Они написали жалобы в городскую избирательную комиссию, которые сейчас находятся в стадии проверки. Эти заявления касаются округов №13 и 25.
– Разбираемся с привлечением полиции, проведением дознания и иных форм проверок. По 25 округу якобы был подкуп избирателей. По 13 округу – жалоба на неправильное поведение участковой избирательной комиссии по процедуре подсчёта голосов, работе с бюллетенями и составлению итогового протокола по результатам голосования. Там указывается, что участковая избирательная комиссия удалилась для подсчёта голосов по бюллетеням в другую комнату. Я вообще не допускаю, что такое могло быть, – говорит председатель орского избиркома Владимир Головырских.
Главной особенностью этих выборов стала не только чрезвычайно низкая явка избирателей, но и значительно сократившееся число людей, желающих быть избранными в Совет депутатов. Если на выборах 2010, 2015 годов число подающих документы кандидатов уходило далеко за сотню – их было 130-140 человек. То в этом году желали стать депутатами всего 97 человек, из них прошли процедуру регистрации и дошли до голосования 82. Изменился и качественный состав претендентов на роль народных избранников: среди них было много безработных, совсем молодых людей, либо людей в возрасте, но не имеющих сколь-нибудь серьёзной трудовой биографии.
Может, поэтому народ неохотно шёл голосовать. Однако при средней явке 12,21 процента по городу, на некоторых участках наблюдались очень высокие показатели, что вызывает удивление. Например, в посёлках Гудрон, Ора, Новая Биофабрика проголосовали 54, 66 и даже 85 процентов избирателей.
– «Досрочка» там была, но она не зашкаливала. По нашим наблюдениям, сёла всегда голосуют активнее, – отметил Владимир Данилович. – Но всё равно эти факты надо проверять, заниматься, смотреть, что на самом деле произошло. Действительно ли была такая бурная активность участковой избирательной комиссии, которая позволила максимально привлечь избирателей к голосованию. Высокая явка в посёлке Новая Биофабрика связана с тем, что там есть избирательный участок в Доме-интернате для престарелых и инвалидов, он работал в усечённом виде, несмотря на то что учреждение закрыто на карантин по требованию «Роспотребнадзора» с 24 апреля. Допуска туда нет, но мы вышли из положения благодаря тому, что четыре члена участковой избирательной комиссии – работники Дома престарелых. В общей сложности там проживают около 160 избирателей. Это голосование проводилось непосредственно внутри учреждения, поэтому, естественно, что проголосовали почти все. Под сомнение там результаты ставить сложно. Мы предлагали желающим из числа кандидатов, которые хотели бы находиться на этом избирательном участке, быть экипированными в средства индивидуальной защиты – халат, маску, перчатки, респиратор, бахилы – и иметь справку, что они здоровы и обязательство, что они предупреждены об ответственности. Но желающих не нашлось.
Всего на муниципальных выборах в Орске в этом году проголосовали 21899 человек. Из них 2564 избирателя сделали это на дому. Голосование на дому было возможным только в день выборов 13 сентября. Досрочно проголосовали 2432 орчанина, у них на это было десять дней.