О наличии программы льготного автокредитования слышали более 80 процентов россиян, а воспользоваться ей при покупке нового автомобиля готов каждый второй.
Около 40 процентов ожидают возобновления ее условий и хотели бы купить по ней машину с двигателем внутреннего сгорания, а 54 процента выступают за расширение списка доступных брендов. Таковы результаты совместного опроса*, проведенного ВТБ и «Открытие Авто».
81 процент опрошенных осведомлены о госпрограмме льготного автокредитования: 35 процентов знают о возможности взять льготный кредит на покупку автомобиля и в курсе условий, еще 46 процентов слышали о программе в целом. Ничего не слышали о возможности льготного автокредитования лишь 19 процентов опрошенных. Более информированными оказались автовладельцы с Дальнего Востока (43%), Северного Кавказа (40%), а также Москвы и Московской области (40%). У каждого пятого респондента (20%) уже был опыт автокредитования в рамках господдержки. Чаще других льготные займы привлекали москвичи и жители Дальнего Востока (по 20%), реже других – на Урале и в Сибири (по 10%).
В ходе опроса выяснилось, что 38 процентов респондентов ожидают возобновления госпрограммы. Больше всего этого хотели бы россияне возраста 26-40 лет (46%). Интересно, что женщины ждут перезапуска целевой программы чуть больше, чем мужчины (41% против 36%). Не ожидают ее перезапуска 22 процента респондентов, а 40 процентов затруднились с ответом.
Воспользоваться льготным автокредитом в случае продления программы готовы 47 процентов опрошенных, тогда как двумя годами ранее сделать это планировали только 12 процентов будущих автовладельцев (опрос июля 2021 года). Лишь 15 процентов не планируют пользоваться льготными автокредитами, а остальные затруднились с ответом.
Интересно, что 54 процента предпочли бы купить машину с классическим двигателем внутреннего сгорания. Лишь 13 процентов сказали, что выберут электрокар. Треть респондентов пока не определились с выбором типа автомобиля.
Отвечая на открытый вопрос о желательных изменениях (можно было дать три варианта ответа), 54 процента респондентов предложили увеличить список доступных к покупке автобрендов. 39 процентов хотели бы расширить категорию участников программы, а треть (33%) рассчитывают на субсидирование ставки по автокредиту по аналогии с господдержкой ипотеки. 19 процентов предлагают стимулировать покупку электрокаров за счет большей скидки, 15 – увеличить порог стоимости транспорта для участия в программе. Только 11 процентов опрошенных действующие условия полностью устраивают.
– Льготное кредитование стало определяющим фактором, вернувшим авторынок на траекторию роста и в первую волну пандемии, и после ухода западных брендов. Сегодня программа распространяется только на отдельные категории клиентов, что отражается на ее результате в общем объеме продаж. Многие автовладельцы ждут возвращения льготных кредитов, так как на фоне роста цен приобретение машин становится менее доступным, в первую очередь, для социальных категорий населения, – прокомментировал ситуацию начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников.
– Последний год программа льготного автокредитования продолжает оставаться одним из основных драйверов как рынка автокредитования, так и сегмента автобизнеса в целом. Господдержка в условиях растущих цен позволяет сделать автомобиль для россиян доступнее и стимулирует покупательский спрос. И рынок ждет ее продления. А с учетом того, что «китайцы» сейчас активно заходят на рынок, считаем, что в рамках господдержки нужны большие привилегии для отечественных производителей и расширение списка доступных к покупке национальных марок авто, – отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
*Опрос проведен в июне 2023 года среди 1500 мужчин и женщин в возрасте 18-65 лет, по репрезентативной выборке во всех макрорегионах России.
«Открытие Авто» – блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка автокредитования. Среди клиентов банка – ведущие российские автодилеры, а также пул автопроизводителей, выпускающих более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Партнерская сеть составляет порядка 4 тысяч автосалонов по всей России.