Трудно быть первой

Первый раз в первый класс Ирина Солнышкина пришла всего полтора года назад, а сегодня она уже победитель областного конкурса «Педагогический дебют».

 

Разные, но равные

Ей всего 23 года, но на работе её все зовут строго по имени-отчеству. Ирина Владимировна – учитель начальных классов школы № 85 Оренбурга.

Говорит, шла к этому сознательно и целенаправ­ленно. А кем хочет быть, поняла, едва перешагнув школьный порог в родном Плешанове, хотя все остальные члены семьи трудятся в сферах, далёких от пе­дагогики: папа – слесарь аварийно-вос­становительных работ в райгазе, мама и старшая сестра – экономисты.

Так бывает: в первом классе дети хотят стать учителями, во втором – вра­чами, в третьем – космонавтами. Но у большинства с годами это очарование проходит. А у Ирины Солнышкиной не прошло.

Она до сих пор вспоминает, с каким восхищением, словно на некое божество, смотрела на свою первую учительницу – Наталью Юрьевну Полян­скую, удивляясь, как ей удавалось быть строгой и ласковой одновременно.

– С одной стороны, нужно быть оди­наковой со всеми, выставлять оценки по единым критериям, – делится профессиональными тонкостями Ирина. – С дру­гой –

к каждому нужен индивидуальный подход, дети-то все разные. Для одного и двойка не повод расстроиться, а для другого четвёрка – трагедия.

Подобных дилемм в практике любого педагога встречается немало. Не говоря уж о спорах на тему, должен ли учитель любить детей. И вообще, возможно ли это – любить учеников, да и полезно ли это им?

– Возможно. Но прежде всего любить надо свою работу, а учеников – уважать, видеть в каждом личность, – размышляет Ирина. – Где надо – подтянуть дисципли­ну, где надо, – наоборот, дать больше воли, чтобы разбудить творческие или лидерские задатки.

 

Строже или мягче?

Ирина не скрывает, что по вечерам, готовясь к новому учебному дню, про­кручивает в голове прожитый школь­ный день, анализирует, правильно ли реагировала на возникавшие ситуации. Может, где-то стоило проявить больше твёрдости или, наоборот, смягчить тон, отшутиться.

– Дети – мастера каверзных вопро­сов, – улыбается она. – Иной раз такое спросят… Но всё равно начинаешь заду­мываться. Правду говорят, что все мы в этой жизни чему-то друг у друга учимся.

Вспоминая себя в начальной школе и сравнивая с нынешними своими учени­ками, Ирина Владимировна приходит к выводу, что сегодня дети более раскре­пощены.

– Мне бы, например, не хватило сме­лости подойти к учительнице и спросить о её личной жизни, хотя Наталья Юрьев­на тоже была молодая, как я. Наш класс был у неё вторым набором, – делится Ирина. – А меня чуть не на первой же переменке девочки обступили и давай допытываться, замужем ли я, почему нет и есть ли жених?

Впрочем, раскрепощённость детей – хорошая предпосылка к развитию у них лидерских качеств и самостоятельного мышления, поясняет педагог. Тем более сейчас школа нацелена не просто да­вать детям готовый материал, а потом ждать по возможности точного воспро­изведения. Это в педагогике вчерашний день.

Сегодня обществу нужны люди креативные, готовые мыслить нестан­дартно. Потому

уже в начальной школе от дидактики уходят к практике и так называемому проблемному обучению – ставят перед детьми задачу и создают мотивацию и условия для поиска её решения.

Ребята работают в парах или мини-группах. Так и материал усваива­ется надёжнее, и у детей формируется чувство успешности, ведь решение они нашли сами!

На конкурсе «Педагогический де­бют» Ирина как раз и покорила жюри своей творческой мастерской. Понра­вился и её открытый урок по литера­турному чтению, притом класс был не её, а чужой. А на этапе публичного вы­ступления затронула тему социальной дезадаптации младших школьников.

Это её диссертационная работа – Ирина продолжает обучение в магистратуре ОГПУ по направлению «психология и педагогика начального образования». И хотя стаж у неё совсем крошечный, поработать с робким тревожным ре­бёнком уже довелось.

После детсада дети обычно неплохо адаптируются к школьной жизни, а тут наоборот. Так как Ирина тему дезадаптации изучает системно, не растерялась и помогла мальчику подружиться с одноклассни­ками, почувствовать себя важным и полноценным членом коллектива.

 

– Непростой выбор приходится делать постоянно. Учитель закладывает ценностные ориентиры, и это очень волнующе, когда несколько десятков пар глаз смотрят на тебя в ожидании твоей реакции, если, например, кто-то что-то натворил. Но принцип «заслужил – получи», который на первый взгляд кажется справедливым, иногда неэффективен.

Всё зависит от личностных особенностей конкретного ребёнка. Даже юристы говорят, что слепое следование букве закона, а не его духу может навредить.

А тем более мы, учителя, имеющие дело с детьми, с их неокрепшей психикой. В педагогике формализм недопустим, и потому лёгких решений не бывает.

 

Привычка опираться

За годы учёбы, сначала в школе, по­том в педагогическом университете, Ири­на Солнышкина внимательно следила за разными стилями преподавания. Делала выводы, запоминала педагогические приёмы. И антипедагогические тоже, чтобы потом их не повторять.

Возможно, всё это и помогло ей занять первое место на областном конкурсе начинающих учи­телей «Педагогический дебют».

– В учительском деле я пока сама как первоклассник, – говорит она, – пони­маю, как бывает трудно моим ребятам. Это нам, взрослым, материал, который они проходят, кажется лёгким. А тому, кто делает первые шаги, нужно ободре­ние и одобрение более знающих и опыт­ных. Старшие коллеги не отказывают мне в поддержке, спасибо им за это. Но и привыкать постоянно на кого-то опи­раться тоже не верно. Поэтому я следую правилу всех новичков: чем меньше опыта – тем больше подготовки должно быть к каждому уроку.

Как правило, в системе образования преимущественно работают женщины, тем не менее Ирина считает профессию учителя скорее мужской.

– Может, не случайно у слова «педа­гог» нет женской формы? – размышляет она. – Ведь психологическая сущность женщины – подчиняться и заботиться, а руководить и наставлять – дело сильного пола. Не секрет, что учителей-мужчин в школах дети просто обожают.

И правда, у учителя в классе лидер­ская роль, в ней много власти, от него зависит и самооценка учеников, и статус каждого ребёнка в коллективе, зависит, будут ли в классе любимчики и изгои. У женщины от привычки к лидерству может выработаться командный или менторский тон, манера распоряжать­ся, давать указания, что уже и дома не спрячешь, в итоге – риск испортить от­ношения в личной жизни.

Несмотря на все противоречия, дру­гого профессионального пути Ирина Солнышкина для себя не видит и лучшей судьбой считает до самой пенсии пре­подавать в начальных классах. Говорит, здесь можно встретить столько чистоты, старательности и умилительной наивно­сти, что собственные огорчения словно рукой снимает. А уж если, как она когда- то, кто-то из ребят захочет стать и станет учителем!..

Марина Веденеева

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top