Театральный пир закончен?

С 27 мая по 6 июня Оренбург был настоящей обителью Мельпомены. VIII Международный театральный фестиваль «Гостиный Двор», завершившись, плавно сменился гастролями Московского театра юного зрителя.

И оренбуржцы смогли увидеть народного артиста Валерия Баринова не только на сцене, но и на… рынке.

Дворянин «Гостиного Двора»

Десять совершенно разных театров показали своё искус­ство. Театральный критик, за­ведующая литературной частью Московского академического театра сатиры Нина Карпова в завершение программы заяви­ла, что наш фестиваль уникален.

– Хочется, перефразировав Окуджаву, спеть: «Я дворянин «Гостиного Двора». Здесь публи­ка для всех. И для азербайджан­ского театра, и для казахстан­ского, и для крымско-татарско­го. Перед началом спектаклей было интересно наблюдать, как собирались в залах представи­тели той или иной диаспоры. Для пришедших, помимо всего, было важно подпитаться звуча­нием родной речи и узнать от «своих», скажем, азербайджан­цев, что происходит в стране.

Считаю, кстати, постановку именно Азербайджанского го­сударственного театра юного зрителя «Война» Ларса Нурена одной из самых интересных. Отмечу блистательную актёр­скую работу. Потрясло знаете что? Мы привыкли, что война имеет конкретную привязку и название, а смотря спектакль, понимаешь, что у всех войн одинаковое лицо. И то, что про­исходит на сцене, может быть одновременно как в Сирии, так и в Сербии, где угодно!

Высокую оценку Нина Ни­китична дала и Оренбургскому областному драматическому те­атру, представившему «Свадьбу в Малиновке». Присоединился к словам коллеги и профессор, заведующий кафедрой истории, философии и литературы Рос­сийского института театраль­ного искусства (ГИТИС) Андрей Ястребов, отметив качественную режиссуру. Похвалил он и «Не­вероятную любовь» Орского го­сударственного драматического театра «за достойно реализован­ный творческий эксперимент».

Куда гнали лошадей?

Почти 4 тысячи человек по­сетили спектакли «Гостиного Двора». Доктор исторических наук, профессор Алла Фёдо­рова, побывав на фестивале, выделила для себя «Аршин Мал Алан» Крымско-татарского го­сударственного академического музыкально-драматического театра.

– Первое, что поразило, – необычайная красота актёров.

Даже возникла мысль, что лучше – смотреть постановку или про­сто любоваться ими? Не могу не отметить ещё роскошные голоса артистов!

Каждый зритель нашёл для себя что-то своё. Многие сето­вали на программу, она была составлена так, что подчас из трёх спектаклей можно было посмотреть лишь один. Ведь показывались они на разных площадках в одно и то же время.

– Афиша была весьма любо­пытна, и жаль, что не удалось оце­нить всё, – заявила заведующая литературной частью Оренбург­ского областного театра кукол заслуженный работник культуры РФ Екатерина Шарапова.

Честно говоря, непонятно, с какой целью организаторы так устроили. Почему нельзя было, показав также несколько по­становок в один день, выделить им разное время? Чтобы не при­шлось разрываться, например, между «Мёртвыми душами» бугурусланской труппы и мо­сковской «Сотворившей чудо».

Традиционно «Гостиный Двор» подарил всем артистам возможность поучаствовать в мастер-классах по сценической речи доцента кафедры сцени­ческой речи Российского ин­ститута театрального искусства кандидата искусствоведения Ирины Автушенко.

– Занятия прошли на очень высоком уровне! Ребята призна­лись, что узнали на них много нового. Такая профессиональ­ная подпитка очень важна, – от­метила Шарапова.

Пила – это любовь?

Так получилось, что поста­новкой Московского театра юного зрителя (МТЮЗ) «Скрип­ка Ротшильда» одновременно за­крылся фестиваль и открылись гастроли МТЮЗа.

Спектакль оживил чеховский текст, и это было невероятно. Погружённые в угрюмый мир гробовщика Якова (Валерий Баринов), зрители смеялись и плакали над этой историей о человеке, который очнулся от забытья только перед смертью. Гробовщик, снимающий мерку для гроба со своей умирающей жены, оказывается способным создать настоящую музыку. И из последнего бедняка превра­щается в богача. Ибо безмерно одарён тот, кто творит. Кто хоть одну ноту да слышит из песни Жизни. Чья душа мучается от безъязыкости, мычит и плачет в раскаянии. И первых освоенных ею звуков – тоскливых и трагич­ных – достаточно для прощения. Ведь и жена Марфа (Арина Не­стерова) отошла в иной мир с любовью к грубому и злому Якову. И кто она – эта скрипка?.. Та же душа, любовь или пила (в финале, когда речь идёт о скрипке, в руках Яков держит пилу), режущая сердце и извле­кающая из него дивные чувства?..

У каждого свой ответ.

Едва стоял на ногах после окончания спектакля Валерий Баринов. Ему было больно. Он будто ро­дился и умер вместе со своим героем. Всё получилось.

Ещё днём, на пресс-конференции, Валерий Александро­вич признался, что каждый раз перед выходом на сцену ждёт провала. И это нормально. Он говорит:

– Как только я поверю, что всё получится легко, мне надо будет ехать на дачу и копать огород. Или столярничать, по­тому что в этой профессии мне делать уже будет нечего. При этом, при такой неуверенности, я, приступая к новой роли, всег­да знаю, что смогу сыграть даже телефонную книгу…

Такие вот парадоксы. Старое поколение в этот вечер всем пре­подало урок. Как летал по сцене народный артист РФ Игорь Ясу­лович, играя безропотного, жал­кого Ротшильда, получившего в дар от скупца великий подарок!

Игорь Ясулович: «Я удивлён трепетным отношением к истории в Оренбурге. Шёл по центральной улице, читал надписи на памятниках. В одном месте увидел бабушку. Она приблизилась сначала к кресту, установленному на площади. Тихонько перекрестилась. Потом перешла к большому камню и, снова перекрестившись, ушла. Я подошёл туда. Узнал, что, оказывается, на этом месте храм стоял…» 

Такая разная классика

Насколько здесь тонко и де­ликатно был преподнесён Чехов, настолько несколькими днями ранее «обидели» Тургенева. В рамках фестиваля зрители уви­дели «современную фантазию» по роману «Отцы и дети» Баш­кирского драматического теа­тра. Что же навоображал режис­сёр? Отчего глубокую и чистую Катю превратил в пошлую дуру, а Одинцову заставил затащить в койку Базарова? Конечно, каж­дый имеет право на выдумку, но при чём тут Иван Сергеевич с его отрицанием страсти, кото­рая принесёт пустоту или даже совсем «безобразие»?

Режиссёры этих двух спек­таклей взяли за основу клас­сические произведения, но постановки как две противопо­ложности. Смеясь над Яковом из «Скрипки Ротшильда» и прези­рая его, зритель вдруг начинает плакать. Находит в гробовщике что-то от себя. И не нужны гад­жеты, которые не выпускали из рук «тургеневские» Катя и Аркадий, чтобы отождествить героя с современностью.

Так же и во второй постанов­ке МТЮЗа «С любимыми не рас­ставайтесь»: вроде бы не было ни одного намёка на сегодняшний день, но какое возникало сопере­живание! И через это сопережи­вание ощущение собственного… счастья. Осознание, что твой из­бранник со всеми его недостат­ками – самый родной человек на земле. Что самое важное – суметь сказать ему главное. Услышать и обнять. Всё остальное – пыль и прах. Сколько любовной стра­сти было показано одним лишь секундным объятием!

Никто, как в «Отцах и детях», не скакал по сцене в трусах, но какой ток шёл в зал! Какая страсть, умно­женная на душевный порыв и нежность!..

Вот и получилось, что оригинальность сценических решений – ничто по сравнению с настоящим искусством, когда артисты берут за горло одним только словом и игрой. И не нужно выворачивать ничего наизнанку.

Что ни говори, а оренбурж­цам повезло. Так же, как и орчанам. МТЮЗ доедет и до них. 9 и 10 июня там покажут «С любимыми не расставай­тесь». Праздник Мельпомены продолжается!

Полина Кузаева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top