$ 65.80 € 77.56
16+
24 сентября 2018, 20:30

Ударим автобусом по…

Очевидно проблемная группа вопросов в сфере пассажирских перевозок
09.06.2018, 15:49
Будем ли мы уезжать каждые три минуты или простоим полчаса?
Фото: Валерий Гуньков

Три месяца предприниматель Артём Сафиуллин остаётся на больничном. Однако это не мешает молодому политику вести активную работу в своём избирательном округе и регулярно появляться на том самом рабочем месте, с которого его рекомендовал уволить губернатор.

Кто помогает Артёму захватить рынок пассажирских перевозок и почему за него заступается глава города Оренбурга Евгений Арапов?

Оренбургский общественный транспорт продолжает ехать по опасным ухабам политико-экономического скандала.

  

Сломался. Ждите следующего

– Почему вы уже в который раз отменяете рейс? Вы же му­ниципальное предприятие! Вы не допустили до участия в кон­курсе частников, а люди должны страдать? Что это за безобразие! – кричит в телефон женщина на остановке.

Эхо раннего утра делает вы­говор горожанки звонким и раз­носит по округе. Больше всех от текущей ситуации страдают пока дачники. Два года назад дачные маршруты обслуживало частное предприятие и автобусы ходили как часы. Теперь же, чтобы во­время уехать к своим грядкам, нередко приходится звонить в диспетчерскую. Ответ чаще все­го звучит так: «Сломался. Ждите следующего».

Автопарк муниципального предприятия изношен на 70 про­центов. В этом году сезонные нуж­ды любителей овощей и природы обслуживает МКП «Оренбургский пассажирский транспорт». Его директором ненадолго стал Ар­тём Сафиуллин. Его назначение сопровождалось скандалами и даже судебными процессами. На мирную эволюцию цивилизован­ной реформы никак не похоже.

 

Что им снег, что им зной…

Год назад Артём Рафаильевич шёл на новое поприще вполне подготовленным. Несмотря на то что он предприниматель из рекламной отрасли и к транс­портной не имел никакого про­фессионального отношения, по­тенциальным партнёрам и даже инвесторам показывал «Стра­тегию развития общественного транспорта».

Сегодня этот документ уже не предлагается широкой публике, но в распоряжении редакции он имеется. Документ интересный и совершенно антинародный. Если бы эта стратегия была реа­лизована, стояли бы мы с вами, уважаемые пассажиры, на оста­новках по полчаса, с детьми, при температуре воздуха плюс-минус 30 – 40. А потом штурмом брали бы салон транспортного средства. Да и ехали бы мы на работу минимум с одной пересад­кой, то есть платили бы за проезд четырежды в день. Минимум.

Такую стратегию мог при­думать только тот, кто на обще­ственном транспорте не ездит уже очень давно, тот, кто в уютном салоне автомобиля добирается до любого пункта назначения.

Во-первых, по мнению соста­вителей этой концепции, количе­ство пассажирских транспортных средств должно сократиться в три раза. Во-вторых, существующая транспортная маршрутная сеть неэффективна. Слишком много дублированных маршрутов, в результате чего по основным транспортным артериям идёт 70 процентов пассажирских авто­бусов. Проще говоря, если сейчас по улице Терешковой идёт с деся­ток маршрутов, после реформы Артёма Сафиуллина их должно остаться не больше трёх. Кому не повезло, тот будет добираться до работы с пересадками.

В-третьих, реформаторы почему-то считают, что пассажи­ровместимость одного троллейбу­са (или большого автобуса) равна вместимости трёх (!) пазиков.

 

Концессионный троллейбус

Но были в «Стратегии» у Са­фиуллина и очень симпатичные моменты. Например, любой го­рожанин согласится с тем, что троллейбусов должно быть боль­ше. От этого воздух чище и сердцу милее. Экономическая идея была тоже хороша. Жаль, неверно под­считана и тоже антинародна.

Совершенно справедливо по­лагал в своей «Стратегии» Сафи­уллин, что троллейбусное хозяй­ство не обязательно убыточно. А формирование нового авто­парка и существующей инфра­структуры можно реализовать с помощью программ государ­ственного инвестирования и государственно-частного партнёрства. Концессионные соглаше­ния с инвесторами могут решить текущие проблемы и обновить автопарк. Проблема в том, что экономические показатели он выводил из расчёта, что 100 про­центов единиц техники работает на линии. А такого в принципе быть не может.

Ещё в мотивационной части «Стратегии» написано, что со­хранение и усиление муници­пального предприятия позволит сохранить рабочие места для сотрудников. А когда расписывал моменты экономии средств для инвесторов, написал, что мож­но легко сократить издержки – 40 процентов непроизводствен­ного персонала и 100 процентов кондукторов, пото­му что новый транс­порт перейдёт на безналичный рас­чёт.

 

Частников сократить

На переговоры с потенциальными партнёрами Артём Сафиуллин ходил вместе со своим дру­гом Сергеем Фро­ловым. Широкой публике он не изве­стен, а вот в город­ской администра­ции его знают хорошо. Манера ведения переговоров у напарни­ков весьма решительная, если не сказать агрессивная.

В их представлении всё до­вольно просто: есть убыточное муниципальное предприятие с наличием очень ржавых автобу­сов и долгов и есть частные пере­возчики, которые на конкурсной основе получают у города право на обслуживание маршрута. Част­ники зарабатывают сами, а му­ниципальное предприятие ещё и получает деньги из бюджета, поскольку вынуждено обслужи­вать не только прибыльные, но и убыточные рейсы.

По мнению Артёма Сафиул­лина, нужно в Оренбурге орга­низовать всё так, чтобы количе­ство частников сократилось, а 43 процента (в перспективе до 90) пассажирских перевозок было отдано муниципальному казённому предприятию (МКП). Доходы Артём оценил как «свыше 1 миллиарда рублей». Несколько частных предприятий, в пред­ставлении реформатора, должны были сохраниться. Но МКП без всякого конкурса, на собственное усмотрение сдавало бы частникам маршруты в аренду. С этим пред­ложением он и пошёл искать себе партнёров. Тех самых нескольких частников. По плану молодого ре­форматора, несогласные должны были уйти.

От такого смелого предложе­ния подавляющее большинство отказалось. Во-первых, потому что никто не собирался терять бизнес, который строился мно­го лет, а во-вторых, потому что предлагаемая схема была, мягко говоря, незаконной.

Российское правительство обязывает ликвидировать все убыточные МУПы до 2020 года. Кроме того, есть два федеральных закона, запрещающих подобные схемы. Эти аргументы Сафиулли­на не останавливали.

 

Всё в долг

Договориться с частными пе­ревозчиками год назад не удалось. Губернатор выгнал Сафиуллина из Дома Советов и рекомендовал Евгению Арапову найти нового руководителя МКП.

Однако, несмотря ни на что, городские власти продолжают начатую Артёмом реформу, игно­рируя целесообразность, эконо­мику и недоверие к процессу со стороны областного правитель­ства. Без проведения конкурса МКП и его партнёр получили право обслуживать прибыльные маршруты. Частных перевозчиков даже не удостоили ответом на их запрос. В состав муниципальной транспортной комиссии вошёл друг Сафиуллина Сергей Фролов, а частных перевозчиков в комис­сию не пригласили.

29 мая, после всех скандалов, на фоне того, что российское пра­вительство постановило ликви­дировать убыточные МУПы, гор­совет принимает решение инве­стировать 240 миллионов рублей в покупку больших автобусов для МКП «Оренбургские пасса­жирские перевозки». То есть для предпри­ятия Сафиуллина. И это несмотря на то, что МКП «ОПП» уже должно 80 миллионов рублей. Долг будет увеличен в несколь­ко раз. Часть этих долгов берёт на себя городской бюджет – 140 миллионов в ка­честве гарантии кре­дита. Кредитовать покупку будет ком­мерческий банк.

За этот проект проголосовали даже не все единороссы. Только две трети депутатов горсовета. Коммунист Денис Батурин был против, поскольку «на обсужде­ние этого проекта у депутатов была всего одна неделя, этого мало. Администрация, на наш взгляд, не смогла обосновать эко­номическую необходимость этой покупки».

Кому достанутся все эти новые большие автобусы в случае, если МУП будет признан банкротом? Вопрос скорее риторический. Жаль, что всё это за счёт горожан.

 

Командная работа или организация картеля?

Когда события в транспорт­ной отрасли уже затянулись ту­гим узлом, на должность началь­ника Управления пассажирского транспорта в администрации Оренбурга был назначен близкий товарищ Артёма Сафиуллина – Дмитрий Анисимов, несмотря на то что этой должности он никак не соответствует. Его пре­бывание в этом кресле оспорила прокуратура.

Согласно должностной ин­струкции, «начальником транс­портного цеха» может быть че­ловек, имеющий высшее про­фессиональное образование и стаж работы в отрасли не менее пяти лет. А Дмитрий Анисимов к транспорту никакого отноше­ния не имел. Так же, как и Артём Сафиуллин, и Сергей Фролов. Од­нако представление прокуратуры никакого действия не возымело. Анисимов заявил, что должность оставлять не намерен. Вот так запросто.

С товарищеской поддержкой у Артёма всё просто замечательно. В Оренбурге Артём Сафиуллин стал известен четыре года назад, когда захватывал со скандалом рекламный рынок. Наша газета уже писала об этой истории. Чуть позже мы к ней вернёмся. Пока просто констатируем факт: после успешного завершения экспансии в администрации на должности начальника управления по на­ружной рекламе появилась Ольга Бондаренко – юрист Сафиуллина. Ещё один юрист – Юрий Кузнецов – занял должность директора МКП «Реклама – Оренбург». Получать муниципальные контракты ком­мерческие фирмы Сафиуллина стали без проблем. Тем более что после захвата рынка и выбора-то не осталось.

Ещё один юрист, но с более широкими полномочиями – Вя­чеслав Нейфильд. Никакого тру­дового договора с администраци­ей города у Вячеслава нет. Но он регулярно участвует в судебных процессах то за, то против адми­нистрации. Безвозмездно. То есть даром. А процессов этих очень много. И все они так или иначе связаны с интересами Артёма Сафиуллина, Сергея Фролова и их фирм.

Когда делили рекламный ры­нок, Вячеслав Александрович участвовал в судах. Теперь, когда начался передел рынка транс­портного, снова Нейфильд пред­ставляет интересы.

Сам Вячеслав Александрович является учредителем десятка частных компаний. Вероятно, бла­годаря тому, что Вячеслав Алек­сандрович так старательно и бес­платно участвует в судебных про­цессах, его компании получают многочисленные госконтракты. Например, ООО УКЛХ «Лифтсер­вис» – 41, ООО АК «Шанс» – 1 госконтракт, ООО «Капиталаудит» – 6 госконтрактов. Ещё ряд фирм, которые дороги Вячеславу Алек­сандровичу в силу родственных связей или аффилированности бизнеса, также отрабатывают госконтракты.

Бывает и так, что интересы личного бизнеса противоречат интересам администрации, а в суде Нейфильд представляет как раз администрацию. И что вы думаете? Администрация про­игрывает.

Нам кажется, что тут есть признаки конфликта интересов и возможно намеренное форми­рование приоритетных условий для избранных. И вообще всё это как-то очень похоже на сговор.

 

Родной ты наш

Чтобы действовать настоль­ко откровенно и безнаказанно, нужно иметь крышу, высокого покровителя и «больших» со­юзников, готовых заступиться на самом высоком уровне. При поиске таких покровителей ко­манды Артёма Сафиуллина мы столкнулись с парадоксом. Даже на уровне слухов, кулуарных бе­сед никто не признавал за ними «большого» покровителя. Зато нашлась интересная история и… «родственники».

Чтобы рассказать историю, придётся вернуться на пять лет назад, к переделу рекламного рынка. Мы уже писали, что те, кто не хотел терять свой рекламный бизнес и сопротивлялся захва­ту, пострадали. Двое были вы­нуждены покинуть даже страну. На вопрос «Почему?» отвечали: «Жить очень хотелось». Угрозы воспринимали реально. По их сло­вам, в процессе участвовал некий Андрей Ерошенко. Официально он предприниматель. Есть пара фирм, в которых Ерошенко – со­учредитель с неким Вячеславом Богатовым.

Поиск в открытых источни­ках дал интересный результат. Издание «Самарское обозрение» пишет статью «Воздушная атака». Речь идёт о покушении на жизнь председателя совета директоров ОАО «АвтоВАЗбанк» Николая Тарана. Его пытались взорвать гранатой. Так вот, в этой самой статье Андрей Ерошенко (Ероха) и Вячеслав Богатов (Богатик) на­званы известными криминальны­ми авторитетами.

Не берёмся судить о том, на­сколько достоверно такое мнение, но можем предположить, что уча­стие в переделе рекламного рынка вполне могло быть выгодно Еро­шенко. Маленькая долька одной из компаний, победивших в той рекламной войне, была оформ­лена на некую Оксану Ерошенко.

Ещё одной возможной крышей Артёма Сафиуллина наши коллеги из других СМИ называют высо­копоставленного госслужащего Управления спецсвязи ФСО При­волжского федерального округа. Золотопогонный «дядя» Артёма сам находится при управлении полпреда, а вот двое его взрослых сыновей имеют непосредствен­ное отношение к Оренбургу. Один из них до недавнего времени был судьёй (уехал в Казань), а второй трудится в одном из правоохрани­тельных ведомств. Конечно, это ничего не доказывает, но…

На фоне прошедшей пятилет­ки остаётся только констатиро­вать свершившийся факт: с рынка ушли десятки рекламных компа­ний, а осталось всего несколько, принадлежащих очень маленькой группе аффилированных лиц.

Ни ФАС, ни правоохранитель­ные органы никак не помешали свершиться этому факту. Суды предприниматели проигрывали как по заказу (или под угрозой?).

Сейчас, несмотря на реакцию общества, областного прави­тельства и противоречия феде­ральному закону, происходит копирование сценария захвата рекламного рынка. Захват пасса­жирских перевозок. И никто их не останавливает. Многочисленные письма, написанные частными перевозчиками во все инстанции, возвращаются в региональные силовые ведомства и не имеют никакого реального действия.

Не всегда понятна реакция городской прокуратуры на про­исходящее. С одной стороны, только они оспорили законность нахождения на должности «на­чальника транспортного цеха» Анисимова. С другой – стран­но повели себя в отношении 52-го маршрута. Недавно стало известно, что на этот (один из самых прибыльных) маршрут предприниматель получил сви­детельство незаконно. Теперь горадминистрация будет про­водить новый конкурс. Вроде бы всё правильно. Только вот свидетельство на маршрут вы­даётся на 5 лет.

И почему-то предыдущая про­курорская проверка никакого беззакония не нашла. Есть даже официальное заключение. Неза­конность лицензии была обна­ружена тогда, когда это было в интересах «захватчиков».

 

Сити-менеджмент

Как бы ни была интересна и актуальна хроника предпри­нимателя Артёма Сафиуллина и его друзей, во всей этой истории гораздо интереснее другое – каче­ство управления городом. Все эти скандалы длятся и никак не могут закончиться именно при управле­нии команды Евгения Арапова.

Сухая статистика – её мож­но легко посмотреть на сайте арбитражного суда: количество судебных процессов с приходом к управлению Евгения Сергеевича увеличилось в два раза. Судят­ся с администрацией простые граждане, которые недовольны результатами программы пере­селения из ветхого и аварийного жилья. Судятся сироты, которым не предоставили положенное по закону. Эти программы, если уж честно говорить, были практиче­ски завалены в городе. Об уровне того, как команда мэра строит со­циальное жильё и осваивает феде­ральные деньги, говорит уже тот факт, что на бывшего начальника управления жилищной политики Оренбурга было заведено уго­ловное дело и Сергей Макеев вы­слушал приговор. Строительство дорог в городе тоже с уголовным оттенком, с судами и скандалами.

О том, сколько «специалистов» из друзей предпринимателя и депутата горсовета Артёма Сафи­уллина оказалось в чиновничьих креслах, мы уже написали. При таком качестве профессионализ­ма не удивительно, что проблемы в городе растут как снежный ком. И всё чаще ими занимаются либо в судах, либо в кабинете следова­телей.

И ещё один важный штрих к портрету. Как давно мы что-то слышали о формировании инве­стиционного климата в городе Оренбурге? Где отчёты замести­телей по экономике, где проекты, где меры поддержки малого и среднего бизнеса?

Из всей активной деловой жизни только форум «Город – биз­несу, бизнес – городу». Раз в год всплеск. Все обновления столицы региона за последние несколько лет происходили благодаря феде­ральным программам. Активно формировать деловой климат, кажется, даже не стараются.

А из истории Артёма Сафи­уллина можно сделать вывод, что с бизнесом город буквально борется. Какое уж тут развитие конкурентной среды, когда целые сегменты экономики, отрасли отдаются весьма ограниченному кругу одних и тех же лиц.

 

P.S. Вся информация, исполь­зуемая в публикации, взята из открытых источников.

Елена Черных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости
все новости