В Оренбуржье ещё идут споры о новой транспортной схеме

Администрация Оренбурга и частные перевозчики, обслуживающие городские маршруты, похоже, не скоро найдут компромиссное решение в споре о новой схеме пассажирского транспорта. Градоначальники уверены, что схема понравится оренбуржцам, а предприниматели оптимизма не разделяют.

Анонс схемы

В начале января морозы нарушили и без того негладкую работу пассажирского транспорта в областном центре. Мэрия и бизнес весь месяц выясняли похолодевшие отношения.

Предприниматели решили, что к разговору о новой схеме лучше привлечь УФАС и прокуратуру, а градоначальники обратились с заявлением в ФСБ, прокуратуру и в УМВД на действия перевозчиков (сбор подписей против новой маршрутной схемы). Пассажирская общественность насторожилась, ведь именно ради неё, ради её комфортного проезда ломаются копья и скрещиваются шпаги.

Первый заместитель главы Оренбурга Алексей Кудинов, представляя новую маршрутную схему, отметил её преимущества.

Во-первых, больше охватит новостройки, где с каждым годом прибавляется по несколько тысяч жителей. Во-вторых, минимум 20 маршрутов из представленных 47 проложены так, чтобы не заезжать в загруженный центр города, что ускорит движение (пока в действующей схеме 53 маршрута). В-третьих, заверяет чиновник, автобусы станут ходить через 3 – 4 минуты в часы пик, а днём максимум через 15.

– Мы должны уйти от маловместительных маршруток и заменить их на автобусы большего класса. Это одно из основных требований, прописанных в конкурсной документации. Переход будет поэтапным, первый стартует летом. В соответствии с новой схемой начнут работу 28 маршрутов взамен отменённых. Ещё будет 3 маршрута одного дня, чтобы перевозить пассажиров на Радоницу, – сообщил Алексей Кудинов.

Вишенкой на торте в перспективе будет внедрён пересадочный тариф на неограниченное число пересадок в течение часа. Хорошо если он начнёт действовать сразу после запуска новой схемы, ведь автобусы с другими, непривычными номерами запутают пассажиров. С большой вероятностью участятся ситуации: «Ой, не на тот сели, а можно не платить за одну-две остановки?».  Как эмоционально будут реагировать на это водители и кондукторы, предсказать несложно.

Торг уместен

Судя по реакции частных перевозчиков на новую схему, не столько страшна сама схема, сколько конкурс на обслуживание маршрутов.

– Чтобы улучшить работу пассажирского транспорта и при этом строго и быстро, по чётким правилам, спрашивать за нарушения и штрафовать предпринимателей, надо вместо конкурса проводить торги, как, например, на маршрутах № 20, 21, – говорит директор Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин. – Объясню разницу. На торгах муниципалитет как заказчик выставляет маршрут с регулируемым тарифом и максимально просчитанную по федеральной методике сумму за его обслуживание, а также конкретные требования к подвижному составу и графику движения. Если будет конкуренция, то контракт достанется тому, кто за меньшую цену возьмёт обязательства, в том числе соблюдать расписание, независимо от того, много пассажиров или единицы. Если перевозчик нарушит условия, администрация может не заплатить, расторгнуть контракт, внести в список недобросовестных подрядчиков и взыскать штраф (определённый процент от стоимости контракта), – поясняет Максим Римович. – На конкурсе, как следует сейчас из документов, представленных администрацией, будут выбирать того, кто больше пообещает. Чем больше обещаний, тем выше баллы у претендента. Если заявку подаст только один участник, то он и получит право работать на соответствующем маршруте с нерегулируемым тарифом. По условиям планируемого конкурса перевозчик должен заявить о готовности выйти на маршрут с требуемыми автобусами к 1 января 2024 года. И когда подойдёт время, сможет развести руками, дескать, подорожание автобусов не позволило приобрести необходимое количество машин и вообще ездить после 20 часов ради редких пассажиров накладно. А что грозит нарушителю, если он победитель конкурса? Фактически ничего.  Просто так его нельзя выгнать с маршрута и сразу запустить другого перевозчика.

Отозвать свидетельство администрация может через суд. Как показывает практика, решения выносятся не быстро, и не факт, что суд сразу примет сторону мэрии.

Вообще не факт, что сам конкурс состоится вовремя.  Наша ассоциация ещё в конце прошлого года подала в суд, чтобы оспорить законность краткосрочных свидетельств, выданных администрацией на год (до этого выдавали всего на 6 месяцев). Пока решения нет. Отмечу, что закон предписывает выдавать свидетельства на пассажирские перевозки не менее чем на пять лет и предусматривает их продление, если перевозчик исполняет все требования документа планирования.

К тому же предприниматели берут кредиты на покупкутранспорта тоже минимум на пять лет.

Что касается самой новой схемы маршрутов, то мы видим, как, по сути, практически все из них остаются прежними, просто им зачем-то присваивают другие номера.

Кстати, не только в Оренбурге называют старые маршруты «новыми», чтобы перераспределить их по конкурсу. У нас есть письмо уполномоченного по правам предпринимателей России Титова и там говорится, что в разных городах накапливается судебная практика из подобныхспоров, причём заканчиваются они в пользу перевозчиков.

Простым путём?

Чтобы внести в маршрут изменения, по словам Фазуллина, достаточно их согласовать с перевозчиком без всяких конкурсов. Есть транспортная комиссия, которая все эти изменения предлагает главе города, а тот их принимает или нет.

Например, маршрут № 18 ходил до улицы Челюскинцев, а сейчас по многочисленным просьбам горожан он продлён до ЖК «Дубки» без изменения номера и без танцев с бубнами.

Недавно продлили маршрут № 10 и вместо троллейбусов пустили новые автобусы – ЛиАзы. «Десятке» не стали менять номер, хотя маршрут стал длиннее более чем в два раза. Да, жители Южного (зауральная часть Оренбурга) обрадовались, что до Степного теперь можно уехать не только на 41-м маршруте, а ещё и на 10-м. Но потребность пассажиров, живущих в Южном, осталась и в том, чтобы без пересадки добираться до улицы Чкалова и до проспекта Победы.  Такая возможность была, но из-за малой загрузки перевозчики отказались от маршрутов (№ 53 и № 13). Тот же 53-й в своё время обслуживало МКП, но несло убытки даже с учётом доплат.

– Конечно, загрузка объективно упала по всему городу в пандемию, но и до неё перевозчики старались максимально оптимизировать работу в межпиковое и особенно в вечернее время. А в итоге даже один пассажир, простоявший одиноко на остановке больше 15 минут, тем более на морозе, будет справедливо возмущён. С каждой остановки по жалобе в течение дня – и вот вам поток негодования: автобусы не ходят, заставьте перевозчиков работать! Ещё раз повторю, чтобы заставить частников, а точнее, предъявить им обоснованные требования и получить желаемый результат, надо заключать контракты через торги.

Как ни удивительно, но власть в Оренбурге сейчас предлагает сделать регулируемым 67-й маршрут, который и так ходит каждые пять минут, если не чаще, и нареканий не вызывает. В чём логика? Зачем выделять бюджетные деньги на маршрут, где частник сам прекрасно справляется?

Давайте вспомним, что МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» создавалось как раз для того, чтобы муниципалитет организовывал транспортное обслуживание там, где низкий пассажиропоток. В Караваеву рощу и десять лет назад маршрут был невыгодным, и сейчас таким остался, но возить даже десятки пассажиров в день надо! Поэтому маршрут № 19 работает, получая за это деньги по результатам торгов, – сказал Фазуллин.

В 2015 году появился 220-й Федеральный закон, который дал возможность не привязываться к муниципальным предприятиям, а заключать контракты с перевозчиками любой формы собственности.

В тему

В курортном Соль-Илецке даже в купальный сезон, когда людей становится чуть ли не в полтора раза больше, рейсов и автобусов в городе хватает. В арбузной столице работают 25 единиц транспорта на 5 маршрутах, из них один регулируемый. Микроавтобусы вместимостью до 40 пассажиров включая 19 посадочных мест. Этого достаточно и летом, потому что утром, пока местным жителям надо добраться на работу, туристы ещё спят. А вечером, когда соль-илечане возвращаются с работы, гости тоже ещё находятся на солёном озере или на экскурсиях. Вообще туристы мало пользуются общественным транспортом, расстояния не такие уж большие. Круг автобусных маршрутов составляет 50 – 60 минут.

– За последние годы маршрутная сеть оптимизировалась, пять лет назад от самых невостребованных отказались. А вот маршрут № 4 пришлось, наоборот, усиливать дополнительным транспортом, потому что район Зелёный Клин разрастается. На сегодня осталась проблема с маршрутом № 6. До 2017 года по «шестёрке» ездили пять «газелей», потом три – от трёх разных перевозчиков. В декабре 2020-го, в разгар пандемии, они дружно отказались от маршрута. Тогда ещё он был нерегулируемым. Пошли жалобы от жителей Пчельника, это окраина, и администрация выставила маршрут как регулируемый на торги, чтобы кого-то из перевозчиков привлечь. Сейчас вопрос решили, «газель» ходит по графику с Пчельника утром и вечером, тариф – 20 рублей (на нерегулируемых 25 рублей). Денег в бюджете недостаточно, контракт заключаем по возможности на несколько месяцев, а не сразу на год, – рассказал начальник отдела по строительству, транспорту, ЖКХ, дорожному хозяйству, газификации и связи администрации Соль-Илецкого городского округа Антон Сиднев.

Факт

В 2022 году благодаря поддержке губернатора Дениса Паслера Оренбург приобрёл 67 автобусов «ЛиАЗ-5292» большой вместимости. Так как в тендере на закупку участвовали сразу несколько производителей автобусов, цену удалось снизить более чем на 100 миллионов рублей, что позволило дополнительно купить 8 автобусов.

Фото: Олег Рукавицын

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top