. 9 и 10 июня там покажут «С любимыми не расставайтесь». Праздник Мельпомены продолжается!
Полина Кузаева