Взрослеть не советую

На днях третьеклашки из оренбургского дома детства и школы № 11 встретились с «живым писателем». К этому статусу многодетная мать из Оренбурга Надежда Кузнецова ещё и сама не привыкла. Всего несколько месяцев, как вышла её первая книжка – добрые стихи для детей под названием «Друзья».

 

Очарование гипноза

Творческая в стреча с пи ­сателем проходила в Орен­бургской областной детской полиэтнической библиотеке.

– Ну, где чипсы, где поп­корн? – шутила ребятня, плю­хаясь в приготовленные д ля них кресла. Наиболее любознательные сразу обступили стеллаж с книгами д ля детей. Руки потянулись к цветным обложкам «Зачем собаке ну­жен хвост?» Ирины Шейбак, «Калоши счастья» Владимира Одноралова, «Хрюндик и пер­вые одуванчики» Людмилы Ковалёвой…

– Ребята, а вы, вообще-то, стихи любите? – спросила в лоб Надежда Кузнецова, пуская по рядам несколько экземпляров своей книги, чтобы за время встречи каждый смог её по­трогать и понюхать.

– Только не учить наизусть! – честно признался мальчишка из зала.

Между тем на предложение писательницы всё-таки прочи­тать что-то из уже выученного один смельчак откликнулся и без запинки отбарабанил боль­шой фрагмент лермонтовского «Бородино».

Стихотворения в сборни­ке Надежды адресованы, ко­нечно, читателям помладше, дошкольного возраста, но и третьеклассники послушали их с явным удовольствием – про котят, сладкоежку, кроликов, кашу, дождик… Если в строч­ках зарифмована моральная дилемма, автор сразу обсужда­ла это с ребятами.

У меня есть мандарин.

К сожалению, один.

Друг меня им угостил,

А сестрёнке дать забыл.

Мне теперь пора решить,

С мандарином как же быть?

– Современные дети быстро взрослеют, – размышляла На­дежда Викторовна, когда все уже разошлись. – Школьные задания, кружки и секции – это нешуточная нагрузка и ответ­ственность, а ещё так хочется побыть маленьким и беззабот­ным! Прижаться к маме и про­сто слушать её голос, незамыс­ловатые истории о ласточках, радуге, берёзке… Поэзия ведь это своего рода гипноз, однооб­разный интонационный ритм, зарифмованные строчки. При этом ребёнок расслаблен и с полным доверием воспринима­ет всё, что произносит родитель. Через детские стихи и происхо­дит закладка основ нравствен­ности, запоминание правил безопасности.

 

Ежам на смех!

Ровна дорога, гладка,

Но это не площадка.

Есть правило для всех одно:

На ней играть запрещено!

Даже на обочине

Опасно тоже очень.

Деткам нужно это знать

И машинам не мешать.

Чтобы мамам, чтобы папам

Не пришлось переживать!

Увы, по наблюдениям Надеж­ды, далеко не вся современная детская литература отвечает высоким критериям качества. Можно встретить сниженную лексику и даже бранные слова, не говоря уже о корявости самих языковых конструкций. Содер­жание сейчас как будто отходит на второй план, уступая место продаваемой форме – ярким картонным обложкам, плотной бумаге.

– Мне чужд принцип «кас­совость любой ценой», – про ­должает Надежда. – Поэтому я и сделала акцент на том, что мои стихи для детей именно добрые. Моё поколение ещё росло на лучших образцах дет­ской литературы – это Агния Барто, Борис Заходер, Маршак, Чуковский, Успенский… Здесь всё – гениальность простоты и второй, глубинный смысл. Только вспомните: «У канавки две козявки продают ежам бу­лавки». Что это, как не предвиде­ние агрессивного маркетинга? Сейчас ведь то и дело к то-то пытается нам продать что-то со­всем не нужное, уверяя, как нам это необходимо, искусственно создавая потребность в этом. Например, все эти фальшивые центры медицины и космето­логии.

 

А это не заразно?

Невесёлые тенденции в мире детской литературы волнуют Надежду не только как писатель­ницу, но и как мать. Она растит троих детей. Разумеется, мно­гие сюжеты стихов подсказаны событиями из жизни семьи, а какие-то из детства самой На­дежды.

Дома шум стоит с утра.

Начинается игра.

Настя ходит на руках

В новых красных сапогах.

12-летняя Настя, и правда очень спортивная девочка, бук­вально на днях победила в об­ластных соревнованиях по прыж­кам на батуте. В маму пошёл Ярослав, ему восемь лет, но дайте ему любые два слова – он сочи­нит связывающую их историю, да ещё и зарифмует. Арсению пять, читать он пока не умеет, но стихи, особенно мамины, за­поминает в два счёта.

– Поэзия – это заразно, – улы­бается Надежда, – и на встречах с ребятами я всегда говорю: про­буйте, пишите.

На возражение, не путь ли это плодить графоманов, Надежда отвечает так:

– Графомана ничего не оста­новит. Но я придерживаюсь пре­зумпции добросовестности – лю­бой человек талантлив, пока не доказано обратное.

Юридический термин На­дежда ввернула не случайно. Она юрист по образованию со специализацией по граждан­скому праву, сразу после вуза год отработала в адвокатской палате. Но при всей любви к юриспруденции быстро поня­ла, что профессионально лгать, отыскивая лазейки в законе, не её стезя. Она по натуре, скорее, правдоруб. А кто ценит честность больше всего? Конечно дети.

Стихи Надежда пишет с 5 лет, было время, удивляла учителей школьными сочинениями в сти­хах. К 17 годам стихов набралось на целый сборник, который роди­тели издали на свои средства в подарок дочери-подростку.

– Он назывался «Хрупкий мир», – вспоминает Надежда. – Может, те строчки и не пред­ставляли большой литературной ценности, но они не были бес ­полезными. Муза приходит на подготовленную почву. И чтобы научиться писать – надо писать. Ну и, конечно же, читать.

 

Чтобы глаз не замылился

Надежда уверена: писатель­ское вдохновение можно вызы­вать усилием воли. И всё-таки литература пока для неё, скорее, хобби. А деньги на жизнь она зарабатывает как предприни­матель в сфере дизайна, супруг – специалист по IT-технологиям.

– На первом месте у меня се­мья, – делится жизненной фило­софией Надежда. – Я как-то сразу усвоила, что детей нужно заво­дить, пока ты молодой и здоро­вый. Когда мы поженились, мне было 18, а мужу 19. Стремления сначала сделать карьеру не было. Я не считаю, что дети должны приходить на всё готовое. На­оборот, пусть по мере взросления видят, как развиваются в профес­сиональном плане их родители.

Несмотря на то что в детстве Надя получила серьёзную трав­му, упав с дерева, тревожной матерью, окружающей своих чад гиперопекой, её не назовёшь. На всё воля Божья, убеждена она, считая, что именно вера – един­ственный моральный ориентир, помогающий родителям вырас­тить детей самостоятельными и разумными.

– Можно весь день просидеть возле ребёнка и не заметить, что ты только тиранишь его своими замечаниями, а можно после ра­боты поиграть с ним всего минут пятнадцать, но пользы от этого обоим будет больше. Важно не сколько времени проводить вме­сте, а как!

Настя, Ярослав и Арсений – пер­вые слушатели маминых стихов. Сейчас к изданию готовится второй её сборник, посвящённый оренбург­ской природе: суркам, тушканчи­кам, степному разнотравью. Родом она из Бузулука, природа в тех ме­стах красивейшая, а у Надежды, по её словам, сохранилось какое-то обострённое восприятие каждого лютика-цветочка, детская готов­ность любоваться им и хлопать в ладоши от восторга. В этом смысле взрослеть Надя никому не советует и стихи свои пишет, чтобы заразить любого, у кого уже замылился глаз на красоту вокруг. Внутренний ребёнок, живущий в каждом, даже самом угрюмом взрослом, – вот её истинный читатель.

 

Марина Веденеева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top