Первый раз в первый класс Ирина Солнышкина пришла всего полтора года назад, а сегодня она уже победитель областного конкурса «Педагогический дебют».
Разные, но равные
Ей всего 23 года, но на работе её все зовут строго по имени-отчеству. Ирина Владимировна – учитель начальных классов школы № 85 Оренбурга.
Говорит, шла к этому сознательно и целенаправленно. А кем хочет быть, поняла, едва перешагнув школьный порог в родном Плешанове, хотя все остальные члены семьи трудятся в сферах, далёких от педагогики: папа – слесарь аварийно-восстановительных работ в райгазе, мама и старшая сестра – экономисты.
Так бывает: в первом классе дети хотят стать учителями, во втором – врачами, в третьем – космонавтами. Но у большинства с годами это очарование проходит. А у Ирины Солнышкиной не прошло.
Она до сих пор вспоминает, с каким восхищением, словно на некое божество, смотрела на свою первую учительницу – Наталью Юрьевну Полянскую, удивляясь, как ей удавалось быть строгой и ласковой одновременно.
– С одной стороны, нужно быть одинаковой со всеми, выставлять оценки по единым критериям, – делится профессиональными тонкостями Ирина. – С другой –
к каждому нужен индивидуальный подход, дети-то все разные. Для одного и двойка не повод расстроиться, а для другого четвёрка – трагедия.
Подобных дилемм в практике любого педагога встречается немало. Не говоря уж о спорах на тему, должен ли учитель любить детей. И вообще, возможно ли это – любить учеников, да и полезно ли это им?
– Возможно. Но прежде всего любить надо свою работу, а учеников – уважать, видеть в каждом личность, – размышляет Ирина. – Где надо – подтянуть дисциплину, где надо, – наоборот, дать больше воли, чтобы разбудить творческие или лидерские задатки.
Строже или мягче?
Ирина не скрывает, что по вечерам, готовясь к новому учебному дню, прокручивает в голове прожитый школьный день, анализирует, правильно ли реагировала на возникавшие ситуации. Может, где-то стоило проявить больше твёрдости или, наоборот, смягчить тон, отшутиться.
– Дети – мастера каверзных вопросов, – улыбается она. – Иной раз такое спросят… Но всё равно начинаешь задумываться. Правду говорят, что все мы в этой жизни чему-то друг у друга учимся.
Вспоминая себя в начальной школе и сравнивая с нынешними своими учениками, Ирина Владимировна приходит к выводу, что сегодня дети более раскрепощены.
– Мне бы, например, не хватило смелости подойти к учительнице и спросить о её личной жизни, хотя Наталья Юрьевна тоже была молодая, как я. Наш класс был у неё вторым набором, – делится Ирина. – А меня чуть не на первой же переменке девочки обступили и давай допытываться, замужем ли я, почему нет и есть ли жених?
Впрочем, раскрепощённость детей – хорошая предпосылка к развитию у них лидерских качеств и самостоятельного мышления, поясняет педагог. Тем более сейчас школа нацелена не просто давать детям готовый материал, а потом ждать по возможности точного воспроизведения. Это в педагогике вчерашний день.
Сегодня обществу нужны люди креативные, готовые мыслить нестандартно. Потому
уже в начальной школе от дидактики уходят к практике и так называемому проблемному обучению – ставят перед детьми задачу и создают мотивацию и условия для поиска её решения.
Ребята работают в парах или мини-группах. Так и материал усваивается надёжнее, и у детей формируется чувство успешности, ведь решение они нашли сами!
На конкурсе «Педагогический дебют» Ирина как раз и покорила жюри своей творческой мастерской. Понравился и её открытый урок по литературному чтению, притом класс был не её, а чужой. А на этапе публичного выступления затронула тему социальной дезадаптации младших школьников.
Это её диссертационная работа – Ирина продолжает обучение в магистратуре ОГПУ по направлению «психология и педагогика начального образования». И хотя стаж у неё совсем крошечный, поработать с робким тревожным ребёнком уже довелось.
После детсада дети обычно неплохо адаптируются к школьной жизни, а тут наоборот. Так как Ирина тему дезадаптации изучает системно, не растерялась и помогла мальчику подружиться с одноклассниками, почувствовать себя важным и полноценным членом коллектива.
– Непростой выбор приходится делать постоянно. Учитель закладывает ценностные ориентиры, и это очень волнующе, когда несколько десятков пар глаз смотрят на тебя в ожидании твоей реакции, если, например, кто-то что-то натворил. Но принцип «заслужил – получи», который на первый взгляд кажется справедливым, иногда неэффективен.
Всё зависит от личностных особенностей конкретного ребёнка. Даже юристы говорят, что слепое следование букве закона, а не его духу может навредить.
А тем более мы, учителя, имеющие дело с детьми, с их неокрепшей психикой. В педагогике формализм недопустим, и потому лёгких решений не бывает.
Привычка опираться
За годы учёбы, сначала в школе, потом в педагогическом университете, Ирина Солнышкина внимательно следила за разными стилями преподавания. Делала выводы, запоминала педагогические приёмы. И антипедагогические тоже, чтобы потом их не повторять.
Возможно, всё это и помогло ей занять первое место на областном конкурсе начинающих учителей «Педагогический дебют».
– В учительском деле я пока сама как первоклассник, – говорит она, – понимаю, как бывает трудно моим ребятам. Это нам, взрослым, материал, который они проходят, кажется лёгким. А тому, кто делает первые шаги, нужно ободрение и одобрение более знающих и опытных. Старшие коллеги не отказывают мне в поддержке, спасибо им за это. Но и привыкать постоянно на кого-то опираться тоже не верно. Поэтому я следую правилу всех новичков: чем меньше опыта – тем больше подготовки должно быть к каждому уроку.
Как правило, в системе образования преимущественно работают женщины, тем не менее Ирина считает профессию учителя скорее мужской.
– Может, не случайно у слова «педагог» нет женской формы? – размышляет она. – Ведь психологическая сущность женщины – подчиняться и заботиться, а руководить и наставлять – дело сильного пола. Не секрет, что учителей-мужчин в школах дети просто обожают.
И правда, у учителя в классе лидерская роль, в ней много власти, от него зависит и самооценка учеников, и статус каждого ребёнка в коллективе, зависит, будут ли в классе любимчики и изгои. У женщины от привычки к лидерству может выработаться командный или менторский тон, манера распоряжаться, давать указания, что уже и дома не спрячешь, в итоге – риск испортить отношения в личной жизни.
Несмотря на все противоречия, другого профессионального пути Ирина Солнышкина для себя не видит и лучшей судьбой считает до самой пенсии преподавать в начальных классах. Говорит, здесь можно встретить столько чистоты, старательности и умилительной наивности, что собственные огорчения словно рукой снимает. А уж если, как она когда- то, кто-то из ребят захочет стать и станет учителем!..
Марина Веденеева