Особый ключик

Как адаптироваться к школе первоклассникам и остальным ученикам после долгих летних каникул? Об этом мы решили поговорить в клубе газеты «Оренбуржье».

 

Ольга Соловьёва:

– В своём первом классе я на днях задала ребятам вопрос: «Кто боялся идти в школу?» Подняли руку семь или восемь человек. По своему опыту я уже знаю, что причин страхов две: несадовские дети боятся остаться на новом месте без мамы и те, кто имеет старших братьев и сестёр, неоднократно слышали от них негативные оценки школьной жизни. К таким ребятам я подбираю свой особый ключик.

В моей практике был один случай, когда в моём классе мальчик-первоклассник никого не подпускал к себе, забивался в угол, выходил из класса всякий раз, как только чувствовал на себе чей-то взгляд.

Хорошие отношения у него были только со мной. Проблему решить удалось, и вот каким образом. Я предложила ему подумать над тем, о чём ребята думают, когда он выходит из класса. Вместе мы рассуждали так. Если ученик вышел, значит, его выгнала из класса злая учительница. И если он будет продолжать выходить, все будут считать меня плохой. Заметьте, не ЕГО, а меня. Вот только после этого в сознании ребёнка произошёл психологический перелом. Он почувствовал, что в его силах – защитить учительницу. Поведение его стало меняться: постепенно пришла уверенность в себе, наладился контакт с ребятами.

Случаи бывают разные. В соседнем классе не удалось повлиять на ребёнка. Во время уроков он залезал под парту, задирал одноклассников. После бесед с психологом всё осталось по-прежнему. Родители решили, что учитель не нашёл подход к их сыну и сменили школу.

Анастасия Потокина:

– Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Если родители, учителя и школьный психолог тесно взаимодействуют и выявляется причина вызывающего поведения ребёнка, нужно думать о том, что для него лучше: оставить в том же коллективе или перевести. Подчеркну: последнее слово всегда за родителями.

Светлана Скрылёва:

– В моей практике был случай, когда рассматривалась вероятность смены коллектива для школьника. И мы совместно с родителями и учителями пришли к выводу о целесообразности перевода. Но только сменить решили не учебное заведение, а класс. И, вы знаете, это пошло на пользу ребёнку. Действительно, в новом классе девочка быстро адаптировалась. Душевное равновесие восстановилось. Учёба пошла на лад.

Константин Лагаев:

– Я не совсем согласен с тем, что школьный психолог должен начинать взаимодействовать с ребёнком и родителями только после того, как уже что-то произошло. Хотелось бы видеть работу психолога на предупреждение возникновения конфликтов. Уверен, что на родительских собраниях мамы и папы с интересом слушали бы выступления школьного психолога на тему адаптации после каникул, общения с детьми-подростками, разрешения спорных ситуаций в семье и школе. Моя дочь сейчас учится в пятом классе. Костяк остался прежний, отношения у ребят хорошие. Но пришли новые дети. И как дальше всё будет складываться, никто не знает.

Евгения Трофимова:

– На адаптацию в старших классах не лучшим образом влияет непродуманная, на мой взгляд, учебная программа. Судите сами: девятиклассники сдают четыре экзамена, результаты которых не нужны ни в одном техникуме. А сколько труда, волнений, напряжения!

Светлана Скрылёва:

– Справиться с большой школьной нагрузкой поможет умелое планирование своего времени. Когда мы говорим об этом со старшеклассниками, то они удивляются, когда обнаруживают, что у них в запасе остаётся ещё два-три часа свободного времени.

Ольга Шитикова:

– Ребёнок рождается в семье, а не в школе. Поэтому ответственность за его умение адаптироваться к учёбе лежит на родителях.

Корреспондент:

– Всё сказанное применимо к обычным школьникам. Но мы очень редко говорим об особых детях. При нормальном интеллекте и неагрессивном поведении такие мальчики и девочки учатся в обычных школах, и никто не знает об их диагнозе. Соответственно, учителя подходят к ним с обычными мерками. А тем временем у ребёнка есть нарушения неврологического или психического характера. Стоит дилемма: в случае проблем с адаптацией в классе раскрывать ли врачебную тайну классному руководителю, чтобы тот мог повлиять на обстановку вокруг ребёнка?

Евгения Трофимова:

– Я работаю в школе 40 лет и вам трудно даже представить, сколько я храню семейных секретов. Как правило, родители таких детей хотят, чтобы ребёнок был не на домашнем обучении, а среди сверстников. Да, это трудно. Но мы делаем всё для того, чтобы они могли учиться вместе со всеми, общаться, социализироваться. Много лет назад у нас обучалась девочка с эпилепсией. Во время приступа ей оказывали помощь одноклассники, учителя. В большинстве случаев особые дети очень тяжело вписываются в школьный коллектив. И одна из причин – нетерпимость общества к тем, кто не такой, как все.

Ольга Соловьёва:

– Причина многих проблем со школой у детей – в дефиците общения в семье. И если я как учитель, понимаю это, то лучше подожду, когда договорят соседи по парте, чем резко оборву их, экономя своё время. Дети почти в 100 процентах случаев приходят в школу за общением, которое в полной мере не могут обеспечить родители, занятые на нескольких рабочих местах для того, чтобы прокормить, одеть и купить тот же пресловутый гаджет. И как бы это не представлялось сложным, но адаптировать ребёнка к школе приходится общими усилиями.

Встречу провела Инна Ломанцова

 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top