История на ощупь

Школьный музей в идеале – это место притяжения детей. Манящий запах старины, тускло-блестящий бытовой инвентарь, пожелтевшие фотографии, непонятные на первый взгляд предметы – таинственность прошлого не может не заинтересовать подрастающее поколение. Школьные музеи дают начало кружкам по интересам, поисковым отрядам, научным работам.

Да что там, они помогают вырасти личности. Только вот некоторым директорам школ некогда или не хочется заниматься этой «побочной» деятельностью. Зачастую бывает и так: руководитель заинтересован, а вот подходящего смотрителя нет.

 

История на ощупь

В музей Володарской средней школы Первомайского района на экскурсии привозят учеников и из соседних сёл. Дело тут не только в экспонатах, но и в заведующем, каких ещё поискать.

Алексей Тро­фимов уже пять лет на пенсии. Работал всю жизнь агрономом, а потом пришёл в школу «сторо­жить» музейную комнату. Нерав­нодушный к судьбе родного края человек за 10 лет подтянул к музею известных людей.

В дар школе передавали экспонаты оренбург­ские художники, дипломат из Гер­мании, военный генерал, научные работники из Москвы и многие другие. Недавно побывавший в посёлке Володарском академик Института степи Уральского от­деления РАН Александр Чибилёв подарил музею советский журнал Русского географического обще­ства. Он стал частью коллекции старой периодики, а самому вет­хому журналу (это, кстати, тоже издание Русского географического общества) аж 116 лет.

В музее пять постоянно дей­ствующих экспозиций: «Мы – во­лодарцы», «Была война – была Победа», «При царе-батюшке», «Народное образование» и уголок юннатов. Больше всего детям нра­вится рассматривать фрагмен­ты дореволюционного оружия, старинную посуду, монеты, мед­ный гребень для волос, а также классные журналы и тетради 40-х годов прошлого века и дореволю­ционные учебники по математи­ке.

Кстати, выставку «Народное образование» лет сорок назад здесь организовал заслуженный учитель из этой же школы Павел Плишкин, обладатель высшей государственной награды СССР – ордена Ленина, и о нём тоже рас­сказывают детям. Современники продолжают пополнять выставку.

– Как же не иметь в школе му­зей? – удивляется Алексей Трофи­мов. – Да каждому селу и городу есть о чём рассказать детям. В нашей школе двери музея откры­ты всегда, ученики забегают сюда на каждой перемене. Возятся, как муравьи, приятно посмотреть! Кто в горн подудит, кто монеты рассмо­трит, кто фотоальбом полистает, кто военную фуражку примерит. Они на ощупь изучают историю.

Некоторые ребята сами вызвались пополнить коллекции. Например, семиклассник Никита Гадлевский принёс большую морскую ракови­ну, минералы, старинные монеты. Восьмиклассник Роман Качалин – металлическую модель пистолета пушкинских времён и образцы нефти. Смотрю на них – и на сердце спокойно: есть кому музей пере­дать. Сейчас с ребятами вообще новомодную выставку формируем, посвящённую чемпионату мира по футболу. Мне и мячи, и сувениры, и атрибуты болельщиков натащили, думаем, как оформить.

 

Патриот появляется в школе

Четырежды победителем кон­курса «Лучший школьный музей России» признана школа № 18 Оренбурга. Большой кабинет с восемью стеклянными стелла­жами, современным световым оформлением, гипсовыми над­стройками на стенах сам за себя говорит. Здесь хранится тысяча экспонатов, они разделены на геологическую, историческую, краеведческую, бытовую темы.

Музей основал и много лет ру­ководил им ветеран Великой Отечественной войны, учитель, преподававший начальную во­енную подготовку, Александр Зеннов. Трудился здесь он до 85 лет, несколько месяцев назад этого неравнодушного челове­ка не стало. При музее он соз­дал отряд, который занимался поиском без вести пропавших в Великой Отечественной войне.

Благодаря архивной работе и выездам на места боёв учащимся и учителям 18-й школы удалось проследить судьбу десятков орен­буржцев. В этих экспедициях уча­ствовало более 120 кружковцев.Сегодня музеем заведует моло­дой учитель.

Директор школы Ирина Сергеева видит в нём пер­спективного педагога, который увлечёт ребят интереснейшим миром прошлого. Уже прово­дится работа, которая подобрана с учётом возраста детей. Напри­мер, встречи с ветеранами войн организовывают для школьников среднего звена, обзорную экс­курсию с рассказом о бытовой утвари – для первоклашек.

Для учеников начальной школы экскурсии проводят старшеклассни­ки. Так доступнее.

 

По какой тропе идти

О роли самых доступных для ребёнка музеев – школьных – шёл разговор на недавней встрече со­ветов ветеранов области, посвя­щённой патриотизму. Некоторые участники открыто сказали, что в их территориях эта работа ве­дётся формально. Но так как в со­временной программе мало часов отводится, скажем, теме Великой Отечественной войны, то нельзя допускать, чтобы дети к тому же не смогли увидеть военных атрибутов, одежды, документов, фотографий тех лет.

– Чтобы школьный музей стал центром патриотического воспита­ния школьников, нужно обратить внимание на его содержание и на сами кадры. Например, в нашем городе мы несколько лет подряд объявляли конкурс на лучший школьный музей. В 2017 году по­бедила гимназия № 3, это пример и для остальных школ, – поделился своим опытом председатель совета ветеранов Орска Радион Кудашев.

– Через два года Орск отметит круглую дату со дня основания города, в 2020 году будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отече­ственной войне. К этим датам совет ветеранов и управление образова­ния Орска объявят смотр-конкурс школьных музеев. Уверен, никто не захочет ударить в грязь лицом.

Министерство образования России рассматривает школьные музеи как средство нравственного, патриотического и гражданского воспитания и рекомендует об­разовательным учреждениям ра­ботать с учреждениями культуры, архивами. Кстати, председатель совета ветеранов Орска выступил с предложением к областному минобразования ввести в школах должность завуча по начальной военной подготовке и уроки па­триотического воспитания. Это предложение рассматривается. В каких школах Оренбуржья музе­ями занимаются только для галоч­ки, выяснить почти невозможно.

Даже если в образовательном уч­реждении вместо музея есть толь­ко стенд, руководство уверяет, что ребята ведут большую научную работу в патриотическом и крае­ведческом направлении. Мол, уж по этому поводу упрекать школу не в чем. Впрочем, само наличие музея тоже не является гарантией большой работы с детьми. А пока не везде есть понимание важности этой работы, воспитание патрио­тизма посредством работы музея остаётся на совести руководства школ.

 

Комментарий 

Наталья Золотухина, учитель истории, смотритель музея школы № 1 Оренбурга:

 – Одно дело – наполнить музей содержанием и посадить хорошего смотрителя, другое – заинтересовать ребёнка. Нам это удалось с помощью ярких мероприятий. В феврале каждый год мы проводим акцию «Подарок музею». Дети спрашивают у бабушек и дедушек, живущих в деревнях, какую-нибудь утварь, монеты. Приносят всё это, и мы смотрим, разбираем, обсуждаем, бывает очень интересно.

Особенно нравится младшим школьникам. Престижным у нас считается публикация в «Книге Памяти». Это такой большой самодельный альбом формата А3, в который мы вкладываем газетные статьи или набранный на компьютере текст о ветеранах Великой Отечественной войны – родственниках учеников.

Некоторые дети оформляют по старинке, рукописно, вклеивают фото бабушек и дедушек. И третье наше направление – обращение к нашим школьным героям. У нас есть стенд «Выпускники школы № 1 разных лет», среди них директора школ, завучи, военные, врачи. Для детей это пример. Отдельный стенд посвящён Александру Чашкину, выпускнику школы, героически погибшему на Чеченской войне.

Он прикрыл собой бомбу, тем самым спас жизни сослуживцев. На конкурсе юных патриотов в Санкт- Петербурге весной этого года наша музейная работа заняла второе место среди школ России.

 

Татьяна Шаповаленко

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top