Для оренбуржцев регистрация сделок с бытовой недвижимостью стала проходить быстрее

Оренбуржцы теперь могут сами увидеть в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) отметку, является ли их дом или жильё аварийным.  В области сегодня 5134 объекта обозначено в ЕГРН как аварийные, непригодные для проживания и подлежащие сносу или реконструкции, из них 4592 – помещения в многоквартирных домах (МКД).

Подробно об этом рассказал руководитель Управления Росреестра по Оренбургской области Владислав Решетов:

– Сейчас региональные и муниципальные власти обязаны направлять в Росреестр информацию о признании домов аварийными и жилых помещений непригодными для проживания. Это обеспечивает актуальность данных ЕГРН, позволяет ускорить и упростить проверку недвижимости при проведении сделок. И, что особенно важно, исключает ситуацию, когда ни покупатель, ни банк, предоставляющий ипотечный кредит, не знают, что дом аварийный. В целом регистрация сделок с бытовой недвижимостью стала проходить быстрее, речь идёт не только о квартирах, но и о частных, садовых домах, гаражах, банях, хозпостройках и участках под такие объекты. В мае прошлого года законом были сокращены сроки учётно-регистрационных процедур до пяти рабочих дней при подаче документов через офисы МФЦ, а если поданы электронные документы, то отводится максимум три рабочих дня. Наконец-то определены на законодательном уровне и сроки кадастровых работ для бытовой недвижимости. Раньше они ограничивались договором с кадастровым инженером, сейчас на работу даётся только три дня, не считая обязательного согласования местоположения границ участка.

– Владислав Евгеньевич, МФЦ и Росреестр перешли на безбумажный документооборот. Заметили этот переход оренбуржцы?

– Для заявителей ничего не изменилось. Документы на учётно-регистрационные действия так же сдаются ими в МФЦ. С июня изменился порядок направления документов между МФЦ и Росреестром. Из МФЦ в управление больше не пересылаются бумаги, а по защищённым каналам связи направляются электронные документы. За счёт этого во многом и сократились сроки оказания ведомственных услуг. Раньше с учётом доставки бумажных документов требовалось 10 – 12 рабочих дней. Электронная подача документов от органов власти и органов местного самоуправления к концу года достигла практически 100 процентов.

– Почти полгода назад в России ограничили возможность оформлять в собственность микродоли в квартирах и домах. Поясните, в чём суть новых правил?

– Чтобы оградить граждан от чёрных риелторов, закон запретил проводить любые сделки по приобретению и отчуждению долей жилого помещения, если доля исходя из общего количества собственников составляет менее 6 квадратных метров. Регистраторы выдают письменные отказы на такие сделки. Законодатели десять лет спорили, какая минимальная площадь может быть у микродоли и есть ли смысл вводить градации по региональному признаку. С одной стороны, в жизни нередко возникают ситуации, когда собственники хотят закрепить своё право на любую часть площади жилья. С другой – чёрные риелторы специально выкупают маленькие доли, чтобы подселить «профессиональных соседей», способных буквально выжить из квартиры добросовестных владельцев. Пострадавшие вынуждены съезжать и продавать свои доли по очень низкой цене. А подселенцы, пользуясь первоочередным правом на покупку остальных долей, приобретают всю квартиру или дом в несколько раз дешевле рыночной стоимости. Это мошенничество и вымогательство денег, после которого люди теряют не просто квадратные метры, а порой крышу над головой. В практике есть случаи, когда долевые собственники назло остальным нарочно продавали свои микродоли чёрным риелторам или асоциальным гражданам.

– Какие ещё нормы появились в минувшем году?

– В частности, закреплено право на долю в общем имуществе многоквартирного дома (МКД) за собственниками всех помещений, жилых и нежилых, а также машино-мест, расположенных в доме. Кроме того, теперь как жилое, так и нежилое помещение в МКД могут изъять у его собственника по решению суда, если будет установлено, что владелец содержит свою недвижимость бесхозяйственно, нарушает права соседей, использует помещение не по назначению. Раньше изъятие предусматривалось только для правообладателей квартир. Стоит обратить внимание ещё на один момент: собственник здания или сооружения, расположенного на чужом участке, имеет право пользоваться территорией в том объёме, который необходим ему для доступа к своей недвижимости. Законодательством установлено, что после случайной гибели такого здания или сооружения за собственником сохраняется право пользования участком в течение пяти лет. Если за это время он не приступит к восстановлению недвижимости, право на участок прекращается.

Справка «О»

За 11 месяцев 2022 года Управление Росреестра по Оренбургской области провело около 600 тысяч учётнорегистрационных действий в отношении недвижимости, в том числе почти 463 тысячи – по госрегистрации прав. Больше половины оренбуржцев, регистрирующих недвижимость, подают документы в электронном виде.

Факт

Доля ипотечных сделок в электронном виде за год выросла с 53 до 65 процентов, доля электронной регистрации договоров долевого участия – с 32 до 62 процентов.

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top