Сбор поливных арбузов в Оренбуржье набирает обороты, к началу этой недели убрано больше 300 гектаров, средняя урожайность составила 20,6 центнера с гектара.
Собирают только товарный арбуз – весом от 4 килограммов. По мере созревания урожайность будет увеличиваться. На богаре, где растет суходол, маленькие зелёные ягоды пока набирают силу и прячутся в тени под листьями.
Майские возвратные холода задержали высадку рассады поливных арбузов и сев на богаре. Поливному пришлось посидеть в прохладной земле и испытать стресс. Урожайность пока ниже, чем в прошлом году. Но в единичных случаях собирают поливной и по полсотни центнеров с гектара. Это там, где участки расположены выше по ландшафту, и земля соответственно прогрелась больше.
– Определить точно до гектара площади бахчевых сложно, потому что отчитываются юрлица, индивидуальные предприниматели и КФХ, а личные подсобные хозяйства и самозанятые не должны предоставлять отчёт о посевах. Объезжаем поля и собираем оперативную информацию, – говорит заместитель главы Соль-Илецкого городского округа по сельскому хозяйству Владимир Вахнин.
Спрос на арбузы есть, а если и остаётся в полях часть урожая, то это нетоварный арбуз. Или осенью уже цену дают ниже себестоимости. Сейчас бахчеводы продают с поля оптом по цене от 11 до 16 рублей за килограмм. У поливного себестоимость 8-10 рублей, у суходола – от 6 рублей. Оплата труда работников, которых надо ещё днем с огнём найти, за день одинаковая.
Каждый год число бахчеводов меняется, кто-то переходит на овощные культуры и картофель, кто-то просто уходит из полеводства.
Глава КФХ Александр Светлищев родом из Соль-Илецкого округа. С детства помогал родителям на бахчах. Дело ему нравится.
– Арбузы выращиваю на 100 гектарах. Пятый год работаю только по договорам с крупными торговыми сетями. Сейчас решил зарегистрировать свой собственный товарный знак, разрабатываем логотип и подбираем варианты названия. Вся процедура, от услуг дизайнеров до регистрации, может обойтись примерно в 100 тысяч рублей. Важно, чтобы не было совпадений с другим брендами ни по изображению, ни по наименованию, – говорит бахчевод.
Под экзотику на полях КФХ отведено десять гектаров: арбузы без семечек, красные и жёлтые, оранжевые с семечками, но зато с ананасовыми нотками. Это более дорогостоящая продукция, и её тоже заказывают торговые сети.
– А вот с синей мякотью арбузов нет! Это всё фейк, как сегодня принято говорить, а люди верят и просят настойчиво синие арбузы, – предупреждает фермер и добавляет, что каким бы ни было разнообразие гибридов и сортов, на засолку, варенье и цукаты подойдет только традиционный суходольный «холодок» с розовой мякотью.
Сэкономить на семенах особо не получается, ведь у одних гибридов семена сохраняют наследственные признаки по форме и цвету и передают их несколько лет подряд, хотя будет теряться урожайность. У других – нет. Например, если взять семена арбуза «каристан», то на второй год плоды будут разной формы, круглой и вытянутой. С точки зрения покупателя непринципиально в какой форме есть сладкий продукт.
Затраты полеводов растут каждый год. Бахчевые тоже требуют подкормки и защиты. Два года назад, когда летом стояла долгая жара, арбузы от солнечного удара белели и покрывались волдырями. Внутри ягода оставалась красной и сладкой, но так как товарный вид терялся, их оптовики уже не брали даже за копейки. В благотворительных целях арбуз с белыми пятнами тоже не пристроишь. Ведь самим бахчеводам сбор неликвидной продукции обошёлся бы в те же деньги, что и сбор товарных, образцово показательных арбузов. Рабочим всё равно, поднимать на загрузке машин 10 килограммов с волдырями или 10 килограммов без волдырей.
– Общая площадь бахчевых культур в регионе на этот год составляет 30 тысяч гектаров, основная часть – 27 тысяч – приходится на Соль-Илецкий городской округ. Орошаемые участки бахчей – 3,8 тысячи гектаров. Валовый сбор ожидается на уровне прошлого года, так как посевные площади сохранились, – рассказала главный специалист отдела растениеводства областного Минсельхоза Татьяна Сорока.
В Астрахани и Волгограде пик сбора поливного арбуза проходит, цены оптовые там примерно такие же. В волжских степях суходолом занимаются меньше, поэтому ближе к осени у соль-илецких бахчеводов и их продукции с долгим сроком хранения должно быть больше преимуществ на рынке.
– Пять лет торгую. Спрос такой же большой, берут и по 10 арбузов, цена меняется каждый день. Желтый арбуз сначала стоил 100 рублей за кило, сейчас отдаем по 60. Когда привозили первые партии казахстанских арбузов, обычный красный продавали по 40 рублей за килограмм. Огонёк уходил дороже – по 50-60 рублей. Как только появились соль-илецкие, цена заметно снизилась, и под конец августа продолжит падать. Ждём суходол.
На нашем сезонном рынке среди продавцов острая конкуренция, количество торговых точек выросло. Скопление машин возле тех, кто ближе к дороге, загораживает проезд к остальным продавцам.
К нам, на левую сторону, покупатели теперь не всегда могут подъехать. Это у нас проблема, возмущаемся, конечно, но как решить вопрос непонятно. Надо расширять заезд, – делится продавец Айгерим Давлетбаева.
Фото Дениса Матюхина