Пять лайфхаков открытости для некоммерческих организаций

7 апреля в России впервые пройдет день публичности и открытости НКО. Почему важно быть открытым?

Об этом мы беседуем с экспертом, директором оренбургской некоммерческой организации «Эпоха Водолея», финалистом Конкурса достижений профессионалов, социально ориентированных НКО ПФО «ПРИЗВАНИЕ – НКО» 2020 Верой Донсковой.

– Почему именно сейчас, на ваш взгляд, стал особенно актуален вопрос открытости некоммерческих организаций?

– Это закономерно. С ростом культуры благотворительности, частных пожертвований, государственной и бизнес-поддержки третьего сектора перед обществом встает вопрос – а насколько правильно и эффективно тратятся средства, которые получают НКО? Соцсети пестрят обвинениями – «получили грант, положили деньги себе в карман», «фонды наживаются на пожертвованиях», «грантоеды» и тому подобное. И этот, как говорится, черный пиар не повышает уровень доверия к НКО. В дополнение это плодит мошенников, которые действительно пользуются доверием людей. Например, только месяц назад одна из мошенниц пыталась продать наш бесплатный онлайн курс «Как стать родителем-экспертом» для семей с детьми-инвалидами. Но наши бдительные подписчики быстро вычислили мошенницу, потому что знают нашу команду и знают, что в нашей организации все услуги бесплатны.

– И что можно сделать в такой ситуации? Как преодолеть мошенничества и повысить уровень доверия к реально работающим некоммерческим организациям?

– Мы нашли для себя ответ. С момента регистрации и ежегодно мы публично отчитываемся перед нашей аудиторией, представляя Публичный годовой отчет.

– Вы можете подробнее рассказать, что это такое?

– Он существенно отличается от стандартной годовой отчетности в госорганы, где только цифры. А публичный годовой отчет – это смыслы. Когда-то в далеком 2016 году мне в руки попался печатный годовой отчет одной из старейших НКО России – «Ночлежка». И это, конечно, был шедевр. Продуманный дизайн, идеальные тексты и выстроенная логика содержания. По форме это был даже не отчет с сухим изложением событий и «мероприятий», а настоящая книга. После прочтения я знала об организации все, ну или почти все: кто в ней работает, что, для кого и зачем они делают, на чьи деньги реализуются программы и куда идет каждая копейка.

И в этот же год мы создали свой первый небольшой публичный годовой отчет. Он сразу же получил Бронзовый стандарт Всероссийского конкурса «Точка отсчета». С тех пор мы ежегодно выпускаем отчет независимо от обстоятельств

Подготовка публичного годового отчета – сродни полному аудиту. Можно понять – чего удалось достичь, какие направления работы в прошедшем году работали успешнее, провести опрос своей целевой аудитории, оценить социальный эффект. Очень часто чтение собственного годового отчета помогает увидеть новые пути развития проектов и программ.

– Для его создания, вероятно, нужны большие ресурсы – копирайтер? дизайнер? деньги на печать?

– На самом деле это не так сложно, как кажется. Не нужно создавать целую группу по подготовке отчета. В нашей организации этим занимается всего один человек. Отчет может существовать как в печатной версии, которую можно вручить на встрече с партнером, донором, так и в электронной для размещения на сайте, в социальных сетях. По итогам 2020 года мы создали публичный отчет не только нашей организации, но и одного из наших проектов – Итоги работы правовой группы защиты интересов семей с детьми с инвалидностью в Оренбургской области. Получился содержательный буклет с реальными кейсами нашей работы, победами и поражениями. В электронной версии с ним можно познакомиться у нас в социальных группах.

– Есть еще причины, зачем НКО нужен публичный годовой отчет?

– Для нас – это участие во всероссийском конкурсе годовых отчетов НКО «Точка отсчета». За пять лет работы нашей организации мы дважды становились обладателями Серебряного стандарта публичного годового отчета, дважды победителями в номинации «Мал да удал» Министерства экономического развития РФ, получали Бронзовый стандарт и Золотой стандарт. Участие в конкурсе подстегивает нас более серьезно относиться к созданию отчета. Это еще прекрасная возможность познакомиться с коллегами по сектору. Себя показать и найти новых партнеров. Мы очень хотим внести культуру публичных годовых отчетов в Оренбуржье. К сожалению, традицию подготовки публичных отчетов в Оренбуржье имеют всего две организации, одна из которых это наша «Эпоха Водолея».

– Можете ли вы дать советы как подготовить публичный годовой отчет для тех организаций, кто никогда этого не делал?

– За пять лет создания годовых отчетов мы нашли для себя 5 лайфхаков, которыми рады поделиться с коллегами по сектору:

1. Используйте онлайн конструктор. Такой бесплатный сервис запустил Фонд «Нужна помощь» в 2020 году. Это рецепт для совсем начинающих, кто пока не представляет, что такое публичный годовой отчет. В конструкторе вам предложат заполнить самые необходимые разделы, без которых отчет не может стать полным. И здесь в помощь вам придут стандартные годовые отчеты организации – данные статистической формы 1СОНКО помогут отразить направления работы организации, количество благополучателей и добровольцев, доходы и расходы, – в общем, очень полезная форма оказывается для оценки работы за год. А годовой баланс и пояснительная записка к нему помогут грамотно раскрыть доходы и расходы организации.

Если поддержки нет, то мы работаем без оплаты. В 2018 году случилось так, что мы полгода работала бесплатно, и с тех пор мы решили, что будем стараться искать финансирование на год вперед, чтобы продолжать правовую помощь, обучающие разработки и другие программы. Мы ищем благотворителей и грантовое финансирование, чтобы все услуги для семей с детьми с нарушениями развития были бесплатными. Каждый год мы пишем более 10 заявок на финансирование наших программ, выигрывает 1-2. Все это важно рассказывать. Знакомить благополучателей нужно не только с финансовой стороной работы, но и с командой, с процессом работы.

2. Продумывайте дизайн каждый год. В 2016 году, когда мы только начали свою деятельность, наш отчет выглядел как 10 карточек достижений. А в 2018 году это был уже полноценный буклет, где большее внимание мы уделили отзывам о нашей работе. Мы всегда восторгаемся новым форматам отчетов наших коллег по сектору – кто-то создает отдельный сайт, кто-то глянцевый журнал–отчет, который не только рассказывает о работе, но и увлекает читателя узнать тонкости проблем, которые решает эта НКО. Не хотите ограничиваться шаблонами конструктора – пользуйтесь удобными графическими редакторами, например, Canva – это бесплатный онлайн сервис, где можно найти свой дизайн. Для создания красивых диаграмм и графиков мы используем бесплатный и простой сервис ChartGo.

3. Собирайте отзывы благополучателей в течение года и в его завершении. Для этого мы используем гугл.формы – недооцененный инструмент для сбора отзывов. В 2020 году именно благодаря гугл.формам нам удалось оперативно мониторить ожидания и удовлетворенность участниц наших психотерапевтических программ для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития. А в завершении года для нас стал уже классическим опрос – какая программа нашей организации для семей оказывается самой нужной и полезной? Это дает возможность объективно взглянуть на свою работу. Не всегда то, что кажется полезным и нужным нам, оказывается нужным нашим благополучателям.

4. Собирайте согласия на использование фото. Важная деталь, которую очень часто упускают. Мы разработали специальный небольшой бланк согласия, который подписывают все участники наших программ, чтобы мы могли разместить фотографии в публичном годовом отчете.

5. У вас нет времени написать отдельный текст для публичного годового отчета? Используйте тексты своих публикаций из социальных сетей в течение года. Очень часто мы не пишем отдельно тексты для каждого раздела публичного отчета, а используем именно посты, которые мы публиковали в течение года в наших группах. Конечно, речь идет об оригинальных текстах, написанных о конкретной работе организации.

Кстати, это еще позволяет отследить, как выстраивалась коммуникация в течение всего года – какие темы в постах появлялись чаще всего, какие посты вызвали наибольший отклик, какое количество оригинальных постов было сделано? С каждым годом мы уменьшаем количество репостов на официальной странице нашего магистрального проекта Изнанка и в 2020 году добились 100% оригинальности контента.

У вас есть вопросы? Мы готовы поделиться своим опытом.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top