Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина написала большую статью для портала «Газета.ru», в которой высказалась о «детских версиях» иностранных медиасервисов.
По ее мнению, из-за недостаточной модерации сайты могут показывать детям контент, не предназначенный, а порой и опасный для них. Мизулина высказала подозрение, что этот недосмотр может быть намеренным. Так сервисы удерживают внимание детской аудитории и зарабатывает на этом.
– К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации, – написала Мизулина.
В качестве аргумента она приводит расследование американских прокуроров на тему, как TikTok использует различные технологии для удержания внимания детей и подростков. Также она упомянула судебный иск к компаниям Meta (признана в РФ экстремистской организацией) и Snap в связи с добровольным уходом из жизни ребенка, зависимого от их сервисов.
От этих фактов Мизулина перешла к мысли, что подобная ситуация может быть небезопасной, так как всегда возможен показ неприемлемого контента под видом детского. Например, зарегистрированы случаи, когда сервис YouTube Kids показывал ролики, не предназначенные для несовершеннолетних. Через алгоритмы рекомендаций подобные ролики попадали в очередь на автовоспроизведение, когда дети долго смотрели видео.
– Долгое время автовоспроизведение было включено по умолчанию, и отключить его было невозможно, поэтому YouTube Kids продолжал кормить детей алгоритмически отобранными видеороликами, которые могли показываться бесконечно, если только кто-то не вмешается. И если родители включали ребенку мультик, то через какое-то время юный зритель мог уже смотреть ролики, призывающие к диетам и похуданию, – или вообще видео, призывающие к самоубийству, – отметила Екатерина Мизулина.
Также она упомянула отчет New York Times за 2017 год, в котором говорится, что дети сталкивались с видео со сценами насилия, в том числе с героями популярных детских мультфильмов. А в 2019 году выяснилось, что YouTube рекламировал свою популярность среди детей производителям игрушек, и ненадлежащим образом собирал информацию о детях, нарушая ограничение на сбор данных несовершеннолетних до 13 лет.
Другие зарегистрированные факты связаны с деятельностью Meta (признана в РФ экстремистской организацией). Например, Instagram (запрещена на территории РФ) в ленте рекомендаций показывал девочкам-подросткам материалы, занижающие самооценку и провоцирующие психические расстройства. Также компания запустила сервис Messenger Kids для детей до 13 лет. Американская организация «За детство без рекламы» призвало закрыть мессенджер, так как он усиливает зависимость детей от сети и способен негативно повлиять на их психику и социальные навыки. Однако, даже несмотря на дальнейшие скандалы с конфиденциальностью (из-за критической уязвимости дети попадали в чаты ко взрослым незнакомцам), приложение все еще работает.
– Для многих детей и подростков, Интернет стал информационной и образовательной средой, без которой уже трудно представить жизнь современного школьника. Однако большой процент информации, находящейся в свободном доступе, по моральным и этическим нормам для детей абсолютно не предназначен, – считает уполномоченный по правам ребенка в Оренбуржье Анжелика Линькова.
Детский омбудсмен отметила, что при использовании интернета в детское сознание наравне с положительной информацией также могут вторгаться негативные знания, представляющие угрозу физическому или психическому здоровью детей.
– Родителям несовершеннолетних важно рассказывать своим детям о возможных опасностях, которые таит в себе Сеть, их негативном влиянии и последствиях, объяснять меры предосторожности. Нужно понимать, что интернет-ресурсы для детей и подростков должны содержать исключительно полезный и позитивный контент, повышать уровень образованности, быть пространством безопасного общения, – добавила Анжелика Линькова.