Что читают современные дети и читают ли они вообще.
Учителя литературы отмечают снижение интереса школьников к классическим произведениям, библиотеки самыми разными способами завлекают посетителей, детские логопеды говорят о всё большем числе детей с плохо развитой речью.
Ребёнок, увлечённый чтением, – явление сейчас всё более редкое. Болезнь это или тенденция времени?
Залипшие в Сетях
Дочерей в семье Борисовых из Кувандыка воспитывали одинаково, в традициях любви к художественной литературе. Однако старшая, 17-летняя, стала настоящим книголюбом, а вот младшая, второклассница, читает не книги, а свой смартфон. Родителям так и говорит: читать мне скучно, а в Интернете переписка с друзьями, съёмки и выкладывание в Сеть видеороликов – вот это жизнь! Можно было бы предположить, что в этой семье просто разные дети.
На недавно прошедшем в области международном фестивале детской литературы писатели, педагоги, психологи, работники учреждений культуры из нескольких регионов России и Казахстана вели разговор о «залипании» детей в гаджетах. Жительница Оренбурга Надежда Кузнецова, пишущая для детей, поделилась мыслями:
– Мультфильмы, компьютерные игры – это готовая информация, которая не развивает мозг. Фантазия, воображение, творческое мышление появляются, когда ребёнок читает качественную литературу, представляет героев, их действия, домысливает сюжет – кто с этим поспорит?
Сейчас книги становятся всё менее интересными юному поколению. Но можем ли мы в этом винить детей? Нет! Просто, считаю, хорошо бы обогатить домашние и библиотечные стеллажи современной литературой наряду с классикой.
Классические произведения, особенно школьные, зачастую сложны для восприятия, должны прийти к подготовленному читателю.
Интересен опыт Татарстана. В регионе есть программа поддержки детской литературы. Популяризируются молодые поэты и прозаики: с ними проходят встречи в библиотеках, их книги бесплатно раздаются по детским садам.
На фестивале вспомнили, что в советское время детская литература поддерживалась на государственном уровне, существовало детское издательство. Сегодня издатели зачастую гонятся за заработком, не уделяя должного внимания содержанию.
Слепите сказку
Детские логопеды говорят о том, что у дошколят страдает не только звукопроизношение, но и умение говорить. И с каждым годом всё больше. Родители если и читают сказки, то потом не обсуждают их, не проигрывают, не спрашивают ребёнка, понял ли он смысл. Почему герой поступил так или иначе? А хотел бы ты быть таким же, как главный персонаж? Всё это плохо сказывается на речи.
Елена Тумина, заместитель директора школы № 88 Оренбурга, учитель начальных классов с 20-летним стажем, наблюдает, что с каждым годом уровень речевого развития детей снижается.
Примерно треть сегодняшних ребятишек, пришедших в первый класс, имеют различные нарушения речи, всё меньший словарный запас. Следовательно, и старт школьной жизни получается слабым. Елена Михайловна отмечает, что из года в год снижается интерес к прозе и поэзии, дети уходят от книги в мир гаджетов.
На уроках учителя стараются завлекательно преподносить произведения, подают биографию автора как можно интереснее. Но педагогам сегодня просто необходимо участие родителей, чтобы те могли поддержать желание читать, прививаемое педагогами.
– В идеале – с дошколятами и младшими школьниками произведение нужно прочитать, нарисовать героя или вылепить из пластилина, посмотреть спектакль или мультфильм по этому произведению, – говорит Елена Тумина. – Такое тройное восприятие сказки оставит свой след.
Библиотека идёт в люди
Не согласна с тем, что современные дети не любят читать, заведующий отделом областной полиэтнической детской библиотеки Наталья Козлова. Она считает, что ребятня как читала, так и читает, вот только раньше дети брались за сложные произведения, сейчас предпочитают лёгкие.
– Есть и такие подростки, которые спрашивают, когда у нас поступление книг, и приходят именно в этот день, – говорит Наталья Николаевна. – К тому же сегодня библиотеки сами идут к детям. Устраивают детские уголки с игрушками, проводят «громкие чтения» в залах и на открытых площадках в парках, выезжают в летние лагеря, детские больницы, школы.
Родителям советую не навязывать книги для свободного чтения. Возможно, вы в 10 лет освоили «Дети капитана Гранта», а ваш сын и «Маугли» с картинками читает с трудом. Это нормально. Если «плаваете» в теме детской литературы, найдите ребёнку своего библиотекаря, они подружатся.
* * *
Большую роль в привитии вкуса к книгам играют домашние. Читающие родители, стеллажи с богатой литературой, посещение библиотек сослужат добрую службу. Заинтересованный в своём деле учитель литературы – не меньше.
Эксперты в области детского чтения едины в одном: если раньше подросток сам ходил в библиотеку и выбирал книги на свой вкус, современного ребёнка к этому нужно подтолкнуть. Но не назидая: «Прочитаешь 40 страниц, тогда пойдёшь гулять!» – а так, чтобы ребёнок этого толчка и не заметил.
Галина Сафонова, исполняющий обязанности министра образования области:
– Для повышения читательской культуры школьников в августе 2018 года министерством запущен методический проект «Время читать». Были организованы клубы семейного чтения, школьные читательские конференции, конкурсы «Самая читающая семья», «Самый читающий класс».
К сожалению, такая активность не во всех муниципалитетах. Итоговое собеседование в 9-х классах выявило бедность речи и неточность произношения. Даже самое простое задание – чтение вслух – показало, что школьники допускают искажение в произнесении имён собственных, в терминах, научной и публицистической лексике.
Сложным оказался пересказ с включением дополнительной информации. Трудным остаётся задание, связанное с созданием монолога. Результаты итогового сочинения, проведённого 5 декабря 2018 года, показали, что и выпускники 11-х классов допускают грубые логические нарушения.
Основная причина полученных незачётов – неглубокое знание текстов литературных произведений, использование общих фраз, неосмысленное пересказывание текста, орфографические ошибки.
Все эти примеры доказывают, что работа по повышению читательской культуры школьников требует активного внимания.
Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, заслуженный деятель науки РФ, профессор:
– Прогнозы учёных о будущем чтения не оптимистичны – они предрекают серьёзный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и основной массой населения земного шара.
Если у детей не выработать алгоритм для чтения сложной литературы, то они будут только думать, на какую кнопку нажать, чтобы гамбургер привезли. Если мы ляжем на диван и полгода не будем вставать, то потом не сможем двигаться. То же и с головой. Доказано: мозг образует новые нейронные связи до конца жизни, а не только в детстве.
Мозг и взрослого и ребёнка должен тяжело работать. Тяжело – ключевое слово. Пусть книги будут трудными, а фильмы непонятными. Вот тогда мозг работает.
Российский актёр театра и кино Дмитрий Певцов снял видеоролик, который набрал тысячи просмотров в Интернете. С сыном-школьником актёр призывает родителей отказаться от покупки смартфонов детям, а имеющиеся заменить на кнопочные телефоны. «Дети только и делают, что снимают видео и выкладывают его в Интернет, это становится чумой. Нужно отучать детей от этих игрушек и сажать за книги», – говорится в записи.