Каждый везёт ответственность

Излишняя самоуверенность губит как новичков, так и водителей с большим стажем.

Самоизоляция сделала своё дело: на дорогах Оренбуржья снизилась интенсивность движения и, как следствие, сократилось количество дорожно-транспортных происшествий. В Оренбурге за две недели до карантина было зафиксировано 341 ДТП, за такой же срок во время карантина произошло 118 аварий. Количество пострадавших сократилось с 26 до 4 человек, количество погибших – с 3 до 2. Но, вопреки статистике, лихачей на дорогах меньше не стало.

Из «чёрного списка»

Сразу несколько похожих ДТП случилось в Оренбургском районе за минувшую неделю. Сюжеты как под копирку: не выдержал безопасную дистанцию или выехал на полосу встречного движения.

В селе Краснохолм 19-летний парень был лишён прав, но, пе­ребрав с алкоголем, решил снова покататься на своей «ласточке». Так шибко разогнался, что во­время не затормозил перед ино­маркой, которая ехала в этом же направлении.

Судя по возрасту, молодой человек не так давно выучился в автошколе. Но, находясь всего пару месяцев за рулём, уже успел «отметиться» в сводках ГИБДД.

Может, причина кроется в том, что такие водители не знают правил дорожного движения, и вместе с «молодецкой удалью» это даёт свой отрицательный эффект? В Госавтоинспекции ведут стати­стику аварий, совершённых вы­пускниками каждой автошколы за два года с момента получения прав. На сайте областной ГИБДД опубликован реестр всех действу­ющих автошкол Оренбуржья – всего их у нас более ста. 36 из них оказались в «чёрном списке» по итогам 2019 года. Их выпускники стали виновниками 81 дорожно-транспортного происшествия, в результате которых 4 человека погибли и 105 получили травмы.

За «понты» не отвечаем

В то же время руководители и инструкторы оренбургских автошкол в один голос говорят, что между обучением и аварий­ностью на дорогах нет никакой взаимосвязи.

– Часто слышу критику в адрес автошкол, мол, там плохо учат, взятки берут, поэтому столько нарушителей на дорогах. С этим я абсолютно не согласен. Рань­ше такого не было, а сейчас уж тем более: с 2016 года утвердили новый регламент сдачи экзаме­нов. Всё проходит под камерами, начинающие водители должны вдоволь поездить по городу с обязательным преодолением сложных участков, – убеждает за­меститель начальника по учебной части оренбургской областной автошколы ДОСААФ Валентин Мустаев.

Сейчас в автошколе непривыч­но тихо. В классных кабинетах, увешанных плакатами с правилами дорожного движения, и на автодро­ме, где обычно оттачивают мастер­ство вождения новички, ни души. 70 оренбуржцев ещё до карантина успели сдать теорию, теперь ждут экзаменов по практике. В ГИБДД практическую часть обучения во­ждению временно приостановили. Сроков, когда всё возобновится, пока никто не называет.

Всего же из стен автошколы ДОСААФ в этом году выпустилось 300 начинающих водителей. В учреждении работают 12 ин­структоров, в их числе женщина. Немало женщин и среди тех, кто учится. Всё чаще мастерством вождения хотят овладеть дамы в возрасте 55+. У кого-то умер муж, а машина осталась, кому-то хочется подвозить внуков до шко­лы и обратно.

– Людей в возрасте у нас не­мало, но всё же львиная доля молодых парней и девушек. Сам я давно за рулём и от­лично вижу, что лихачей на дорогах хватает. Но автошколы здесь ни при чём. Програм­ма одна для всех. За агрессию и «понты» не­которых водителей мы, как говорится, от­ветственности не несём, – возвра­щается к больной теме Валентин Хамитович.

Слова Мустаева косвенно под­тверждают и в ГИБДД областного центра. Здесь подсчитали, что те, кто недавно получил права, в ава­рии попадают реже умудрённых опытом.

– За неполных четыре месяца этого года в Оренбурге произо­шло шесть дорожно-транспорт­ных происшествий, виновника­ми которых стали водители со стажем вождения менее двух лет. Погибших в этих авариях нет, пострадали шесть человек. По сравнению с аналогичным пери­одом прошлого года, количество ДТП, совершённых водителями, недавно севшими за руль, сокра­тилось на 40 процентов, – говорит старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорож­ного движения ОГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» Оксана Мякотина.

Лихое дело нехитрое

50-летний житель Оренбурга Алексей Бекетов уверен, что больше следует опасаться не молодых неопытных водителей, а тех, кто за ру­лём сидит уже не один десяток лет. Знает, о чём говорит, потому что убедился в этом на собственном опыте.

– В тот вечер я ехал по проспекту Гагарина. Опасного водителя, который «играл в шашки» – пе­рестраивался с одной полосы на другую, заметил ещё издалека. При повороте на улицу 60 лет Октября он в последний момент включил поворотник и резко ушёл в мою сторону. Каким-то чудом я в него не влетел: спасло только то, что мгновенно отреагировал и надавил на тормоза, – вспоминает Алексей Бекетов.

Мужчина решил проучить нарушителя. Написал заявление в ГИБДД, приложил запись со своего видеорегистратора. По госномеру водителя быстро нашли. Лихачом оказался не молодой и зелёный, а старый и умудрённый.

– Я думал, что этому водиле лет 20. Но каково же было удив­ление, когда сотрудники ГИБДД мне позвонили и сказали, что на­рушителю уже… за 60, он старше меня! – не скрывает удивления Алексей Михайлович. – Сам я тоже не молод, за рулём 33 года, но ни одного нарушения не было. Даже скорость не превышаю, не говоря уже о «шашках».

Алексей Бекетов не знает, как наказали того лихача, да ему в принципе это не интересно: в лю­бом случае, водить теперь будет аккуратнее. Алексей Михайлович считает, что с лихачами разных возрастов нужно бороться всем вместе, причём не устраивать самосуд на дорогах с битами и дубинками, а применять закон­ный способ: увидел нарушение – сообщи в ГИБДД.

И стар и млад

Статистика областной Госав­тоинспекции наглядно показы­вает: чаще всего виновниками происшествий на дорогах в Орен­буржье становятся водители со стажем вождения свыше 15 лет (в прошлом году зафиксировано 909 таких аварий). Если предпо­ложить, что большинство из них получили права в 18 лет, то им сейчас должно быть в среднем 33 года и более. Это подтверждает­ся другой статистикой: в прошлом году водители в возрасте 30 – 40 лет соверши­ли 320 ДТП на дорогах области. Больше, чем в каждой из остальных возрастных групп.

Такая же тенденция характер­на для многих других регионов страны. По данным ГИБДД Та­тарстана, в республике каждую четвёртую аварию с погибшими совершают лихачи в возрасте от 30 до 40 лет со стажем вождения больше 10 лет. По их вине проис­ходит 76 процентов всех ДТП, в результате которых гибнут люди. То же, например, и в Ярославле: местная Госавтоинспекция под­считала, что в ДТП чаще всего виновны мужчины 30 – 40 лет, управляющие легковыми авто и не употребляющие алкоголь пе­ред тем, как сесть за руль.

Согласно данным столичного ГИБДД, в Москве реже других со­вершают ДТП водители со стажем до трёх лет – на них приходится всего 13 процентов автоката­строф.

– Большинство начинающих водителей очень осторожны на дорогах, потому что испыты­вают неуверенность и страх. В первую очередь, они боятся себя, своей неопытности, а также окру­жающих, которые им кажутся агрессивными. По статистике, вероятность аварии резко воз­растает после пробега первых 7 тысяч километров. В это время осторожность в совокупности со страхом сменяет рьяная самоуверенность, – поясняет психолог Анна Клепицкая. – Однако здесь не всё так однозначно. Есть нема­ло примеров, которые нас убежда­ют в том, что между возрастом и стажем водителя и желанием полихачить нет прямой вза­имосвязи. У каждого своя причина погонять с ве­терком: 18-летние пар­ни, только получив права, считают, что им теперь можно всё, и несутся на бешеной скорости. Умудрённые опытом водители видят себя на­стоящими дорожными аксакала­ми, способными совершить лю­бой опасный манёвр и показать мастер-класс всем остальным.

Может, действительно, не в стаже дело и даже не в возрасте? Спокойный, уравновешенный водитель и в 18 лет, и в 50 будет водить аккуратно. Тот, кто привык к лихой езде с молодости, свой агрессивный стиль вождения сохранит до конца. Если это так, то нет никакой необходимости вводить дополнительное переобу­чение для опытных водителей, как несколько лет назад предлагали депутаты Госдумы. Водитель со стажем отлично знает все правила и гораздо больший практический опыт получает ежедневно, крутя баранку своего авто. При этом самоуверенность и агрессивность у него и после десяти новых кур­сов никуда не исчезнет, если это в характере, в крови.

Панацеи от лихих водителей просто не существует: полностью убрать их с наших дорог не полу­чится при всём желании. Изме­нить ситуацию в лучшую сторону сможет лишь постоянный кон­троль за дорожной обстановкой со стороны ГИБДД, установка допол­нительных камер видеофиксации и, самое главное, наказания для нарушителей по всей строгости закона, независимо от того, кто за рулём – обычный работяга или мажор, которому вроде как всё можно и всё простится.

Как сообщает региональное Управление ГИБДД, за прошлый год благодаря камерам видеофиксации было выявлено 567 899 нарушений правил дорожного движения. Всего по этим нарушениям вынесено 567 899 постановлений на общую сумму 325 380 900 рублей. Кроме 80 передвижных комплексов («треног»), осуществляющих фиксацию нарушений правил дорожного движения, в Оренбуржье действуют 129 стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Прямая речь

Андрей Костенков, начальник Управ­ления ГИБДД УМВД России по Оренбург­ской области:

– За прошлый год в автомобильных ава­риях в области погибли 256 участников движения, ранения получили 2723. Цифры немалые, но по сравнению с 2018 годом число ДТП снизилось на 145, раненых стало меньше на 121, погибших – на 17. Уменьшилось коли­чество наездов на пешеходных переходах (с 213 до 159 случаев) и число аварий, в которых виноваты водители автобусов (с 90 до 61). При этом количество ДТП в начале 2020-го сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40 случаев. Каждое дорожно-транспортное происшествие требует индивидуального рассмотрения – мы фиксируем возраст участников аварии, стаж вождения и прочие данные.

Уровень подготовки водителей в некоторых оренбургских ав­тошколах всё же вызывает вопросы. При выборе автошколы нужно обращать внимание на информацию, публикуемую на нашем сайте. Если выпускники автошколы часто становятся виновниками ДТП, есть повод задуматься, стоит ли туда идти.

Госавтоинспекция, в свою очередь, принимает меры по повыше­нию безопасности дорожного движения. Камеры фото- и видеофик­сации даже самим наличием на трассах дисциплинируют водителей, независимо от стажа вождения и возраста. Всего на дорогах обла­сти в текущем году появится более 100 новых комплексов фото- и видеофиксации.

Михаил Барышников, председатель Оренбургской областной общественной организации «Региональный центр по за­щите прав потребителей»:

– В комитет по защите прав автовладель­цев, который работает при нашем центре, часто обращаются оренбуржцы, попавшие в дорожно-транспортные происшествия. По моим наблюдениям, виновниками небольших аварий, так называемых тычков, чаще всего становятся водители с большим водительским стажем на недорогих авто.

Они выучились в автошколе лет 15 – 20 назад. С того момента некоторые правила дорожного движения изменились, автомобилей на дорогах стало больше и совершать манёвры стало сложнее. Самоуверенность и замедленная реакция, которая появляется с возрастом, играют с опытными водителями злую шутку. Конечно, среди молодых тоже немало самоуверенных лихачей, но их часто спасает быстрая реакция в меняющейся до­рожной обстановке.

Считаю, что способствовать изменению сложившейся ситуации можно введением обязательного прохождения водителями со ста­жем тестовой программы. Бесплатные тесты помогут выявить тех, кто плохо ориентируется в современных дорожных реалиях или же имеет проблемы со здоровьем.

С учётом полученных результатов таким водителям следует реко­мендовать пройти переподготовку, а в особых случаях – прекратить управлять транспортным средством.

Арман Жертаев, основатель автомо­бильного клуба AUTO OREN:

– За рулём я с 18 лет. Сначала колесил по небольшому посёлку, где движение не интен­сивное и бояться, по сути, нечего. Когда впер­вые выехал на улицы Оренбурга, то больше всего опасался находиться в транспортном потоке: никогда не знаешь, кто захочет резко вынырнуть из ряда и перестроиться на другую полосу. Со временем стал водить свою Opel Astra уверенно, но всё равно стараюсь ездить аккуратно, не нарушая правил, и, главное, вовремя реагировать на манёвры других водителей.

На сайте нашего автоклуба мы проводили опрос, в котором спра­шивали у оренбуржцев: «Каких водителей вы опасаетесь больше все­го?» По результатам выяснилось, что большинство проголосовавших (58 процентов) боятся молодых лихачей с небольшим стажем. Моё мнение: всё зависит от характера и уравновешенности водителя, а не от возраста и стажа вождения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите слово или словосочетание и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: