Наверное, многие удивятся, узнав, что погружение в ледяную иордань не имеет ничего общего с православной церковью. Те же, кто об этом знает, идут в праздник не на речку, а в ближайший храм и набирают освящённую воду.
Кто склонен к поиску СВОЕЙ церкви и СВОЕГО священника, вовсе уезжают туда, где время идёт по-другому, и Божья благодать не знает границ.
20 минут до чуда
Сколько, например, усилий тратят люди, выстаивающие на трескучем морозе километровую очередь за святой водой в приходе Казанской Иконы Божией Матери, расположенном в густонаселённом Северном жилом массиве Оренбурга! Хотя у многих есть и собственное авто, и время. И всё это можно было бы потратить на то, чтобы побывать в какой-нибудь старинной намоленной сельской церкви, где очереди нет и в помине.
Например, в Никольском храме села Нижняя Пав ловка Оренбургского района находятся сразу шесть чудотворных икон. Шесть лет подряд – с 1914 по 1920 год – здесь служил канонизированный оренбургский святой Макарий Квиткин. Последние 30 лет настоятелем является иеромонах Анатолий (Жидков), потомственный врач, психиатр по образованию.
От Оренбурга – всего 20 километров. Как говорится, было бы желание – и не изведанных ранее впечатлений хватит надолго.
Со старостой Нижней Павловки Андреем Рожко стоим на паперти белокаменного Никольского храма. Гремят ключи, открывается старинная дверь – и мы внутри церкви. Всё залито солнечным светом. Абсолютная тишина в окружении икон, многим из которых более 100 лет.
– За всю 167-летнюю историю храм был закрыт в течение
10 лет. Это не так много, поэтому и сохранились иконы, специально написанные для этой церкви, – рассказывает Андрей. – Вот Николай Чудотворец, вот Георгий Победоносец. В 200 4 году добавился лик святого Макария Квиткина, написанный не иконописцем, а обычным городским художником. Почти сразу её признали как чудотворную, призывающую человека изменить свой образ жизни.
Стоя рядом с этой иконой, мы с фотокорреспондентом Валерием Гуньковым на некоторое время потеряли дар речи. Вот они, чудеса сельской церкви…
Истина и вымысел
Со школьного праздника на встречу с нами пришёл батюшка, отец Анатолий. Проницательный, с железной логикой рассуждений, моментально реагирующий на шутку – таким мы и представляли себе настоятеля Никольского храма, монаха, психиатра и члена Общественного совета Оренбургского района.
– Отец Анатолий, в чём целебная сила крещенской воды?
– Святая вода, которую мы употребляем внутрь, способна произвести полную перестройку водного баланса организма – согласно действиям благодати Духа Святого. Никакой дозировки соблюдать не требуется, так как целебная сила воды зависит не от количества выпитого, а от веры человека. Особенно её рекомендуется пить во время болезни для того, чтобы устранить духовный дисбаланс, который приводит к нарушению работы различных органов и систем.
Сразу опровергну суждение о том, что вода, освящённая накануне Крещения Господня, то есть в сочельник, сильнее ночной. Это народная фантазия. Вода одинаково мощная, обладает энергоинформационной структурой и памятью после великого водосвятия. То есть в течение трёх дней, с 19 по 21-е января.
Ещё одно заблуждение состоит в том, что купание в иордани смывает все грехи. Это глупость или желание оправдаться, чтобы на следующий день после купания снова курить, пить пив о, злиться на близких и в течение года не заходить в церковь.
В грехах нужно каяться перед Богом во время исповеди у священника. А вода в купели освящает только тело, но никак не освобождает от грехов и тем более никого не делает святым.
Запрещать традицию купания в ледяной в оде (которая, кстати, пришла на Русь в XIII веке из южных стран) никто, конечно, не собирается. Если у человека нет сердечно-сосудистой патологии и других хронических заболеваний – пожалуйста. Возможно, у к ого-то после этого даже стимулируются обменные процессы в организме.
Непосредственно в селе у нас речки нет. Если ко мне приходят за благословением на окунание в какой-нибудь отдалённой речной иордани, я его даю, но только молодым и здоровым людям. Лучше пусть купаются, чем водку пьют.
А вообще, мы планируем выстроить прямо во дворе храма крытую тёплую купель с местом для переодевания. Там можно будет совершать крещение круглый год, а также погружаться на Крещение Господне.
Православный психотерапевт
– Отец Анатолий, как часто в общении с прихожанами вам приходится применять знания врача-психиатра?
– Постоянно. Работа врача и священника тождественна. После того как я в конце 80-х отработал три года в орской психиатрической больнице, а потом поступил на духовную службу, почти ничего не изменилось. Продолжаю врачевать души. В последние годы идёт эпидемия психических заболеваний у молодёжи. Причина – в безбожном образе жизни, колоссальной информационной нагрузке, гаджетомании. У детей не стыкуется реальный и виртуальный миры. На грани этого разъединения происходит дискомфорт психического восприятия жизни.
Часто меня просят проконсультировать юношу или девушку. Выслушиваю, для многих становлюсь семейным духовным психотерапевтом, что в православии называется «духовник». Медикаментозное лечение не назначаю, это дело участковых врачей.
Интервью среди чудотворных икон окончено, и мы возвращаемся в Оренбург вместе с прихожанином Виталием Тибатиным, который точно так же недавно совершенно случайно узнал о существовании Никольского храма в Нижней Павловке:
– Много городских храмов посетил, но тянет только сюда. Навалятся проблемы, дела, чувствуешь, ну лезут, и всё, бесовские мысли. А приедешь сюда на службу – сразу рога отваливаются.
В тишине и величественном покое остаётся позади сельская церковь. Не зря ты уцелела и сохранила свои силы. Настанут дни, когда твои двери не будут закрыты на замок.
Инна Ломанцова