Можно сколько угодно писать на бело-голубой банке слово «ГОСТ» (государственный стандарт) – сгущёнка от этого слаще не станет. Потому что внутри банки вдруг запросто могут оказаться самодельные ТУ (технические условия). Или даже хуже – банальный, никем не проверенный контрафакт.
Нелегальная продукция захлестнула российские рынки такой чудовищной мощью, что её объём даже самые смелые эксперты озвучить не рискуют. Говорят только, что измеряется миллиардами долларов. И это печальный итог 20 лет существования рыночной экономики, стремления к партнёрским отношениям с западными странами.
Правительство создаёт комиссии по борьбе с контрафактом, но выясняется, что вопрос настолько сложный, что нужно менять государственное законодательство. А менять его можно только тихо и аккуратно. Чтобы не вступить в конфликт с международными нормами и правом. И спасти безнадёжную ситуацию может только народ. То есть активный, культурный потребитель.
С ним и пытается договориться Росстандарт.
А ГОСТ-то не настоящий!
Прости нас, сгущёнка, но снова на твоём примере. Как только на прилавках российских магазинов в изобильном демократическом сегодня стали появляться узнаваемые упаковки с фирменным треугольником и аббревиатурой ГОСТ, интерес покупателей вырос автоматически. Советский потребитель беззаветно доверял государственным стандартам.
Весь народ знал, что система контроля качества произведённой продукции доведена до совершенства. Мы же – наследники советских привычек.
В демократической России узнаваемый бренд, к сожалению, оказался всего лишь маркетинговым ходом. Упаковка может быть какой угодно, а сертификат соответствия сегодня можно купить за 15 минут. Они в Интернете продаются.
Хуже того, их продают по принципу сетевого маркетинга. Так же, как продавцы косметики или книг приходят в офисы с доброй улыбкой, продаются сегодня и сертификаты, подтверждающие качество продукции.
Когда и как рухнула могучая советская система и кому сегодня можно доверить безопасность обеденного стола своей семьи? Об этом мы поговорили с директором ФБУ «Региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области» Сергеем Бойко.
– Сергей Валентинович, откуда у нас столько органов по сертификации вдруг появилось?
– В 1992 году молодому Российскому государству понадобилось выделить их в отдельные структуры. Номинально их вывели из структуры Центров стандартизации и метрологии, но они всё ещё оставались государственными. В 2002 году Россия собралась вступать в ВТО (Всемирную торговую организацию). Наши западные партнёры рассказывали нам, как там здорово.
Был принят закон о техническом регулировании. Нужно было гармонизировать отечественное законодательство с требованиями международного права. Так органы по сертификации ушли в частный сектор. Больше государство их не контролировало. Вместе с этим потерялась возможность и контролировать качество продукции. Сертификатчики в частном сегменте стали плодиться с неимоверной скоростью.
– Это те самые, которые сегодня предлагают купить сертификат за 15 минут и сертификат «ИСО-9000» за 15 тысяч рублей?
– Да, они. Наши специалисты просто в шоке от таких предложений на рынке. За 15 минут невозможно даже анкету заполнить. А добросовестная работа по проверке соответствия качества продукции предполагает ещё и лабораторные испытания. Возьмём, например, сухофрукты. На территории Узбекистана сертификат соответствия получить трудно.
Значит, это нужно делать у нас. В этом заинтересован продавец.
Процедура проста: пишется заявление, происходят лабораторные испытания, только после этого пишется экспертное заключение. Испытание стоит 3500 рублей. На проверку и оформление документов уходит в среднем 5 дней. Как при этом можно предлагать достоверный сертификат за 2000 рублей и за 15 минут? Никак!
– Бизнес можно понять. Он ориентирован на скорейший результат.
– Это не нужно понимать и оправдывать. Если безответственный бизнес считает нормальным и допустимым работать по такой купленной за 15 минут бумажке, то почему он себе деньги на ксероксе не печатает?
– Как несчастному потребителю разобраться в качестве покупки?
– Ориентироваться по знакам на упаковке. Росстандарт начал первый этап реанимации национальной системы стандартизации на основе ГОСУДАРСТВЕННЫХ (а не частных) органов по сертификации. Государственные, как правило, находятся в структуре органов Росстандарта. В Оренбургской области это наш Центр стандартизации и метрологии.
Подобные центры есть на территории всей России. Это система, которая сохранилась и устояла, несмотря ни на что, ещё с советских времён. Сохранились квалифицированные специалисты, опыт, традиции, огромная испытательная и методологическая база. Кроме того, мы находимся под постоянным контролем со стороны государства.
Оренбургская область вошла в пилотный проект. Наш Центр в этом году будет одним их шести первых участников проекта. Через полгода их будет восемнадцать. Через год все регионы будут участвовать в этой программе. Предпринимательскому сообществу, заинтересованному в доверии покупателей, предлагается добровольная сертификация на базе государственных органов.
Продукция, получившая наш сертификат, будет маркироваться знаком «РСТ». Кроме нас никто не будет иметь права на такую маркировку. Она будет выдаваться только через национальную систему сертификации. Цель – вернуть доверие потребителей к отечественной продукции и мотивировать бизнес к заботе о качестве.
Отраслевые «адвокаты»
Даже первые лица системы госрегулирования в министерствах и ведомствах признают, что проблема имеет катастрофические масштабы. Но у бизнеса есть своё лобби, которое по-прежнему ориентируется исключительно на денежный эквивалент.
Не хотят они возвращаться в государственную сертификацию. Так появились некоммерческие партнёрства: свои для строителей и производителей цемента, свои для газовиков, свои для железнодорожников. Они и выдают сертификаты внутри отрасли.
Апологетам такого подхода можно привести простой аргумент: мы все любим своих детей, но это вовсе не значит, что, например, школьные педагоги в восторге от наших наследников. После экспертизы внутриотраслевого органа по сертификации приходит другая комиссия, и экспертная оценка качества товара оказывается вовсе не такой прекрасной.
Экспертиза должна быть беспристрастной, независимой и компетентной.
Трое в лодке
Увы, за 20 лет активной рыночной экономики бизнес так и не пришёл к пониманию того, что качество продукции напрямую связано с покупательской способностью. За этот исторический период был осознан только принцип скорейшего приобретения выгоды. И больше не является карикатурной ситуация, когда роскошная дама, увешанная драгоценностями, в платье от кутюр, приезжает на джипе скандалить по поводу того, что её торговую точку вынуждают пользоваться только поверенными у метрологов весами.
Поверка стоит 250 рублей! Дама кричит, что государство обирает честных предпринимателей. Бизнес научился требовать отмены госконтроля и надзора. А вот культуры общения с покупателями так и не приобрёл.
А сегодняшний потребитель, чтобы не отравиться, не заболеть и не растратить весь семейный бюджет, вынужден становиться специалистом в юриспруденции, в правилах ЖКХ, в химической и пищевой промышленности (читая этикетки продуктов питания), в качестве питьевой воды и технологии производства колбасы, хлеба и страховании ОСАГО.
Нервничает потребитель и не доверяет бизнесу. И есть у него для такого недоверия все основания. Поэтому реанимация национальной государственной системы сертификации жизненно необходима всей стране.
Покупатель будет спокоен, предпринимателю можно будет доверять, а государство вернёт свои позиции влияния на внутренние рынки. Трое в одной лодке.
Статистика
В 2015 году Оренбургский ЦСМ сертифицировал 587 000 тонн продукции. Это 83% всех употреблённых в Оренбургской области пищевых продуктов.
Бизнес говорит, что сертификация – это большие траты финансовых ресурсов. Совершенно не верно! Стоимость сертификации в объёме произведённой продукции – это всего лишь одна сотая процента! На рубль произведённой продукции – 1,2 копейки.
Алексей Абрамов, глава Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
– Надо признать, что в целом традиционные инструменты госконтроля уже не работают в целях надзора за продукцией на рынке. Плановые или внеплановые проверки далеко не всегда позволяют эффективно предотвращать нарушения. Общее снижение контрольной нагрузки на бизнес не уравновешено адекватными мерами наказания.
Судебная практика идёт по пути значительного снижения назначенных административных штрафов. Было бы правильным двигаться в сторону введения экономически обоснованных санкций в отношении нарушителей, соразмерных не только тяжести содеянного, но и размеру незаконно извлечённого дохода.
Елена Черных