В едином округе

Новый закон в сфере МСУ должен устранить путаницу с распределением полномочий между региональной и муниципальной властью.

Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». О том, какие перемены произойдут на уровне муниципалитетов, в интервью нашей газете рассказал сенатор от Оренбургской области, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко.

– Андрей Анатольевич, объясните, пожалуйста, в чём суть одноуровневой системы органов местного самоуправления, которую предлагает законопроект?

– Законопроект предусматривает переход полностью к одноуровневой организации местного самоуправления. Из существующих сегодня восьми видов муниципалитетов предлагается сохранить три вида одноуровневых муниципальных образований. Это городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория города федерального значения. Третий вид относится только к Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю.

В других же регионах, в том числе в Оренбургской области, будет возможно существование только городских или муниципальных округов. При этом критерии, которым должен соответствовать городской округ, останутся такими же, как в действующем Федеральном законе о местном самоуправлении. Говоря кратко, это достаточная степень урбанизации, развитости городского хозяйства и высокая плотность населения (относительно средней по стране).

Муниципальные образования, не соответствующие этим критериям, будут являться муниципальными округами. То есть предполагается, что районы с преимущественно сельским населением станут муниципальными округами.

Предлагаемые в законопроекте нормы, на мой взгляд, позволят учесть в ходе реформы интересы населения во всех регионах страны исходя из местной специфики. Что касается структуры органов МСУ, то она останется такой же, как и в действующем Федеральном законе о местном самоуправлении.

Представительный орган муниципалитета будет формироваться только путём муниципальных выборов депутатов. Согласно проекту, глава является высшим должностным лицом муниципального образования и может либо исполнять полномочия председателя представительного органа, либо возглавлять местную администрацию. Это зависит от способа его избрания. Сохраняется подотчётность и подконтрольность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования.

Важное новшество: предлагается установить, что глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает и государственную должность субъекта Российской Федерации, и муниципальную должность. Это значимый шаг в рамках логики развития единой системы публичной власти. Считаю, что предлагаемые нормы будут способствовать функционированию органов местного самоуправления на качественно более высоком уровне.

– Планируется, что в стране число муниципальных образований сократится не менее чем в два раза. Что вы можете сказать об этом?

– Действительно, общее количество муниципалитетов в стране может существенно уменьшиться за счёт прекращения статуса муниципальных образований сельских и городских поселений. Ничего плохого в этом нет. Все мы знаем, что часто на поселенческом уровне крайне мало ресурсов для выполнения своих полномочий, из-за чего достаточно сложно, а порой и невозможно эффективно решать задачи в интересах граждан, проживающих в небольших населённых пунктах.

Новая модель подразумевает переход от муниципальных районов с городскими и сельскими поселениями в их составе к городским и муниципальным округам. Цель – повышение эффективности местного самоуправления, в том числе за счёт консолидации финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов.

Законопроект предусматривает положение, согласно которому территории муниципальных образований будут определяться с учётом исторических и иных местных традиций. Считаю это очень важным.

Основная часть новых норм вступит в силу с 1 января 2023 года. При этом до 1 января 2028 года предлагается установить пятилетний переходный период, в течение которого будет осуществлён переход к одноуровневой организации местного самоуправления. Таким образом, принятие нового закона не повлечёт необходимости срочных преобразований. Реформа территорий может быть осуществлена на местах в спокойном, планомерном режиме с учётом сроков полномочий и смены составов действующих местных органов.

– Как руководители городских и муниципальных округов будут решать вопросы местного значения: газификация, общественный транспорт, состояние дорог, водоснабжение, освещение? Кто и за что будет отвечать?

– В законопроекте предложена новая конструкция, которая включает только конкретные полномочия органов местного самоуправления. Прописываются два перечня полномочий.

Первый – общий для муниципальных образований всех трёх видов перечень полномочий органов МСУ по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Он состоит из 27 пунктов. Это полномочия преимущественно местного (локального) характера, не требующие, как правило, привлечения значительных финансовых ресурсов. Также в эту группу входят так называемые неотчуждаемые полномочия. Среди них принятие устава и внесение в него изменений, издание муниципальных правовых актов, составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, контроль за его исполнением, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, местные налоги и сборы.

Во втором перечне ресурсоёмкие полномочия, которые, как правило, связаны с реализацией на территории муниципального образования государственной политики в определённой сфере. Этот перечень содержит 28 пунктов. Сюда относится в том числе организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Отмечу, что сегодня это полномочие является, пожалуй, одним из самых ресурсозатратных для муниципалитетов.

Также во втором перечне дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация транспортного обслуживания населения, разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Законопроектом предлагается установить, что если полномочия данной группы не отнесены законом субъекта Федерации к полномочиям органов местного самоуправления, то они исполняются органами государственной власти субъекта Федерации. Например, город Оренбург может быть наделён подобными полномочиями, если об этом будет принят закон Оренбургской области. Если же такой закон область не примет, то все эти ресурсозатратные полномочия на территории города будут исполнять областные органы власти и финансироваться из областного, а не городского бюджета.

– Жители обращаются за помощью к депутатам сельских поселений, как изменится после реформы система выборов местных депутатов?

– Представительный орган муниципального образования будет формироваться только путём муниципальных выборов депутатов. То есть все местные депутаты будут избираться непосредственно населением.

В настоящее время применяется также другой способ формирования представительного органа муниципального района: из глав поселений, входящих в состав муниципального района, или из депутатов, делегированных представительными органами указанных поселений. Он актуален только для двухуровневой системы МСУ и утрачивает смысл при одноуровневой.

Аналогично действующему закону законопроектом предлагается установить, что при числе депутатов менее 15 выборы проводятся по одномандатным или многомандатным округам, а при большем числе избирательная система определяется уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации.

Если предусмотрено распределение части депутатских мандатов между списками от политических партий, то таким образом должно распределяться не менее 10 мандатов. По своим избирательным округам люди будут точно знать, какой избранный депутат представляет их интересы, и по-прежнему смогут обращаться к нему со своими вопросами и проблемами.

– Как и на какой срок полномочий будут выбирать глав муниципальных образований?

– Законопроектом предлагается установить единый срок полномочий для депутатов, главы муниципального образования и иных лиц, замещающих муниципальные должности, – 5 лет.

Предусматривается три возможных способа избрания главы: на муниципальных выборах, представительным органом из своего состава или представительным органом из числа кандидатов, которые представил глава субъекта Российской Федерации. Первые два способа избрания применяются и сейчас, а последний является нововведением проекта. Он направлен прежде всего на создание условий для эффективного взаимодействия между региональным и муниципальным уровнями публичной власти.

Глава муниципального образования, избранный на выборах либо представительным органом из своего состава, может либо исполнять полномочия председателя представительного органа, либо возглавлять местную администрацию. А вот если глава муниципального образования избран из числа кандидатов, представленных главой субъекта Федерации, то он может только возглавлять местную администрацию.

– Не станут ли для жителей маленьких сёл и посёлков «размытыми» представления об ответственности власти за качество жизни на их территории?

– Важно, чтобы муниципальная власть продолжала оставаться самым близким к населению уровнем публичной власти. С этой целью проектом предусматривается, что в структуру местной администрации городского округа, муниципального округа, как правило, входят территориальные органы местной администрации. То есть там, где раньше был сельсовет, будет, например, отдел администрации муниципального округа – со всеми необходимыми полномочиями.

На мой взгляд, нужно подумать над тем, чтобы создание территориальных органов местной администрации было обязательным – и прямо прописать это в законе. Именно так мы сможем гарантировать гражданам, что местное самоуправление от них не отдалится.

Одноуровневая организация местного самоуправления не повлечёт за собой ликвидации социальных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов), их доступность для граждан сохранится, а в перспективе – с учётом новых организационных и планировочных решений местных и региональных властей, застройщиков – может улучшиться.

Сегодня в системе МСУ 8 видов муниципальных образований: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, внутригородская территория города федерального значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Scroll to top