Другими словами, с карты области каждый год исчезает небольшой посёлок.
Травмы в дорожных авариях получают 2 тысячи водителей, пассажиров и пешеходов. Цифры, которых можно было избежать, если бы не…
Начни с себя
– Безалаберность, самонадеянность водителя – вот из-за чего происходит большинство аварий, – считает Андрей Костенков, начальник Управления ГИБДД по Оренбургской области, – а также из-за несоблюдения правил дорожного движения, халатного отношения к вождению. У нас в обществе в ДТП принято обвинять третьих лиц или ссылаться на какие-то факторы: пьяные за рулём, узкая проезжая часть, плохое дорожное покрытие, нет разметки и так далее.
Однако не все автолюбители помнят, скажем, о пункте 10.1 Правил дорожного движения. В нём говорится, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, которую позволяет дорога и метеоусловия. Скорость должна быть такой, чтобы автовладелец постоянно контролировал машину.
То есть, если на дороге наледь, будь осторожен при обгоне.
Тише едешь
Начальник Госавтоинспекции настаивает, что в первую очередь самодисциплина поможет избежать столкновений. Вместе с тем часть аварий происходит и по вине дорожных служб. Зимой это наледь на трассах, огромные сугробы на обочинах, закрывающие обзор при повороте. Весной и летом – ямы и выбоины, которые, кстати, наиболее опасны на загородных трассах.
Летит машина, допустим, из Оренбурга в Октябрьское, скорость – километров девяносто. Впереди глубокая яма. Водитель машинально совершает манёвр на встречную полосу, чтобы не угодить в неё колесом. Хорошо, если на встречке нет автомобиля. А если есть?
Примеров похожих аварий в ГИБДД немало.
Есть и случаи зимних смертельных аварий по вине дорожников.
Два месяца назад семья из четырёх человек ехала из Сакмары в Оренбург. Их «Калина» вылетела на встречную полосу и столкнулась с «Киа». Пассажиры иномарки получили серьёзные травмы, но остались живы.
В «Калине» ещё до приезда скорой погибли глава семьи, супруга и 12-летняя дочь. Сын шести лет чудом остался жив. По словам очевидцев, на этом участке трассы был сильный гололёд, машины бросало в разные стороны, несмотря на шипованную резину.
По факту выявленных недостатков в содержании участка дороги Казань – Оренбург – Акбулак сотрудниками Госавтоинспекции привлечено к ответственности должностное лицо дорожной службы.
Дай дорогу дураку
Выезд на встречную полосу, несоблюдение дистанции, нарушение правил обгона – основные официальные причины ДТП. 10 процентов аварий в 2016 году произошло по вине не трезвых водителей, 7 процентов – из-за тех, кто лихачит без прав.
А вот чайниками, то есть теми, чей водительский стаж не превышает двух лет, совершено 8 процентов всех ДТП.
По словам Андрея Александровича, молодые автовладельцы не играют большой роли в статистике дорожных аварий. И в целом они не стали нарушать чаще, чем, скажем, 30 лет назад. Просто тогда машин и происшествий было гораздо меньше.
Если бы эти факторы учитывали участники дорожного движения, то ситуация была бы совершенно иной.
Лечение и профилактика
Анализируя статистику дорожных аварий за последние семь лет, стоит отметить, что количество аварий сокращается, но ситуация остаётся острой.
В 2010 году в Оренбуржье произошло 2901 ДТП, погибло 356 человек. В 2016-м на 600 происшествий меньше, но летальных исходов меньше только на 50.
В масштабах страны статистика пугающая: ежегодно в ДТП погибает население небольшого города, как, например, Сорочинск. Идёт постоянное совершенствование законов и правил для безопасности на дороге как на федеральном, так и на региональном уровне.
Андрей Костенков считает:
– Культуру вождения нужно воспитывать с детства. Семилетний мальчишка, глядя на то, как папа мчит на жёлтый сигнал светофора, превышает скорость, кричит в окно: «Куда прёшь!» – с большой вероятностью вырастет безалаберным водителем.
Ещё раз подчеркну, что родители должны говорить с детьми о правилах поведения на дороге, о том, как переходить улицу. Ведь среди пострадавших в ДТП и пешеходы.
Чтобы сократить число аварий, нужно иметь в порядке и дорожное полотно. Все инспекции по Оренбургской области в год выносят дорожникам более трёх тысяч предписаний об устранении недостатков. Повысить бдительность водителей помогает увеличение штрафов, фото- и видеокамеры фиксации нарушений.
Наш читатель, водитель с 43-летним стажем, орчанин Геннадий Ермолаев возмущён:
– Раньше автовладельцы уважали друг друга. Сегодня – нет. Многие меряются своей крутизной. Если, скажем, парень на дорогой иномарке, то зачастую он может себе позволить «подрезать» остальных, совершать обгон в правом ряду, пролететь на красный. А что касается современных автошкол, считаю, надо проверять не только теорию и практику вождения, но и психологическую готовность сесть за руль. Уверен, не каждый 18-летний человек созрел для управления источником повышенной опасности.
Александр Редько, преподаватель оренбургской автошколы, считает, что нельзя клеймить всю без исключения молодёжь. Да, такие ребята есть. Но их видно с первых занятий. И экзамены они сдают с седьмого раза.
Но появилась и новая «проблемная» прослойка водителей: молодые женщины, которые от учились на права лет десять назад, но за руль не садились.
Сейчас ж е возникла потребность развозить детей в школы и детские сады, а навыков нет, теория за десять лет забыта. Отсюда – непредсказуемость на дороге.
В борьбе за порядок на дорогах
В Кодексе об административных правонарушениях в этом году появится статья, согласно которой будут наказывать водителей за «опасное вождение».
Этот термин обсуждался с общественностью, инспекторами, депутатами. Именно при таком поведении нарушитель создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения автомобилей. «Опасное вождение» – это многократные перестроения, «подрезания», несоблюдение дистанции, препятствование обгону, резкое торможение.
В Правилах дорожного движения уже появился новый абзац с этим термином. Сейчас размер штрафа обсуждается с экспертами и общественностью. Планируется, что он составит не менее 5 тысяч рублей.
164 неравнодушных водителя в 2016 году заявили в Госавтоинспекцию о несоблюдении правил другими участниками дорожного движения. Они предоставили фото- и видеофакты.
В итоге виновные были привлечены к административной ответственности.
К снятому материалу заявитель должен написать обращение со своими данными.
Фото- и видеодоказательства можно принести в районный отдел полиции или позвонить по дежурным телефонам ГИБДД по Оренбургской области: 8 (3532) 79-09-28, 79-07-07.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежедневно во всём мире в результате ДТП погибает 3 тысячи человек и 100 тысяч получают травмы.
Ежегодно в авариях погибает 1 миллион человек, 20 миллионов получают травмы. Невероятно большие цифры, за каждой из которых большое горе, покалеченные судьбы или, в лучшем случае, ужасные воспоминания.
Мы не можем предотвратить все автокатастрофы. Но каждый из нас может обратить внимание на страшную статистику, серьёзно задуматься и стать более дисциплинированным водителем, более внимательным пешеходом.
Прямая речь
Александр Шмарин, депутат Оренбургского городского совета, региональный координатор проекта «Безопасные дороги» партии «Единая Россия»:
– Реализуя проект «Безопасные дороги», основной упор хотим делать на формирование ответственности у населения.
Мы проведём рейды, лекции, проверку качества ремонта дорог, посмотрим состояние общественного транспорта, развесим социальную рекламу в автобусах и троллейбусах.
Пока делаем только первые шаги в реализации проекта. Выводы о работе можно будет сделать через год.
Валентин Мустаев, заместитель начальника по учебно-производственной части Оренбургской автомобильной школы РО ДОСААФ России:
– Я бы предложил на законодательном уровне ввести нормативный акт, по которому водительское удостоверение раз в десять лет можно поменять только после сдачи экзамена.
Сейчас автолюбитель учит правила и сдаёт экзамен в ГИБДД один раз в жизни. Вряд ли кто-то периодически открывает Правила дорожного движения, чтобы повторить пройденное много лет назад.
Водители автобусов и большегрузов обязаны раз в год учиться и сдавать экзамен.
Новые права выдавались бы не как сейчас, когда предъявляешь только справку о состоянии здоровья, а с предъявлением документа о знании правил и новшеств. Законодательство в сфере транспорта постоянно меняется, знают его водители или нет, показал бы как раз этот экзамен. Кроме того, к нему бы готовились, а значит, повторяли бы правила. Пусть даже раз в десять лет.
Как добиться сокращения числа аварий на дорогах?
Евгения Акимова, менеджер по продажам, стаж вождения 10 лет:
– Ужесточить наказание за тонировку стёкол. В тёмное время суток такие водители ничего не видят! Из-за них тоже происходит часть аварий. Ещё одна опасность – те, кто не ездил всю зиму, а весной сел за руль. Они ведут себя как новички. Хочу предложить им сначала освежить навыки вождения где-нибудь за городом. И ещё я очень боюсь за детей-пешеходов, которые выскакивают на проезжую часть. Родители, пожалуйста, постоянно говорите о том, как переходить улицу! Мой четырёхлетний сын Артемий уже всё знает назубок.
Михаил Мухранов, пенсионер, стаж вождения 48 лет:
– Вернуться к системе штрафных баллов, которая была в советское время. Во вкладыше в водительском удостоверении делались отметки при каждом нарушении. Определённое количество таких отметок – и водитель лишался прав. Понятно, что автовладелец не хотел заработать лишние отметки. Это был бы хороший стимул не нарушать. Сейчас в КоАП появился термин «опасное вождение», за него предусматривается штраф в 5 тысяч рублей. Хорошая инициатива, которая должна сработать. Я часто езжу по трассе Оренбург – Казань. Полно водителей, которые не соблюдают дистанцию, «подрезают» и резко тормозят.
Виктор Герасименко, водитель пассажирского автобуса:
– Усилить контроль за пешеходами, например, рейды проводить и штрафовать нарушителей. Народ с каждым годом всё безалабернее относится к тому, как перейти проезжую часть. Выбегают на зебру, не думая, что транспорт не может остановиться мгновенно. Весной активизировалась молодёжь в наушниках. Мало того что они не слышат окружающий мир, так ещё даже не смотрят налево-направо. Просто выходят на пешеходный переход и идут. Что касается тех, кто бегает через дороги вне зебры: товарищи, уж если вы свою жизнь не бережёте, пожалейте водителей и пассажиров.
Геннадий Моргачёв, пешеход:
– Раньше водители скорость не превышали, накидывали ремни безопасности, не обгоняли в неположенных местах, в том числе и из-за боязни встретить гаишника с жезлом, который остановит и выпишет штраф. Сейчас инспекторов не видно, ну так хотя бы камер видеофиксации побольше поставьте! Они себя окупят. Особенно на нерегулируемых пешеходных переходах. Иной раз спокойно пройти невозможно, водитель или затормозит резко, или не пропустит. Ужасно ездят частные пассажирские автобусы, а вот водителей троллейбусов хочу похвалить.