В ближайшем будущем Оренбург может стать центром детской функциональной нейрохирургии в Приволжском федеральном округе. По крайней мере, такие амбициозные цели ставит перед собой Алексей Поснов, главный внештатный детский нейрохирург Министерства здравоохранения Оренбургской области. Он стоял у истоков основания детской нейрохирургии в Оренбуржье и не понаслышке знает, как обстоят дела в отрасли сегодня и чего при определённых усилиях можно добиться завтра.
За последние десять лет в регионе сделан огромный скачок в развитии детской нейрохирургии. Сегодня детей с тяжелейшими нейропатологиями научились спасать именно наши, местные врачи. Они освоили технику уникальных операций, о которых ещё вчера невозможно было даже подумать. И если раньше практически каждого планового или экстренного маленького пациента приходилось транспортировать в федеральный центр, то теперь такие детки получают квалифицированную помощь на месте.
Начиналось развитие детской нейрохирургии в Оренбурге с двух коек на базе травматологического отделения ЦДХ. Сейчас в областной детской клинической больнице развернулось целое отделение нейрохирургии на 20 коек. Благодаря губернатору Денису Паслеру и министру здравоохранения Татьяне Савиновой отделение оснастили таким оборудованием, которого нет на сегодняшний день ни в Казани, ни в Уфе, ни в Самаре. По наличию новых технологий и квалифицированных специалистов Оренбург приблизился к уровню федеральных медицинских центров Москвы и Тюмени.
– Сегодня наши операционные оснащены современным, высокоточным оборудованием, к чему мы давно стремились, – говорит Алексей Поснов, заместитель главного врача по медицинской части областной детской больницы.
Алексей Поснов пришёл в детскую нейрохирургию, как, впрочем, и в медицину, можно сказать, с закрытыми глазами. Родители были военными, поэтому он плохо представлял суть профессии медицинского работника.
– Зато у родителей были друзья-врачи. Когда они приходили в гости я, будучи ребёнком, с большим интересом смотрел на них и с замиранием сердца слушал их истории. Тогда и решил: буду врачом, детским хирургом. Однако, поступив в медицинский вуз, на первых курсах заскучал и даже подумывал бросить учёбу, стали проскальзывать плохие оценки. Лишь когда началась практика, вошёл во вкус и понял, что выбор всё же был сделан верный, а сессии после третьего курса всё чаще стал сдавать на «отлично», – рассказывает о себе главный областной нейрохирург.
Как и мечтал, учился на кафедре педиатрии, будучи студентом уже дежурил в ЦДХ в отделении травматологии, ассистировал на операциях. Таким образом получал практические навыки. По признанию Поснова, ему всегда везло на старших товарищей. Коллеги относились к начинающему и любопытному доктору доброжелательно, охотно делились тонкостями работы. И всё время говорили, что непременно ждут к себе на работу после ординатуры.
Когда на шестом курсе встал вопрос выбора специальности, решение нашлось неожиданно.
– Главный врач пятой городской больницы Геннадий Медведев посоветовал выбрать детскую нейрохирургию, обучиться и привезти опыт в Оренбург, – вспоминает Поснов. – Это и была моя путёвка в медицинскую жизнь.
Ординатуру проходил в Уфе под руководством Айрата Тимершина, заведующего отделением нейрохирургии Республиканской детской клинической больницы.
– Первым делом он спросил, хочу ли я стать практикующим нейрохирургом или думаю в дальнейшем связать жизнь с наукой. Уверенно ответил, что планирую практиковать. И мы стали работать, – рассказывает детский нейрохирург.
Два года ординатуры пролетели как один день. Операционные, реанимация, ведение пациентов, плановые приёмы и, как признание роста, практика в отделении экстренной помощи. То есть прошёл все стадии работы с детьми в данном направлении.
После ординатуры Поснову предлагали остаться в Уфе, но доктор ответил твёрдым отказом. Говорит, что в глубине души стало обидно за свой регион. Почему в Башкирии есть, а у нас нет? Хотелось непременно развить данное направление в Оренбурге. И не хуже, а, возможно, даже лучше, чем у соседей. Так, вернувшись домой, с 2014 года стал с нуля создавать детскую нейрохирургическую службу на базе ЦДХ. Поснов стал на тот момент первым и пока единственным специалистом этого одного из сложнейших направлений педиатрии.
– Становление было трудным. Все нейрохирургические операции делал деткам в одном лице. Вместе с медицинскими сёстрами учились выхаживать малышей в послеоперационном периоде. Хорошо, что появилась эндоскопическая стойка, которая облегчила труд. Санавиация, полёты, разъезды по области, было даже такое, что самому приходилось вести машину скорой помощи. Оперировал детей по всей области, ночью, скажем, в Бузулуке, а утром уже в своей больнице. Каждый день пребывал в колоссальном стрессе. Домой не мог попасть по пять дней в неделею. Хорошо, что супруга Елена, сыновья Семён и Глеб, родители относились к этому с пониманием и обеспечивали мне надёжный тыл.
Всё время приходилось быть на связи с Тимершиным. Коллега из Башкирской республиканской больницы не отказывался консультировать его по особо сложным вопросам. До 2014 года в Оренбурге маленьких пациентов с нейропаталогиями, если не отправляли в федеральные центры, оперировали взрослые нейрохирурги. Статистика тех лет говорит, что у нас проводилось по 15 – 20 операций в год. В первый год работы Поснов провёл 115 операций. В первые пять лет вообще не был в отпуске.
– Одну операцию не забуду никогда. В ЦДХ поступил мальчик 8 – 10 лет с абсцессом головного мозга, к которому привёл не пролеченный банальный гайморит, – вспоминает нейрохирург. – Гной из гайморовой пазухи прорвался в голову. В десять вечера мы с коллегами разных направлений зашли в операционную и вышли из неё только в шесть утра. Восемь часов колоссального напряжения. Это была очень трудоёмкая операция. Но главное – тогда удалось спасти ребёнка. Ради спасения жизней маленьких пациентов можно выдерживать и такие нагрузки.
В подобном режиме первому детскому нейрохирургу пришлось работать примерно пять лет. Приходило осознание, что всё же один в поле не воин и нужна команда. Первыми на помощь Поснову пришли нейрохирург Дмитрий Казюлин, потом Сергей Мишучков. Сегодня после прохождения столичной ординатуры в команду влились ещё два специалиста. Таким образом, сегодня отделение детской нейрохирургии полностью укомплектовано квалифицированными докторами.
Поснов говорит, что молодые специалисты сегодня охотно едут в Оренбург, потому что здесь созданы уникальные условия для работы.
В «умных» операционных хирурги имеют возможность применять новые технологии, в частности, навигационную стойку «Мультитрек». Её особенность в том, что врачи во время операции могут прослеживать в полости черепа пациента движение хирургических инструментов, невидимых для глаз хирургов. Навигация даёт возможность заблаговременно синхронизировать результаты КТ головного мозга и помогает с точностью до миллиметра сопоставлять анатомические ориентиры.
Сегодня оренбургские нейрохирурги проводят примерно 160 операций в год. Научились оперировать сложнейшие опухоли головного мозга, сколиозы и другие не менее опасные патологии. В перинатальных центрах спасают недоношенных деток весом всего 500 граммов.
В прошлом году в федеральные центры было направлено только пять детей с крайне высокими рисками.
Фото Валерия Гунькова