«Для фотографов здесь бездна работы…»

Любителям фотографии имя Сергея Максимишина говорит о многом – победитель международных конкурсов, педагог, человек с богатейшим жизненным и профессиональным опытом.

Сергей – фотограф-документалист, который показывает жизнь без прикрас. Во многом поэтому он станет автором фотокниги к юбилею AKKERMANN CEMENT.

– У нас на днях было видеосовещание, когда я сказал, что готовим интервью с Максимишиным, сразу несколько голосов: «Вау-вау, привет ему!» Вас знакомо слово «слава»?

– Нет, фотограф же не публичный человек и такого: смотрите, Максимишин пошел… нет. Я студентам говорю: если вы решили стать фотографами-документалистами, знайте: у вас не будет ни славы, ни денег. Но есть люди, которых это устраивает.

– У меня подготовка к интервью с вами заняла часа четыре, а вы долго готовитесь к выезду?

– Чем дальше ехать, тем дольше… Читаю всё, что могу найти на трёх доступных мне языках. Часто какие-то идеи приходят при просмотре фотографий из тех мест: любитель снял и не заметил важного, а я за это цепляюсь.

– Много приходится ездить?

–  Сейчас – нет. Я же всегда работал на журналы, а они умерли… Очень много работал с «Огоньком», с «GEO», с «Русским репортером». Со студентами езжу раза три в год, случаются корпоративные съемки. Иногда что-то придумываю для души, вот осенью собираюсь повторить путь Афанасия Никитина в Индию. А лет 10 назад я появлялся дома 2-3 дня в месяц. Но тут есть свои минусы, нельзя так много путешествовать: одна поездка вышибает у тебя из головы другую и вообще ничего не остаётся. Я иногда смотрю свои фотографии с удивлением.

– Неужели я это снимал?..

– Да, удивительно, я там был, оказывается.

Золотое сечение

– Нужно врождённое чувство масштаба кадра или этому всё-таки учишься?

– У меня есть позиция: в фотошколах людей учат композиции, а по мне это дурное дело, потому что знание классической живописной композиции разве что помогает понять, почему у тебя снимок не получился. Иногда нажать на затвор нужно в долю секунды и тут никакие знания не помогают, должен быть инстинкт. Моя жена любит рассказывать, что когда она меня просит даже гвоздь забить, то потом можно хоть линейкой мерить – будет золотое сечение…

– Заглянем в будущее? Светопись останется как жанр или выродится во что-то вроде наскальных рисунков?

– Останется, но… каждому жанру своё время, 60-е были годами поэзии, поэты стадионы собирали. А сейчас я даже не знаю, сколько поэтов в России, последний, за которым следил, был Кибиров. И стадион они точно не соберут. В 70-е годы было кино, а с середины 90-х – фотография.

– Когда у всех появились мыльницы?

– Когда у всех появились камеры. Моя жена брезгливо говорила: никогда её не возьму в руки, потому что это есть у всех. А сейчас пришло время короткого видео.

– Вы за Тик-Ток?

– Там есть серьёзные вещи. Видео информативнее и в 90-е оно не победило фотографию, потому что не было персональных кинотеатров. А теперь у каждого в телефоне и монтажная студия, и плеер. Это родит свои шедевры, никаких сомнений. А фото… помните, раньше была плёнка? И цифра будет уделом зануд и эстетов.

Лучшие – в России

– Вы активно пишите в соцсетях, это средство поддержания интереса к себе или потребность делиться не только картинкой, но и словами?

– Я люблю, встречаясь с друзьями, байки рассказывать: где был, что видел, благо, работа как раз про это.  «Фейсбук» – прекрасная возможность делиться впечатлениями с бОльшим числом людей. А ещё это инструмент, я там общаюсь со студентами, например. Лет пять назад понял, что выгоднее продавать фотографии за лайки, чем за деньги. Гонораров тут нет, но люди меня читают, смотрят… А потом покупают мои книжки, идут ко мне учиться, заказывают съёмки.

– В фейсбучном аккаунте завода Кубаньжелдормаш написали: Максимишин приехал снимать производство, а там людей нет, одни машины, давайте, пригласите его к себе…

– Так это и работает. Я вчера написал, что меня впечатлило качество заводской спецобуви, а сегодня мне сказали – забирай. Посмеялись: ну куда я повезу эти ботинки?  Но благодаря соцсетям босым не останусь, случись что.

– Есть у вас понимание: без каких качеств нет фотографа?

– Любопытства и умения удивляться. Фотография может быть плохой и удивительной, но хорошей и не удивительной – никогда.

– А вы следите за новыми именами? И где?

– «Фейсбук» всё покажет, у меня большая лента, я точно ничего не пропущу.

– И где сейчас лучшие авторы?

– У меня ощущение, что в России. Очень много новых имен, на самом авторитетном конкурсе фотографов WorldPressPhoto наша молодёжь бьёт всех. Парадокс – денег особых нет, а людей в профессии всё больше и больше. Может это эффект офисного планктона: тьма народу занимаются полной фигнёй вроде учета товаров на складе и им надо самовыражаться. Вот и живут второй жизнью как фотографы.

Кстати, в провинции часто рассматривают удалённость от столицы, как недостаток, а это преимущество! Ты живёшь здесь и вся Оренбургская область – твоя, конкурентов нет. Россия самая не снятая страна мира, здесь тьма фантастических историй, а я не знаю ни одного фотографа из Оренбурга. Я приезжаю в Магадан с мастер-классом, мне приносят портфолио. И я офигеваю, потому что вижу Гоа, Намибию, Кубу и ни одной фотографии из Магадана. Да любой западный фотограф удавится за возможность попасть в Магадан, а вы живёте на золоте и ездите снимать Гоа…Ведь фотография из Магадана – это не обязательно фотография о Магадане, большая беда, что люди не понимают своего счастья. Великий фотограф Саша Кузнецов живет в Красноярске и делает там невероятные вещи, Логинов покойный жил в Магнитогорске…

Топливо мотивации

– Снимок по поводу которого вы думаете: чёрт, почему под ним не моя подпись?

– Отдельный кадр интересен мне только как часть истории. Я страшно завидую, что историю про град Китеж снял швед, а упавшие ступени ракет на Алтае норвежец Джонас Бендексон. Моя самая успешная история – про поселок Шойна в ненецком округе, который засыпает песком. В институтском театре мы ставили «Женщину в песках» Кобо Абэ и кто знал, что я это увижу наяву?..

– Усталость не накрывает?

– Я стал ленивым, меня трудно удивить. Помогают студенты, не готов от них услышать «Акела промахнулся!», это мотивирует. Но усталость и выгорание – это проблема, когда объездил почти весь мир.

– Есть Илон Маск, который обещает заселить Марс…

– Я же людей снимаю, а их там пока нет. Кстати, главная сложность с AKKERMANN – тотальная автоматизация производства: огромные цеха управляются с пульта парой-тройкой человек. А вообще здесь я увидел капитализм с человеческим лицом: на обеды дотация 200 рублей, красивая и качественная спецодежда. В мае, кстати, вернусь сюда поработать, и с желающими поговорим о фотографии в путешествиях…

Беседовал Александр Бондаренко

Фото Резеды Яубасаровой, Ирины Бондаренко, Сергея Максимишина

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top