На ловца и шанс летит

В преддверии Дня российского студенчества за круглым столом в редакции собрались студенты шести оренбургских вузов.

 

Корр.: Предлагаю начать с хлеба насущного. Или «го­лодный студент» сегодня уже неактуальный образ? Кто из вас живёт в общежитии, на стипендию?

Наталья: Я из Тоцкого района, живу в общежитии. И всем бы посоветовала в студенческие годы жить отдельно от родите­лей. Это своего рода пробная версия взрослой жизни, но пока со скидкой на возраст, с некото­рыми привилегиями. Стипендия – 3 тысячи, но на эти деньги можно разве что разок в «Армаду» про­гуляться, и всё. Мне повезло: уда­лось трудоустроиться рыбоводом на предприятие «Оренбургский осётр». График сменный, учёбе почти не мешает, а главное – я уже задействована в производстве по своему профилю.

Андрей (на фото справа): Я из Орска, тоже живу в общежитии. У меня стипендия – 1500 рублей, поэтому активно подрабатываю, прежде всего играю в оркестре Оренбургского педучилища, ну, и в езде, куда пригласят, вплоть до свадеб.

Николай: А мне отец посо­ветовал не распыляться на под­работки и сосредоточиться на учёбе, расходы он взял на себя. Я учусь на коммерческой основе, хотя баллов мне хватало, чтобы поступить и на бюджет, просто нужное мне направление оказа­лось только коммерческим.

Мария: По-моему, студент всё должен успевать: и учиться, и подрабатывать, и участвовать в общественной жизни. Я, на­пример, в вузе осваиваю сразу два языка – английский и не­мецкий, получаю второе высшее образование – юридическое, даю частные уроки и волонтёрствую: помогала как переводчик на чемпионате по водным видам спорта в Казани, на «Форму­ле-1» в Сочи… Это и интересно, и прибыльно: за активность вуз поощряет студентов доплатой к стипендии.

Наталья: Можно писать про­екты, подавать на гранты. Эта сфера реально финансируется. У меня уже есть положительный опыт – я лауреат областного сту­денческого гранта.

Андрей: Подтверждаю, мне за активное участие в концерт­ной деятельности дали разовую премию в 20 тысяч рублей. Я ещё сочиняю музыку и делаю пере­ложения популярных мелодий для нашего трио (аккордеон, флейта и ударные), в котором тоже играю.

Александра: Согласна с Ма­шей насчёт «всё успевать». Сту­денчество – это не только лекции, экзамены и хвосты, это бурля­щая жизнь вокруг. Сейчас мы на пике энергичности, и это надо использовать. Я с первого курса в добровольческом движении, с 2016 года – член совета студен­тов медвузов при Минздраве РФ, а с 2017-го – председатель ассоциации общественных объ­единений студентов… Несколько раз участвовала в программе студенческих обменов, практику проходила в больницах Португа­лии, Сербии и Италии.

Алексей: Предлагаю поднять вопрос коррупции в вузах. Ду­маю, половина из нас с этой про­блемой точно сталкивались.

(Все отрицательно качают головами.)

Алексей: Может, потому что здесь собрались в основном отличники. Обычно в коррупционных схемах участвуют те, кто учится без особого рвения и накопил много хвостов.

Корр.: А тебе почему близка эта тема?

Алексей: Год назад проку­ратурой Оренбургской области был организован конкурс «Кубок прокурора»: студенты-юристы из ОГАУ, ОГУ и нашей юракадемии снимали пятиминутные ролики по противодействию корруп­ции. Так вот я был капитаном команды от юракадемии. Наш ролик есть в Интернете в сво­бодном доступе. А моя позиция по вопросу коррупции такова: единственное, что во власти студента, – в ней не участвовать. Сейчас в каждом вузе есть ящи­ки, куда студент может бросить анонимную жалобу, сообщить о факте коррупции. Следователи только спасибо скажут.

Наталья: Похоже на доноси­тельство. А может, и не так плохо, когда с педагогом можно догово­риться? Особенно если его пред­мет для тебя не решающий. Не обязательно предлагать деньги, можно отработать чем-то другим, пусть даже мытьём полов в ауди­тории или написанием статьи.

Алексей: Это всё равно не­правомерно. По теории разбитых окон, попустительство обще­ства к мелким правонарушениям провоцирует людей и на более крупные.

Александра (на фото справа): Да и обидно, должно быть. Кто-то добросо­вестно готовится и сдаёт, а кто-то решает вопрос знакомством, но тогда что это за специалист без знаний?

Корр.: А что бы вы, знающие систему высшего образования изнутри, предложили в ней из­менить?

Мария: Я бы предложила ввести практику для будущих педагогов с первого курса. У нас практика началась с 4-го курса, и только проведя несколько уроков, я поняла, что педагогика – это не совсем моё. Мне больше нравится быть переводчиком. Но устроить­ся переводчиком в крупную ком­панию типа Газпрома или Баш­нефти вряд ли получится, там, кажется, даже вакансии уборщиц расписаны на 200 лет вперёд. Видимо, придётся работать по краткосрочным договорам.

Алексей: Хотелось бы по­желать системе образования большей последовательности. В год моего выпуска из школы сна­чала золотые медали отменили, потом всё-таки выдали, но регионального образца, потом опять передумали и выдали теперь уже федеральные медали.

Николай: В нашем вузе Рособрнадзор внезапно лишил аккредитации несколько направ­лений. И первыми под ударом оказались студенты выпускных курсов. Чтобы получить диплом государственного образца, им на госэкзамены и защиту диплома приходилось ездить в вузы других регионов. А это стресс – сдавать экзамены не тем, кто тебя учил столько лет, а незнакомым пре­подавателям.

Наталья: А по-моему, того, кто сдавал ЕГЭ, стрессом не на­пугать. Что касается меня, то я бы предложила усилить профориентационную работу в шко­лах. Потому что мало кто в 17 лет уже знает, кем действительно хочет работать в будущем. Боль­шинство отдают документы туда, куда просто хватает баллов и где более престижно, а потом учатся ради галочки, без вдохновения, плывут по течению.

Александра: Да таких, по ­жалуй, большинство. Поэтому я искренне уважаю тех, кто, про­учившись в медвузе первый курс, понимает, что это не его стезя, и отчисляется. Так лучше, чем гнаться за престижем медицин­ского образования или учиться просто в угоду родителям. А на­счёт стабильности соглашусь с Алексеем. Действительно, мы свидетели изменений в системе образования, например, отмены интернатуры.

Мария: А я недоумеваю, за­чем перешли на Болонскую си­стему. Наш российский работода­тель, воспитанный на советской системе специалитета, бакалавра за человека не считает и брать его на работу не готов. В итоге у нас толпа дипломированных бака­лавров работает в Макдоналдсе.

Корр.: Маша затронула тему трудоустройства. Расскажите о ваших перспективах в этом плане.

Алексей: Я бы все вакансии на рынке труда разделил на че­тыре сектора: государственный высокооплачиваемый, государ­ственный низкооплачиваемый, частный низкооплачиваемый и частный высокооплачивае­мый. В первый сектор устроиться труднее всего, так как здесь наи­более актуален фактор связей и кастовости. Во второй и третий секторы попасть нетрудно, если ты готов работать на государство или на частника за 10 – 15 тысяч рублей в месяц. Остаётся чет­вёртый сектор, но, чтобы там до­стойно зарабатывать, нужно быть действительно компетентным и конкурентоспособным.

Андрей: Есть идея организо­вать частную музыкальную шко­лу. А пока стараюсь впитывать всё, чему меня учат, и больше выступать, быть на виду, рабо­тать на имя, репутацию. В мире музыки, как в деревне, все друг друга знают.

Николай: Направление моей будущей деятельности – обе­спечение экономической безопасности, в том числе борьба с мошенническими и коррупцион­ными схемами. Можно работать в банке, на частных предприятиях, в госструктурах, даже в ФСБ… Прежде всего, собираюсь рассчи­тывать на себя, но не исключаю, что придётся задействовать связи как дополнительный резерв.

Корр.: Спасибо за честность. А теперь каждого прошу сказать пару напутственных слов сту­дентам накануне «профессио­нального» праздника.

Алексей: Учите иностранные языки. Это неимущественный актив, который поможет неза­висимо от того, в какой сфере вы планируете свою деятельность.

Наталья: Вузы предоставля­ют сейчас море возможностей для саморазвития, изучите их и используйте. Студенческие годы – время ловить свой шанс.

Мария: И не бойтесь быть вечным студентом, в том смысле, что настоящий профессионал со­вершенствуется всю жизнь.

Николай: Набирайте допол­нительные компетенции, чтобы, если потребуется, суметь пере­строиться под меняющийся ры­нок труда.

Андрей: Дорожите каждой минутой. Эта атмосфера больше не повторится.

Александра: Изучайте себя, чтобы верно определить свои жизненные цели. Что для вас наи­более важно: семья? карьера? И, конечно, будьте здоровы.

 

Подготовила Марина Веденеева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top