Правда ли, что от личности классного руководителя зависит характер класса?
В гимназии № 4 Оренбурга каждые полгода составляется рейтинг эффективности работы классных руководителей и выбирается самый классный класс. Есть определённые критерии: посещаемость, успеваемость, активность в мероприятиях, а также отсутствие конфликтов и травматизма.
Сканер настроения
Как видим, показатели вполне измеряемые. Но главное для классного руководителя – сделать всё, чтобы ребёнок был счастлив как в школе, так и за её пределами. За дачка более амбициозная, но в целом вы полнимая, уверена классный руководитель Татьяна Степанова. В гимназии № 4 она работает 17 лет, вообще же её педстаж – 30 лет.
Татьяна Вячеславовна неоднократно приводила свой класс к статусу самого классного и сама возглавляла рейтинг классных руководителей. И по итогам первого полугодия текущего учебного года она снова номер один.
Сколько классов педагог довела до ума и выпустила, никто не считал. Сейчас под её крылом 2-й «А».
Трудно объяснить, в чём именно дело: в личной интуиции, опыте, отточенных навыках, в педагогических ли приёмах. Только, по её словам, она и класс чувствуют себя единым живым организмом. Кто сегодня пришёл грустный, кто чем-то расстроен, а кто как-то особенно взволнован, перевозбуждён с самого утра? Педагог считывает эту психологическую картину незаметно для постороннего глаза, продолжая вести урок, но уже в его процессе ребята объединяются в группки с такими заданиями, которые помогут и успокоиться, и сплотиться, а может, кому-то и помириться.
– Особенно трудно было в первый год работы, – вспоминает Татьяна Степанова. – Мне тогда достался огромный класс – 37 учеников! С годами, с опытом, конечно, работать легче, но всё равно нужно постоянное самообразование.
Татьяна Вячеславовна учителем начальных классов решила стать ещё в детстве. В подростковом возрасте чуть было не передумала, склонялась к преподаванию русского языка и литературы, по примеру собственного классного руководителя в 5-м классе Тамары Уваровой.
– Она была таким душевным, тёплым человеком! – вспоминает Татьяна Вячеславовна. – От личности классного руководителя действительно зависит многое. Мы в гимназии, например, заметили, что класс по характеру похож на своего классного руководителя. Можно задать такой тон, что если ребёнок забыл дома линейку, то все над ним посмеются, а можно так, что все сразу предложат ему помощь.
Без формальностей
Самая большая проблема в работе классного руководителя – дефицит времени. Ведь, если к делу относиться не дежурно, внеклассная жизнь может быть очень активной. Класс Степановой, например, постоянно готовит утренники к праздникам, участвует в викторинах и даже КВН, ребята ездят на экскурсии, немало времени требуют и социальные проекты. Сейчас 2-й «А» участвует в социальной экологической акции «Добрые крышечки». В классе стоит специальная ёмкость, куда дети складывают принесённые пластиковые крышки для дальнейшей утилизации.
– В социальных проектах участвуют все классы гимназии, у нас их 32, – поясняет директор Ирина Крайнова. – Одни собирают батарейки, другие мастерят скворечники и подкармливают птиц, третьи навещают ветеранов или детей из реабилитационного центра, четвёртые помогают приюту для бездомных животных или детскому отделению онкодиспансера… Ребёнок с 1-го класса учится видеть социальную проблему и решать, как помочь, кого привлечь.
По словам Ирины Сергеевны, учителей-предметников в школе больше, чем классов, так что классное руководство досталось не всем. Между тем отношение к этой дополнительной обязанности в гимназии не как к почти бесплатной повинности, а, наоборот, как к почётной миссии, которая добавляет учителю авторитета в глазах учеников, родителей и коллег и свидетельствует о доверии руководства.
Тем не менее доплата за классное руководство до 1 сентября 2019 года составляла всего тысячу рублей в месяц, с этого учебного года в гимназии её повысили до 2500 рублей. А с сентября 2020-го стоит ожидать прибавки в 5 тысяч, о которой говорил президент Владимир Путин в Послании к Федеральному собранию.
– Для нас это в первую очередь знак внимания, который сработает на повышение авторитета классных руководителей и педагогов в целом, – говорит Татьяна Вячеславовна. – Раз уж президент страны продемонстрировал уважение к работе классного руководителя, может, и родители начнут больше прислушиваться?
Алексей Пахомов, министр образования Оренбургской области:
– Новая доплата в 5 тысяч рублей с 1 сентября коснётся подавляющего большинства педагогов нашего региона. На данный момент в Оренбургской области почти 12,5 тысячи класс-комплектов и 16 900 педагогов в системе общего образования.
Мы ждём, когда на федеральном уровне будут определены конкретные подходы к реализации установки президента. Например, есть учителя начальных классов, которые являются классными руководителями сразу двух классов.
Нас волнует вопрос, как будет осуществляться доплата в такой ситуации. Президент чётко сказал, что региональные выплаты должны быть сохранены, а выплата в 5 тысяч пойдёт в дополнение к уже имеющимся.
Сейчас нужно учесть все нюансы, ведь в разных школах даже одного муниципалитета доплата за классное руководство может быть разная, например, где-то это доплата в рублях, а где-то надбавка в процентах от оклада.
Распределение фонда оплаты труда и установление порядка оплаты труда педагогов – это компетенция образовательной организации. Словом, предстоит большая работа по подготовке к 2020/21 учебному году, когда в школах будет меняться тарификация.