В преддверии Дня российского студенчества за круглым столом в редакции собрались студенты шести оренбургских вузов.
Корр.: Предлагаю начать с хлеба насущного. Или «голодный студент» сегодня уже неактуальный образ? Кто из вас живёт в общежитии, на стипендию?
Наталья: Я из Тоцкого района, живу в общежитии. И всем бы посоветовала в студенческие годы жить отдельно от родителей. Это своего рода пробная версия взрослой жизни, но пока со скидкой на возраст, с некоторыми привилегиями. Стипендия – 3 тысячи, но на эти деньги можно разве что разок в «Армаду» прогуляться, и всё. Мне повезло: удалось трудоустроиться рыбоводом на предприятие «Оренбургский осётр». График сменный, учёбе почти не мешает, а главное – я уже задействована в производстве по своему профилю.
Андрей (на фото справа): Я из Орска, тоже живу в общежитии. У меня стипендия – 1500 рублей, поэтому активно подрабатываю, прежде всего играю в оркестре Оренбургского педучилища, ну, и в езде, куда пригласят, вплоть до свадеб.
Николай: А мне отец посоветовал не распыляться на подработки и сосредоточиться на учёбе, расходы он взял на себя. Я учусь на коммерческой основе, хотя баллов мне хватало, чтобы поступить и на бюджет, просто нужное мне направление оказалось только коммерческим.
Мария: По-моему, студент всё должен успевать: и учиться, и подрабатывать, и участвовать в общественной жизни. Я, например, в вузе осваиваю сразу два языка – английский и немецкий, получаю второе высшее образование – юридическое, даю частные уроки и волонтёрствую: помогала как переводчик на чемпионате по водным видам спорта в Казани, на «Формуле-1» в Сочи… Это и интересно, и прибыльно: за активность вуз поощряет студентов доплатой к стипендии.
Наталья: Можно писать проекты, подавать на гранты. Эта сфера реально финансируется. У меня уже есть положительный опыт – я лауреат областного студенческого гранта.
Андрей: Подтверждаю, мне за активное участие в концертной деятельности дали разовую премию в 20 тысяч рублей. Я ещё сочиняю музыку и делаю переложения популярных мелодий для нашего трио (аккордеон, флейта и ударные), в котором тоже играю.
Александра: Согласна с Машей насчёт «всё успевать». Студенчество – это не только лекции, экзамены и хвосты, это бурлящая жизнь вокруг. Сейчас мы на пике энергичности, и это надо использовать. Я с первого курса в добровольческом движении, с 2016 года – член совета студентов медвузов при Минздраве РФ, а с 2017-го – председатель ассоциации общественных объединений студентов… Несколько раз участвовала в программе студенческих обменов, практику проходила в больницах Португалии, Сербии и Италии.
Алексей: Предлагаю поднять вопрос коррупции в вузах. Думаю, половина из нас с этой проблемой точно сталкивались.
(Все отрицательно качают головами.)
Алексей: Может, потому что здесь собрались в основном отличники. Обычно в коррупционных схемах участвуют те, кто учится без особого рвения и накопил много хвостов.
Корр.: А тебе почему близка эта тема?
Алексей: Год назад прокуратурой Оренбургской области был организован конкурс «Кубок прокурора»: студенты-юристы из ОГАУ, ОГУ и нашей юракадемии снимали пятиминутные ролики по противодействию коррупции. Так вот я был капитаном команды от юракадемии. Наш ролик есть в Интернете в свободном доступе. А моя позиция по вопросу коррупции такова: единственное, что во власти студента, – в ней не участвовать. Сейчас в каждом вузе есть ящики, куда студент может бросить анонимную жалобу, сообщить о факте коррупции. Следователи только спасибо скажут.
Наталья: Похоже на доносительство. А может, и не так плохо, когда с педагогом можно договориться? Особенно если его предмет для тебя не решающий. Не обязательно предлагать деньги, можно отработать чем-то другим, пусть даже мытьём полов в аудитории или написанием статьи.
Алексей: Это всё равно неправомерно. По теории разбитых окон, попустительство общества к мелким правонарушениям провоцирует людей и на более крупные.
Александра (на фото справа): Да и обидно, должно быть. Кто-то добросовестно готовится и сдаёт, а кто-то решает вопрос знакомством, но тогда что это за специалист без знаний?
Корр.: А что бы вы, знающие систему высшего образования изнутри, предложили в ней изменить?
Мария: Я бы предложила ввести практику для будущих педагогов с первого курса. У нас практика началась с 4-го курса, и только проведя несколько уроков, я поняла, что педагогика – это не совсем моё. Мне больше нравится быть переводчиком. Но устроиться переводчиком в крупную компанию типа Газпрома или Башнефти вряд ли получится, там, кажется, даже вакансии уборщиц расписаны на 200 лет вперёд. Видимо, придётся работать по краткосрочным договорам.
Алексей: Хотелось бы пожелать системе образования большей последовательности. В год моего выпуска из школы сначала золотые медали отменили, потом всё-таки выдали, но регионального образца, потом опять передумали и выдали теперь уже федеральные медали.
Николай: В нашем вузе Рособрнадзор внезапно лишил аккредитации несколько направлений. И первыми под ударом оказались студенты выпускных курсов. Чтобы получить диплом государственного образца, им на госэкзамены и защиту диплома приходилось ездить в вузы других регионов. А это стресс – сдавать экзамены не тем, кто тебя учил столько лет, а незнакомым преподавателям.
Наталья: А по-моему, того, кто сдавал ЕГЭ, стрессом не напугать. Что касается меня, то я бы предложила усилить профориентационную работу в школах. Потому что мало кто в 17 лет уже знает, кем действительно хочет работать в будущем. Большинство отдают документы туда, куда просто хватает баллов и где более престижно, а потом учатся ради галочки, без вдохновения, плывут по течению.
Александра: Да таких, по жалуй, большинство. Поэтому я искренне уважаю тех, кто, проучившись в медвузе первый курс, понимает, что это не его стезя, и отчисляется. Так лучше, чем гнаться за престижем медицинского образования или учиться просто в угоду родителям. А насчёт стабильности соглашусь с Алексеем. Действительно, мы свидетели изменений в системе образования, например, отмены интернатуры.
Мария: А я недоумеваю, зачем перешли на Болонскую систему. Наш российский работодатель, воспитанный на советской системе специалитета, бакалавра за человека не считает и брать его на работу не готов. В итоге у нас толпа дипломированных бакалавров работает в Макдоналдсе.
Корр.: Маша затронула тему трудоустройства. Расскажите о ваших перспективах в этом плане.
Алексей: Я бы все вакансии на рынке труда разделил на четыре сектора: государственный высокооплачиваемый, государственный низкооплачиваемый, частный низкооплачиваемый и частный высокооплачиваемый. В первый сектор устроиться труднее всего, так как здесь наиболее актуален фактор связей и кастовости. Во второй и третий секторы попасть нетрудно, если ты готов работать на государство или на частника за 10 – 15 тысяч рублей в месяц. Остаётся четвёртый сектор, но, чтобы там достойно зарабатывать, нужно быть действительно компетентным и конкурентоспособным.
Андрей: Есть идея организовать частную музыкальную школу. А пока стараюсь впитывать всё, чему меня учат, и больше выступать, быть на виду, работать на имя, репутацию. В мире музыки, как в деревне, все друг друга знают.
Николай: Направление моей будущей деятельности – обеспечение экономической безопасности, в том числе борьба с мошенническими и коррупционными схемами. Можно работать в банке, на частных предприятиях, в госструктурах, даже в ФСБ… Прежде всего, собираюсь рассчитывать на себя, но не исключаю, что придётся задействовать связи как дополнительный резерв.
Корр.: Спасибо за честность. А теперь каждого прошу сказать пару напутственных слов студентам накануне «профессионального» праздника.
Алексей: Учите иностранные языки. Это неимущественный актив, который поможет независимо от того, в какой сфере вы планируете свою деятельность.
Наталья: Вузы предоставляют сейчас море возможностей для саморазвития, изучите их и используйте. Студенческие годы – время ловить свой шанс.
Мария: И не бойтесь быть вечным студентом, в том смысле, что настоящий профессионал совершенствуется всю жизнь.
Николай: Набирайте дополнительные компетенции, чтобы, если потребуется, суметь перестроиться под меняющийся рынок труда.
Андрей: Дорожите каждой минутой. Эта атмосфера больше не повторится.
Александра: Изучайте себя, чтобы верно определить свои жизненные цели. Что для вас наиболее важно: семья? карьера? И, конечно, будьте здоровы.
Подготовила Марина Веденеева