Помню, когда была я маленькая, нравились мне «Русские былины». Про богатырей читать красиво. Льном пахло со страничек, чем-то ржаным, хлебным, лесным и птичьим, металлическими кольчужными колечками и светлой, честной силой. Только не понятна была мне этимология слова «богатырь». В моей детской голове получалось, что силу свою они у Бога тырят. То есть крадут, что ли? Ответ на детский вопрос пришёл через много лет.
– Слово «тырь» из церковнославянского языка. И означает оно – «нести». Богатырь – значит Богоносец. А в каком сердце Бога можно унести? Только в чистом.
Вот и занялся отец Павел воспитанием чистосердечных. И надо сказать, получается у него замечательно.
Часовые любви
Просёлочная дорога нырнула в очередной поворот среди высокой степной травы и перелесков. Деревенское стадо медленно уступало дорогу нашей машине, как предмету непонятному и негармоничному в интерьере сельской лесостепи. Где-то над кустом совершенно неожиданно на фоне синего неба и разнотравья реял российский флаг. На берегу реки – палаточный лагерь, огороженный ленточкой и оснащённый импровизированным шлагбаумом. Путь нам преградил серьёзный подросток с автоматом через плечо. Без тени улыбки на лице спрашивает:
– Назовите себя и цель вашего визита.
После честного ответа нас пропустили.
Православный военно-патриотический лагерь «Русские богатыри» уже далеко не первый год выезжает на берег Кумачки для того, чтобы развивать детей физически и духовно. Количество ребят с каждым годом растёт. Каждый год возвращаются те, кто уже побывал, а с ними приезжают те, кто наслушался восторженных рассказов. В этом сезоне первый поток принял около 80 воспитанников.
И чем же так замечательна «военно-патриотическая муштра»? Что в ней такого счастливого?
– Здесь у нас волейбольная площадка, футбольное поле, турник, место для метания гранаты в цель, здесь стрелковая площадка для пневматического оружия, – отец Павел ведёт экскурсию по территории. Сам он иеромонах, настоятель храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Новоорске, – А здесь у нас полевой храм.
В светлой палатке огромная Иверская икона Божьей Матери. В полевом храме читаются молитвы утренние и вечерние, служат литургию.
Над речкой параллельная и навесная переправа для прохождения короткой технической дистанции. Спуск, траверс, подъём… Есть полоса разведчика. Старшую группу готовят для прыжков с парашютом.
Надо сказать, что многие ребята весь год занимаются со своими наставниками в спортзале. Они их учат рукопашному бою, борьбе, боксу. На областных соревнованиях занимают чаще всего призовые места.
Командует батюшка
Приехали мы к «богатырям» во время тихого часа. Но вот звонит «полковой» колокол, все выбегают из палаток и строятся. Каждый получает задание. Кто на тренировку, кто на стрельбу, а кто и на ринг. Одни следят за порядком на территории, дежурят по кухне. Смена часового. Дозор несут по часу. Даже ночью. Для нас устроили показательное выступление. Два богатыря на перекладине мешками бьются.
– Это тренировка на самом деле. Богатырь должен был на крепостной стене уметь балансировать и при этом рубить мечом, – объясняет преподаватель.
Трое мальчишек с автоматами демонстрируют навыки штурма группой. Отец Павел комментирует:
– Лёша, тыл! Левой рукой затвор передёргиваем, правую ногу вперёд.
Поворачивается в другую сторону:
– Кирюша, для кого здесь эта верёвочка натянута? Давай, дружочек, гусиным шагом вокруг палатки. Вот молодец.
Гусиным шагом – это дисциплинарное взыскание. Если подростки в разговорах позволяют себе употребить вводное «блин», или того хуже «нафиг», отец Павел им приседать предлагает. Есть такая традиция в игровой форме. По 30 раз. И для здоровья польза, и лучше запоминается ответственность перед родным русским языком. Чтобы не засорялся. Детям нравится. Они ещё потом в шахматы на приседания играть начали.
Много заданий на выдержку. Бойкая девушка Настя Богданова рассказывает:
– Мы когда полосу препятствий проходили, я думала – умру. Бежали в противогазах. Остановилась и, пока никто не видел, лицо открыла.
– Это залёт, Настя, – комментирует батюшка. Все хохочут. Рассказывают наперебой так, что разобрать невозможно.
Девочки в дозор ходят редко. И список обязанностей у них немного другой. Но они сами просятся на ту же полосу препятствий, что и мальчики. На бокс, на занятия по тактике. Спрашиваю:
– А если больно друг в друга попали? Плакать приходилось?
– Только от смеха! На самом деле мы сразу договариваемся, что мы – друзья. А бой учебный. Это всегда помнить и понимать надо.
Дети показывают фотографии, счастливо улыбаются, дружат. По вечерам смотрят кино. Отечественное, про героев.
– Это чтобы не про бэтмэнов и прочих сумасшедших, – говорит отец Павел. – Примером должны служить наши воины, герои, которые жизнь свою Родине посвящают, служению.
Девчонкам лекции читают взрослые. О любви, конечно. О чём же ещё с подростками говорить.
Чем отличается любовь от влюблённости? – спросили мы. Девочки поняли это примерно так:
– Влюблённость – это когда любишь за что-то. В этом есть эгоизм. А любовь – это не за что. Это когда ты готов посвятить свою жизнь человеку, жертвовать своими делами, временем, интересами для того, чтобы помочь своему любимому.
А ещё по вечерам они поют песни возле костра, играют в волейбол или шашки, шахматы с родителями, если те приезжают в гости. Говорят о том, что пре красно и близко во все времена.
Страсти – это не страх
А началось всё это счастливое богатырство несколько лет назад, когда решили в Новоорске воскресно-приходскую школу открыть. Но детям сидеть ещё один день недели за партой не интересно. А как ещё найти возможность рассказать им о том, что суть православной веры – это любовь, а вовсе не догматы с ритуалами? Решили сначала поговорить на свежем воздухе, в походе. Возле костра всё как-то иначе понимается. Легче, естественнее. Особенно когда с друзьями.
Так пришли к пониманию новой формы. Как рассказать подросткам о любви к Родине? Лучше показать на личном примере. И на примере всех достойных героев- воинов. От Пересвета, бившегося за Русь с Челубеем, до нынешних бойцов ОМОНа.
Стали чаще встречаться, организовали военно-патриотический клуб. Традиции русского воинства и святоотеческие православные традиции предписывают бороться со «страстями». Как очистить свою душу от лени, гнева, гордыни, стяжательства – рассказывает отец Павел. И в школе, и в лагере ему помогают педагоги и наставники Сергей Сидоров, Виктор Смульский, Алексей Генерозов. А ещё добрые женщины – две Юлии. Одна Павленко, другая Чикова. Да многие помогают.
Как-то хорошо с богатырями и детям, и взрослым. И правильно всё. Именно в юности важно понимать, что Бог – это любовь. А Отечество всегда нуждается в защите. И если придёт беда, воин должен быть богатырём и телом, и духом. Чтобы не побежал от врага, а встретил его с достоинством и храбро. Вон какие глазищи у Андрея – большие, глубокие и спокойные. Потому что в душе у него мир. Всё там на своих местах – и Бог, и Родина, и отношение к людям. Не кривляется, не гримасничает. Он юноша, но уже мужчина.
Елена Черных
Фотографии Олега Рукавицына