Счастливое богатырское лето

Помню, когда была я маленькая, нравились мне «Русские былины». Про богатырей читать красиво. Льном пахло со страничек, чем-то ржаным, хлебным, лесным и птичьим, металлическими кольчужными колечками и светлой, честной силой. Только не понятна была мне этимология слова «богатырь». В моей детской голове получалось, что силу свою они у Бога тырят. То есть крадут, что ли? Ответ на детский вопрос пришёл через много лет.

– Слово «тырь» из церковнославянского языка. И означает оно – «нести». Богатырь – значит Богоносец. А в каком сердце Бога можно унести? Только в чистом.

Вот и занялся отец Павел воспитанием чистосердечных. И надо сказать, получается у него замечательно.

 

Часовые любви

Просёлочная дорога нырнула в очередной поворот среди высо­кой степной травы и перелесков. Деревенское стадо медленно уступало дорогу нашей машине, как предмету непонятному и негармоничному в интерьере сельской лесостепи. Где-то над кустом совершенно неожиданно на фоне синего неба и разнотра­вья реял российский флаг. На берегу реки – палаточный лагерь, огороженный ленточкой и осна­щённый импровизированным шлагбаумом. Путь нам преградил серьёзный подросток с автоматом через плечо. Без тени улыбки на лице спрашивает:

– Назовите себя и цель вашего визита.

После честного ответа нас про­пустили.

Православный военно-патриотический лагерь «Русские богатыри» уже далеко не первый год выезжает на берег Кумачки для того, чтобы развивать детей физически и духовно. Количество ребят с каждым годом растёт. Каждый год возвращаются те, кто уже побывал, а с ними приезжают те, кто наслушался восторженных рассказов. В этом сезоне первый поток принял около 80 воспитан­ников.

И чем же так замечательна «во­енно-патриотическая муштра»? Что в ней такого счастливого?

– Здесь у нас волейбольная площадка, футбольное поле, тур­ник, место для метания гранаты в цель, здесь стрелковая площадка для пневматического оружия, – отец Павел ведёт экскурсию по территории. Сам он иеромонах, настоятель храма Казанской ико­ны Пресвятой Богородицы в Но­воорске, – А здесь у нас полевой храм.

В светлой палатке огромная Иверская икона Божьей Матери. В полевом храме читаются молит­вы утренние и вечерние, служат литургию.

Над речкой параллельная и навесная переправа для прохож­дения короткой технической дис­танции. Спуск, траверс, подъём… Есть полоса разведчика. Старшую группу готовят для прыжков с парашютом.

Надо сказать, что многие ребя­та весь год занимаются со своими наставниками в спортзале. Они их учат рукопашному бою, борьбе, боксу. На областных соревновани­ях занимают чаще всего призовые места.

 

Командует батюшка

Приехали мы к «богатырям» во время тихого часа. Но вот звонит «полковой» колокол, все выбегают из палаток и строятся. Каждый получает задание. Кто на трени­ровку, кто на стрельбу, а кто и на ринг. Одни следят за порядком на территории, дежурят по кухне. Смена часового. Дозор несут по часу. Даже ночью. Для нас устро­или показательное выступление. Два богатыря на перекладине мешками бьются.

– Это тренировка на самом деле. Богатырь должен был на крепостной стене уметь баланси­ровать и при этом рубить мечом, – объясняет преподаватель.

Трое мальчишек с автоматами демонстрируют навыки штурма группой. Отец Павел комменти­рует:

– Лёша, тыл! Левой рукой за­твор передёргиваем, правую ногу вперёд.

Поворачивается в другую сто­рону:

– Кирюша, для кого здесь эта верёвочка натянута? Давай, дру­жочек, гусиным шагом вокруг палатки. Вот молодец.

Гусиным шагом – это дисци­плинарное взыскание. Если под­ростки в разговорах позволяют себе употребить вводное «блин», или того хуже «нафиг», отец Па­вел им приседать предлагает. Есть такая традиция в игровой форме. По 30 раз. И для здоровья польза, и лучше запоминается ответственность перед родным русским языком. Чтобы не засо­рялся. Детям нравится. Они ещё потом в шахматы на приседания играть начали.

Много заданий на выдержку. Бойкая девушка Настя Богданова рассказывает:

– Мы когда полосу препят­ствий проходили, я думала – умру. Бежали в противогазах. Останови­лась и, пока никто не видел, лицо открыла.

– Это залёт, Настя, – коммен­тирует батюшка. Все хохочут. Рассказывают наперебой так, что разобрать невозможно.

Девочки в дозор ходят редко. И список обязанностей у них немно­го другой. Но они сами просятся на ту же полосу препятствий, что и мальчики. На бокс, на занятия по тактике. Спрашиваю:

– А если больно друг в друга попали? Плакать приходилось?

– Только от смеха! На самом деле мы сразу договариваемся, что мы – друзья. А бой учебный. Это всегда помнить и понимать надо.

Дети показывают фотографии, счастливо улыбаются, дружат. По вечерам смотрят кино. Отечественное, про героев.

– Это чтобы не про бэтмэнов и прочих сумасшедших, – говорит отец Павел. – Примером должны служить наши воины, герои, которые жизнь свою Родине по­свящают, служению.

Девчонкам лекции читают взрослые. О любви, конечно. О чём же ещё с подростками гово­рить.

Чем отличается любовь от влю­блённости? – спросили мы. Девоч­ки поняли это примерно так:

– Влюблённость – это когда любишь за что-то. В этом есть эгоизм. А любовь – это не за что. Это когда ты готов посвятить свою жизнь человеку, жертвовать свои­ми делами, временем, интересами для того, чтобы помочь своему любимому.

А ещё по вечерам они поют песни возле костра, играют в во­лейбол или шашки, шахматы с родителями, если те приезжают в гости. Говорят о том, что пре ­красно и близко во все времена.

 

Страсти – это не страх

А началось всё это счастливое богатырство несколько лет на­зад, когда решили в Новоорске воскресно-приходскую школу от­крыть. Но детям сидеть ещё один день недели за партой не интересно. А как ещё найти возможность рассказать им о том, что суть православной веры – это любовь, а вовсе не догматы с ритуалами? Решили сначала поговорить на свежем воздухе, в походе. Возле костра всё как-то иначе понимает­ся. Легче, естественнее. Особенно когда с друзьями.

Так пришли к пониманию но­вой формы. Как рассказать под­росткам о любви к Родине? Лучше показать на личном примере. И на примере всех достойных героев- воинов. От Пересвета, бившегося за Русь с Челубеем, до нынешних бойцов ОМОНа.

Стали чаще встречаться, орга­низовали военно-патриотический клуб. Традиции русского воинства и святоотеческие православные традиции предписывают бороть­ся со «страстями». Как очистить свою душу от лени, гнева, горды­ни, стяжательства – рассказывает отец Павел. И в школе, и в лагере ему помогают педагоги и настав­ники Сергей Сидоров, Виктор Смульский, Алексей Генерозов. А ещё добрые женщины – две Юлии. Одна Павленко, другая Чикова. Да многие помогают.

Как-то хорошо с богатырями и детям, и взрослым. И правиль­но всё. Именно в юности важно понимать, что Бог – это любовь. А Отечество всегда нуждается в защите. И если придёт беда, воин должен быть богатырём и телом, и духом. Чтобы не по­бежал от врага, а встретил его с достоинством и храбро. Вон ка­кие глазищи у Андрея – большие, глубокие и спокойные. Потому что в душе у него мир. Всё там на своих местах – и Бог, и Родина, и отношение к людям. Не кривляет­ся, не гримасничает. Он юноша, но уже мужчина.

 

Елена Черных 

Фотографии Олега Рукавицына

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: