Есть термин в парашютном спорте – «зависание». Это когда спортсмен цепляется парашютной системой за самолёт. Примерно в таком же положении оказался и орский аэроклуб «Стрижи».
Он относится к ДОСААФ России, но должен существовать на условиях самообеспечения.
– В последнее время спрос на прыжки с парашютом упал, – говорит руководитель клуба Александр Антонов. – Организация накопила большие долги по налогам и коммунальным платежам. В этом году сезон прыжков, который обычно начинается в апреле – мае, так и не открылся.
– Это длится последние лет пять – клуб медленно умирает. Нас, спортсменов-энтузиастов, осталось всего десятка два. Многих любителей этого вида спорта мы потеряли – они обращаются в другие места. А ведь раньше на «Стрижи» приезжали любители экстрима со всего восточного Оренбуржья, из Казахстана, Оренбурга. Недостатка в желающих не было. Мы зарабатывали прыжками и полётами, – говорит внештатный сотрудник аэроклуба, начальник поисково-спасательной парашютно-десантной службы орского АСК «Стрижи» Анжелика Мухамедшина.
У неё за плечами 1500 прыжков с парашютом. Женщина признаётся, что в своё время не переехала из Орска в другой город только из-за аэроклуба и возможности заниматься любимым делом.
Действительно, преданных «Стрижам» спортсменов сейчас осталось немного, но они долгое время всячески помогали клубу держаться на плаву, руководствуясь чистым энтузиазмом. Например, косили траву, осуществляли мелкий ремонт бесплатно, лишь бы иметь возможность совершать прыжки, за которые, кстати, всегда платили. Стоимость услуги для тех, кто прыгает в первый раз, в последнее время была 2500 рублей. Для опытных спортсменов – 1200. Конечно, с 2008 года цены подросли, тогда прыжки стоили 1500 и 600 рублей соответственно. В 2014 году в праздник ВДВ на базе «Стрижей» было совершено 100 прыжков – и это за один день!
Почему сейчас три самолёта сиротливо стоят на приколе, прикрытые старым брезентом? Почему вовремя не получены соответствующие допуски и разрешения, а самое главное – сертификат лётной годности? Чтобы разобраться в ситуации, в Орск приехал председатель общественной организации ДОСААФ России генерал-полковник Александр Колмаков.
– Я был в АСК «Стрижи» два года назад, – сказал Александр Петрович. – Сегодня увидел, что авиационная организация здесь не только не развивалась, а наоборот, по ряду вопросов произошёл спад. Со «Стрижей» стоит самолёт на авиаремонтном заводе. Он практически готов, но надо понимать, подо что его сюда давать. Необходимо выработать конкретный план дальнейших действий. Знаменитый клуб должен жить, но ему нужно стать многофункциональным. Периметр аэродрома позволяет сделать полосу препятствий, трассу для мотоспорта, организовать стрелковую подготовку, проводить массовые мероприятия, в том числе размещать оборонно-спортивные лагеря. Сейчас нужно определить людей на местах, которые поведут клуб к достижению цели. Вопросы с доставкой техники, даже с финансированием всегда можно решить.
По словам исполняющего обязанности главы Орска Василия Козупицы, в рамках действующего соглашения 30 процентов базы авиаспортклуба «Стрижи» перешли из собственности ДОСААФ России в муниципальную собственность. Это должно помочь аэроклубу.
– Конноспортивная база, которая находится рядом, уже давно поддерживается городом, и мы видим результат – она получила дополнительный импульс. «Стрижи» тоже должны развиваться, и мы готовы этому содействовать, – отметил Василий Николаевич.
Орск