Штаны и юбки

   Фото: Скандальная постановка «Тангейзера» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

Всё чаще приходится слышать о цензуре искусства. Оренбург бог миловал – у нас не было ни одного скандала. Ждать ли в будущем?

Речь Константина Райкина до сих пор отзывается в спорах по стране. В конце октября на съезде театральных деятелей России режиссёр призвал коллег к «цеховой солидарности», заявив, что его тревожат «наезды» на искусство. Добавил, что посягать на свободу творчества – безобразие. Поделился убеждением, что душа самого художника – носитель нравственности. То есть творец сам себе цензор, и никто не должен вмешиваться в его дело. А внутренние театральные споры «на руку врагам, желающим прогнуть искусство под интересы власти».

Простите, каким врагам? Может быть, в Москве иная жизнь и люди уровня Райкина держат наготове чемоданчик с бельём, опасаясь чёрного «воронка»? Как-то сомнительно. Константин Аркадьевич спокойно ставит спектакли на любые темы, в прессе большое количество замечательных рецензий на его спектакль «Все оттенки голубого».

Из слов Райкина можно сделать вывод, что если режиссёру не выделяется средств на создание того, что он хочет, значит, в стране царит диктат и над всем довлеет цензура. Из этого также вытекает, что все режиссёры – творцы и таланты.

А кто определит, где настоящее искусство, а где суррогат? Если наши демиурги, творчески осмысливая действительность, находят удивительно метким образ Иисуса Христа, распятого не на кресте, а между ног голой женщины (опера «Тангейзер»), то о чём ещё говорить?

Они утверждают, что это такой ход. Что он оправдан: в постановке осуждается и главный герой за это расплачивается. Со всем можно согласиться и всему найти объяснение, но скажите – зачем? Ради эпатажа? Острой метафоры? Тогда чем хуже французский Charlie Hebdo? Когда всё можно, это уже не свобода, а хаос.

Такое чувство, что никто не думает о простом зрителе. Посмотрите сами, ведь все прокурорские проверки, затеваемые вокруг спектаклей и фильмов, начинались исключительно после жалоб граждан. Их организовывал не «глупый дядя из министерства». Люди так устали от того, что всё им показывается через штаны и юбки. И даже порицаются штаны и юбки опять же штанами и юбками. А теперь ещё говорят, что и возражать нельзя – творец сам себе господин.

Только ведь Художников мало, больше ХУДОжников. И всюду господствует не цензура, а вседозволенность. Угодно байкеру Хирургу на всю страну критиковать народного артиста РФ Райкина – критикует. Хочется Константину Аркадьевичу утверждать, что творцов зажимают, – он делает это. Решил орчанин, отсидевший очередной срок в колонии строгого режима, петь с матерком гимны ворам – поёт. Желают люди платить за удовольствие его послушать 500 – 600 рублей – платят.

Судя по всему, в стране можно, наоборот, всё. И не всегда это радует. Хочется хоть немного, нет, не цензуры – самоцензуры.

Полина Кузаева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top