Одна-единственная

Наверное, многие удивятся, узнав, что погружение в ледяную иордань не имеет ничего общего с православной церковью. Те же, кто об этом знает, идут в праздник не на речку, а в ближайший храм и набирают освящённую воду.

Кто склонен к поиску СВОЕЙ церкви и СВОЕГО священника, вовсе уезжают туда, где время идёт по-другому, и Божья благодать не знает границ.


20 минут до чуда

Сколько, например, усилий тратят люди, выстаивающие на трескучем морозе километро­вую очередь за святой водой в приходе Казанской Иконы Бо­жией Матери, расположенном в густонаселённом Северном жи­лом массиве Оренбурга! Хотя у многих есть и собственное авто, и время. И всё это можно было бы потратить на то, чтобы побы­вать в какой-нибудь старинной намоленной сельской церкви, где очереди нет и в помине.

Например, в Никольском храме села Нижняя Пав ловка Оренбургского района нахо­дятся сразу шесть чудотворных икон. Шесть лет подряд – с 1914 по 1920 год – здесь служил ка­нонизированный оренбургский святой Макарий Квиткин. По­следние 30 лет настоятелем является иеромонах Анатолий (Жидков), потомственный врач, психиатр по образованию.

От Оренбурга – всего 20 кило­метров. Как говорится, было бы желание – и не изведанных ранее впечатлений хватит надолго.

Со старостой Нижней Пав­ловки Андреем Рожко стоим на паперти белокаменного Ни­кольского храма. Гремят ключи, открывается старинная дверь – и мы внутри церкви. Всё залито солнечным светом. Абсолютная тишина в окружении икон, мно­гим из которых более 100 лет.

– За всю 167-летнюю исто­рию храм был закрыт в течение

 10 лет. Это не так много, поэто­му и сохранились иконы, спе­циально написанные для этой церкви, – рассказывает Андрей. – Вот Николай Чудотворец, вот Георгий Победоносец. В 200 4 году добавился лик святого Ма­кария Квиткина, написанный не иконописцем, а обычным город­ским художником. Почти сразу её признали как чудотворную, призывающую человека изме­нить свой образ жизни.

Стоя рядом с этой иконой, мы с фотокорреспондентом Ва­лерием Гуньковым на некоторое время потеряли дар речи. Вот они, чудеса сельской церкви…

 

Истина и вымысел

Со школьного праздника на встречу с нами пришёл батюш­ка, отец Анатолий. Проница­тельный, с железной логикой рассуждений, моментально реа­гирующий на шутку – таким мы и представляли себе настоятеля Никольского храма, монаха, пси­хиатра и члена Общественного совета Оренбургского района.

– Отец Анатолий, в чём целебная сила крещенской воды?

– Святая вода, которую мы употребляем внутрь, способна произвести полную перестройку водного баланса организма – согласно действиям благодати Духа Святого. Никакой дозиров­ки соблюдать не требуется, так как целебная сила воды зависит не от количества выпитого, а от веры человека. Особенно её рекомендуется пить во время бо­лезни для того, чтобы устранить духовный дисбаланс, который приводит к нарушению работы различных органов и систем.

Сразу опровергну суждение о том, что вода, освящённая нака­нуне Крещения Господня, то есть в сочельник, сильнее ночной. Это народная фантазия. Вода одинаково мощная, обладает энергоинформационной струк­турой и памятью после великого водосвятия. То есть в течение трёх дней, с 19 по 21-е января.

Ещё одно заблуждение состо­ит в том, что купание в иордани смывает все грехи. Это глупость или желание оправдаться, чтобы на следующий день после купа­ния снова курить, пить пив о, злиться на близких и в течение года не заходить в церковь.

В грехах нужно каяться пе­ред Богом во время исповеди у священника. А вода в купели освящает только тело, но никак не освобождает от грехов и тем более никого не делает святым.

Запрещать традицию купа­ния в ледяной в оде (которая, кстати, пришла на Русь в XIII веке из южных стран) никто, ко­нечно, не собирается. Если у че­ловека нет сердечно-сосудистой патологии и других хронических заболеваний – пожалуйста. Воз­можно, у к ого-то после этого даже стимулируются обменные процессы в организме.

Непосредственно в селе у нас речки нет. Если ко мне приходят за благословением на окуна­ние в какой-нибудь отдалённой речной иордани, я его даю, но только молодым и здоровым людям. Лучше пусть купаются, чем водку пьют.

А вообще, мы планируем вы­строить прямо во дворе храма крытую тёплую купель с местом для переодевания. Там можно будет совершать крещение кру­глый год, а также погружаться на Крещение Господне.

 

Православный психотерапевт

– Отец Анатолий, как часто в общении с прихожанами вам приходится применять знания врача-психиатра?

– Постоянно. Работа врача и священника тождественна. После того как я в конце 80-х отработал три года в орской пси­хиатрической больнице, а потом поступил на духовную службу, почти ничего не изменилось. Продолжаю врачевать души. В последние годы идёт эпидемия психических заболеваний у мо­лодёжи. Причина – в безбожном образе жизни, колоссальной ин­формационной нагрузке, гадже­томании. У детей не стыкуется реальный и виртуальный миры. На грани этого разъединения происходит дискомфорт психи­ческого восприятия жизни.

Часто меня просят про­консультировать юношу или девушку. Выслушиваю, для многих становлюсь семейным духовным психотерапевтом, что в православии называется «духовник». Медикаментозное лечение не назначаю, это дело участковых врачей.

Интервью среди чудотвор­ных икон окончено, и мы воз­вращаемся в Оренбург вместе с прихожанином Виталием Тиба­тиным, который точно так же недавно совершенно случайно узнал о существовании Николь­ского храма в Нижней Павловке:

– Много городских храмов посетил, но тянет только сюда. Навалятся проблемы, дела, чув­ствуешь, ну лезут, и всё, бесов­ские мысли. А приедешь сюда на службу – сразу рога отвали­ваются.

В тишине и величественном покое остаётся позади сельская церковь. Не зря ты уцелела и сохранила свои силы. Настанут дни, когда твои двери не будут закрыты на замок.

 

Инна Ломанцова

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top