31 июля мусульмане Оренбуржья отметят Курбан-байрам.
В преддверии большого праздника о жизни религиозной общины рассказал председатель Духовного управления мусульман Оренбургской области муфтий Альфит Шарипов.
Незабываемые особенности
– Альфит-хазрат, наверняка оренбуржцы задают вам вопросы о пандемии: что за напасть свалилась, чем мы прогневали Всевышнего, как относиться к такому явлению? – Господь во все времена посылал людям испытания, старшее поколение оренбуржцев помнит войну, голод, репрессии. Эпидемии случались во все времена, выкашивали тысячи людей. На нашу долю выпал коронавирус, режим самоизоляции. Но, по большому счёту, мы ведь не оказались в полной изоляции, как Робинзон Крузо. Да, возникли некоторые ограничения, к ним надо отнестись с пониманием и с чувством ответственности, ведь они призваны, прежде всего, защитить нас. У нас в этом году, например, не было выпуска в медресе «Хусаиния». Учебный процесс пришлось завершать, как и в сем образовательным заведениям, в электронном формате. А вот выпускные итоговые экзамены, по решению педагогического совета, не стали проводить в дистанционном формате, перенесли на осень, так как у нас много студентов-заочников со всей области и даже из других регионов.
– Сколько человек ежегодно выпускает медресе?
– От 30 до 50, причём половина из них женщины, впоследствии они воспитывают детей, внуков, прививая им традиционные нравственные ценности, некоторые становятся педагогами воскресных занятий при мечетях.
– Кто посещает эти занятия?
– Увы, в основном женщины, дети и пожилые люди.
– Увы?
– Хотелось бы видеть и мужчин. Особенно из числа коренного населения – татар, башкир, казахов. Ведь мне придётся держать ответ перед Богом именно за свой народ – местных, ходили они в мечеть или нет. 70 процентов тех, кто регулярно посещает мечеть, – трудовые мигранты из стран Средней Азии. Я иной раз говорю с иронией нашим татарам, мол, а вы в рай хитростью проникнуть планируете? Надеетесь со Всевышним потом договориться? Узбеки, таджики ходят, а вы что же? Неужели вам всё равно, где коротать вечность? Они отмахиваются: «Ладно, выйдем на пенсию, придём». При этом я напоминаю, что вознаграждение за молитву в мечети в 27 раз выше, чем за индивидуальную!
– Кто-то, может, и созрел уже, готов прийти, например, послезавтра, на Курбан-байрам. Обычно в этот день в мечеть стекаются верующие в таком количестве, что заполняют не только двор, но и ближайшие улицы. В этом году ничего подобного не будет?
– Из соображений эпидемической безопасности массовые мероприятия запрещены. Как и на Уразу (день окончания поста отмечался 24 мая), планируется онлайн- и теле трансляция праздничной проповеди. Помолиться и совершить обряд жертвоприношения мусульманам рекомендовано дома.
Господь будет нами доволен больше, если мы не станем способствовать распространению инфекции. Даже хадж в этом году совершить невозможно никому, кроме жителей Саудовской Аравии. Потому что одно из условий паломничества – безопасность, по дороге в Мекку нельзя никому вредить, вольно или невольно.
Разбогател – не жадничай
– Вы совершали хадж?
– Трижды. Впервые – в 1998 году, мне было 26 лет, посчастливилось попасть в число гостей короля Саудовской Аравии. На Оренбургскую область тогда пришло 4 бесплатных приглашения. Считается, кто совершил хадж – как будто заново родился. Но только если человек не грешил, не ругался, не сквернословил во время паломничества. Это ведь не поездка в пятизвёздочный отель, где всё включено. Есть определённые трудности, к ним надо быть готовым. Жара, огромное скопление людей…
Второй раз я был в 2007 году, уже в качестве руководителя группы паломников. Третий раз совершил паломничество в 2018 году вместе с супругой. Это был самый осознанный хадж.
Кстати, завтра – день стояния у горы Арафат, когда надо вспомнить свои грехи и искренне совершить покаяние. А верующим, которые не совершают паломничество, 30 июля желательно поститься. Вознаграждение за этот день поста очень большое – прощаются грехи за предыдущий и последующий годы. Само нахождение в долине Арафат – одно из обязательных условий хаджа.
– Хадж хотя бы раз в жизни – обязанность каждого мусульманина?
– Да, если есть финансовая возможность. К малоимущим такого требования не предъявляется.
– Получается, у более состоятельных и обязанностей больше?
– Конечно. Состоятельным в исламе признаётся человек, у которого кроме средств на текущие расходы есть в запасе сумма, равная нисабу. В этом году это 344 тысячи с не большим (исчисляется исходя из стоимости 85 граммов золота). Сумма не должна в течение года уменьшаться. Тогда раз в год нужно раздать нуждающимся закят – милостыню, в размере одной сороковой части от этой суммы, примерно 8600 рублей. Если бы все следовали этому правилу, бедных было бы меньше.
– Вспоминается цитата про верблюда и игольное ушко. В исламе тоже считается, что богатому трудно попасть в рай?
– Богатый попадёт в рай на 50 лет позже бедного. Ибо он должен будет ответить, как заработал, на что и как потратил богатство, которое ему даровал Всевышний. К сожалению, иногда бывает, что с появлением богатства просыпается жадность.
– Каким должен быть истинный мусульманин, чтобы заслужить место в раю?
– Ислам в переводе означает «покорность». Покорным, щедрым, справедливым, добродетельным, не причиняющим зла себе и окружающим ни словом ни делом. Таким, чтобы остальным, глядя на него, тоже захотелось стать лучше. Иметь хороший нрав. Как бы люди к тебе ни относились, от тебя должно исходить только добро и мир.
Ведь истинно верующий – это тот, рядом с которым люди чувствуют себя в безопасности. Проще говоря, надо жить как Господь велит. Не ссориться, не психовать, не обижать других и самому не обижаться, не завидовать… Тогда будет мир в душе и каждый день покажется праздничным, потому что он будет приближать тебя к довольству Всевышнего.
– У вас так получается? С одной стороны, вы духовный лидер мусульман региона, а с другой – живой человек, как и каждый из нас.
– Не скажу, что мне легко. Но я стараюсь. В последнее время мы активно работаем в соцсетях. Вся молодёжь сейчас в Интернете. А именно в этом нежном возрасте люди наиболее неустойчивы в своих убеждениях, их поколебать ничего не стоит. И если мы не будем рядом, не будем говорить с юным поколением на понятном ему языке, найдутся другие, которые используют их неопытность отнюдь не во благо. А где соцсети, там и комментарии, в том числе и злобные, несправедливые.
Хотел бы напомнить, что у каждого из нас на плечах сидят два ангела, которые записывают наши дела и слова. А на том свете всё это будет взвешиваться на весах справедливости. Прежде чем что-то сделать или сказать, нужно крепко подумать, во благо это или нет, какой из ангелов запишет. Наша жизнь – житница бытия.
Меня не спрашивали, когда мне появиться на свет, в каком регионе, в какой семье. Заявление на рождение я не писал. Но ничего случайного не бывает. Раз появился на свет и живу, значит, у Господа есть на меня свой план. По первому диплому я помощник машиниста тепловоза. А педагогический стаж в медресе у меня 25 лет.
Простые правила
– В этом году уже 5 лет, как вы руководите Духовным управлением мусульман Оренбургской области. Что удалось сделать за это время, а что ещё предстоит?
– Фактически на территории области было два управления мусульман – Бугурусланское и Оренбургское. А как мы знаем, любая разрозненность – удобная почва для проникновения чужеродных идей. Мусульманское общество региона нуждалось в консолидации, что и было сделано, теперь это единый муфтият. Я начал с мониторинга, чтобы представлять себе хозяйство, на которое заступаю. Объездил все приходы региона, а их у нас более 150, осмотрел мечети, пообщался со всеми имамами, позже мы провели аттестацию имамов, потом по её итогам организовали курсы повышения квалификации.
5 лет уже издаётся газета «Мусульмане Оренбуржья» тиражом 7 тысяч экземпляров, развиваем сайт Духовного управления. Налажена социальная работа и благотворительная помощь всем нуждающимся, независимо от национальности и вероисповедания. Среди проблем, которые пока актуальны, – старение кадров, пассивность прихожан.
– Насколько мне известно, вы преподаёте и в Оренбургской духовной семинарии. Какой курс читаете будущим православным батюшкам?
– Коран и вероучение ислама. В медресе «Хусаиния» Коран я преподаю уже четверть века.
– Если нашли ответ на вопрос, как жить долго и счастливо, поделитесь, пожалуйста.
– Хочешь жить долго – дружи с соседями. Права соседа – права Бога. Придерживайся золотой середины: старайся, трудись в этой жизни, но и про вечность не забывай. Поддерживай родственные отношения. Уважай и почитай родителей. Ведь Господь тобой доволен, когда родители тобой довольны.
– А вообще мечети сейчас открыты или закрыты?
– Фактически мечети открыты, и там всегда есть дежурный имам, можно обратиться в частном порядке, соблюдая меры предосторожности, оставить подаяние, помянуть усопшего. Но пока сохраняется эпидемическая опасность, надо слушать компетентных людей, медиков, руководителей региона, кто владеет полной информацией о ситуации с вирусом.
Фото Валерия Гунькова