Спектакль «Капитанская дочка» на сцене Оренбургского государственного областного драматического театра имени Горького поставлен на средства гранта Министерства культуры РФ.
Известие о намерении главного режиссёра Оренбургского драматического театра Рифката Исрафилова поставить «Капитанскую дочку» основательно удивило. Ведь предыдущая постановка пушкинской повести в 1999 году тоже была его.
На повышение
Старожил театра заслуженный артист РФ Александр Папыкин трижды играл героев пушкинской повести на оренбургской сцене. 20 лет назад Исрафилов поставил первую свою «Капитанскую дочку», там Александр Иванович был капитаном Мироновым. Шутит:
– Теперь меня повысили в звании, в новом спектакле я играю генерала – графа Панина. Мой капитан Миронов был попроще – болеющий за всё, понимающий, что скоро случится катастрофа. В 1982 году «Дочку» поставил режиссёр Александр Зыков. Постановка, с моей точки зрения, была не вполне удачной, зритель быстро потерял интерес к ней. Спорным было пространственное решение спектакля: поперёк сцены устанавливался мост, на нём крепились виселицы и то и дело вершились казни – мы вешали чучела героев. Я в той постановке играл Салавата Юлаева, тогда по сценарию ввели такую роль.
Александр Папыкин вспоминает драматичный случай. В конце декабря накануне очередного показа недалеко от театра убили артиста Владимира Бурдакова. Все глубоко переживали эту потерю.
– Через три дня после гибели предстояла постановка. Александра Павловна Жигалова, только потерявшая мужа Володю Бурдакова, должна играть капитаншу, – продолжает воспоминания Александр Иванович. – Играла она без замены. Представляешь, стою на мосту, бросаю удавку – вешаем капитана Миронова, и все с ужасом ожидают, как она сыграет сцену после его казни: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» Предполагали даже вызвать скорую помощь. Как она играла! Это было обморочное состояние.
А впервые по мотивам «Капитанской дочки» поставила спектакль «Пугачёвская вольница» в конце 50-х годов прошлого века много лет проработавшая в нашем театре актриса и режиссёр Ирина Фёдоровна Щеглова. Без моего участия.
Только снег из-под копыт
Всякий художник подвержен влиянию, а особенно трудно не повторить себя самого. У заслуженного артиста РФ Рифката Исрафилова такая опасность была. Тот же драматургический материал, личный опыт, возможности сцены.
Впрочем, её-то возможности как раз после модернизации театра изменились. Режиссёр в полной мере использует это, расширяет художественное пространство: буран и встреча Гринёва с Пугачёвым в степи, ночёвка в трактире и вещий сон, открывший наступающую трагедию.
Зритель легко перемещается с героями из Белогорской крепости в Оренбург, затем в Казань и даже в тогдашнюю российскую столицу.
Но удачное сложное решение в то же время и самое простое. Белый полог, закрывающий сцену в течение всего спектакля, узнаваемо повторяющий неровный, со взгорьями, рельеф оренбургской степи, создаёт образ бурана, метели – стихии, захватывающей и природу, и людей.
Для героев, попавших в кровавую мясорубку бунта, полог – тот же саван. А артисты – студенты кафедры актёрского мастерства института искусств, проносящие полог, становятся частью стихии, создавая настроение тревожности, наводящей на мысль о неизбежности драматической развязки.
Как взглянуть
Режиссёр Исрафилов своё решение объяснил довольно просто: главная задача постановки состояла в том, чтобы осмыслить пушкинское произведение с позиции сегодняшнего дня, увидеть прошлое глазами современного человека.
В связи с этим вспоминается одна история. До установки офиса Сбербанка напротив драмтеатра, возле старинного дуба, там была большая кирпичная стена. Утверждают, что её возвели по решению тогдашнего руководителя Оренбурга Юрия Гаранькина. А разместить на ней должны были мозаику – сцену осады Пугачёвым Оренбургской крепости или его расположение в Бёрдах.
В советские времена Пугачёва воспринимали как народного заступника. В «Капитанской дочке» автор вольно или невольно восхищается народным царём, хотя и не приукрашивает его образ.
Однако ещё до написания повести у Пушкина появилась «История Пугачёвского бунта», там показан весь драматизм событий и бессмысленная жестокость вожака. Якобы Юрий Дмитриевич прочитал «Историю Пугачёвского бунта» и в одночасье изменил отношение к «народному царю»: кого мы хотим прославить, он же пролил столько невинной крови. Так кирпичная стена и простояла пустой почти 40 лет.
– Я нашёл высказывания о «Капитанской дочке» современников Пушкина, они как будто отражают сегодняшнюю нашу боль. Человек никогда не должен терять достоинства. Становится понятно, почему великий поэт с такой скрытой симпатией относится к Пугачёву. Он защищал простой народ, находившийся в тяжелейших условиях. А народный гнев может породить кого угодно. Эту же тему я поднимал в постановке «Ричард III».
Рифкат Исрафилов, народный артист РФ, главный режиссёр Оренбургского драматического театра.
Преданья старины
Сценарий к новой постановке «Капитанской дочки» написал сам Рифкат Исрафилов.
Судя по спектаклю, режиссёр хотел избежать однозначной трактовки образа бунтаря. Емельян Пугачёв (заслуженный артист РФ Борис Круглов, в предыдущей постановке играл Петрушу Гринёва) – мужик дерзкий, рассудительный, не робкого десятка, обречённый и знающий о своей обречённости. Заступник простого люда справедливо рассудил простить Гринёва (артист Дмитрий Татаринцев) и отпустить с ним Машу Миронову (артистка Татьяна Вдовина).
Весь спектакль звучит пушкинское слово, к которому отнеслись постановщики довольно бережно.
Но вот вдруг слышишь: капитанша рассказывает мужу и близкому окружению о том, что взяли «Татищеву» крепость. Коменданту Елагину отрубили голову, содрали кожу, злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. А жену изрубили.
В повести этого нет. Слова взяты из «Истории Пугачёвского бунта». Рифкат Исрафилов при работе над сценарием использовал два источника – оба пушкинские.
К тому же много времени при подготовке к работе над сценарием провёл в московских библиотеках, собирая материал о Пугачёве. И это определённо вызывает интерес, эмоционально и по смыслу усиливает образ «народного царя» и восприятие происходящих на сцене событий.
Взгляд из зала в зал
Премьерные показы «Капитанской дочки» посмотреть не получилось, на спектакль попал позже, вместе с молодёжью. Всегда вызывает настороженность, когда полный зал молодых людей, – будет шум, суета. Но не в этот раз.
Бросал по ходу спектакля взгляд в зал – напряжённость действия отражалась в глазах зрителей, и долгие овации после окончания действия.
Разговоры потом в гардеробе. Пытаются сравнить с постановкой фильма Прошкина, меж собой делятся, что повесть не читали. Значит, театр приближает к Пушкину.
Билеты на целый месяц вперёд распроданы. А желающих хоть отбавляй. Для школьников устраивают даже утренние показы, ведут разговор о милосердии, чести и достоинстве человека, который при любых обстоятельствах не сдаётся.
Юрий Мещанинов