Почему интерес к искусству в последнее время растёт, а инфраструктура сферы культуры развивается недостаточно, какие приоритеты выбирает культура Оренбуржья, для чего разработаны «Основы государственной культурной политики» и почему живое общение всегда лучше виртуального – об этом наше интервью с министром культуры и внешних связей Оренбургской области Евгенией Шевченко в канун Дня работника культуры.
– Если говорить о визитной карточке «Оренбуржье культурное», что бы вы внесли в неё в первую очередь?
– Америки здесь не открою – людей конечно. И тех, кто созидает в культуре и искусстве, и тех, кто посещает наши концерты, выставки, спектакли, встречи. Только их неугасимый интерес заставляет вновь и вновь «выдавать на-гора» новые проекты, наполнять их новыми смыслами. Ведь любое творение искусства непременно рождено из обоюдного посыла мастера и публики.
Если же говорить о профессионалах в культуре, то здесь никого в очередь не поставишь.
«Оренбуржье культурное», как вы его назвали, – это целый комплекс учреждений, ярких событий, талантливых коллективов.
Это наше архитектурное и археологическое наследие, которое общими усилиями мы стремимся сохранить. Это культура общения, которую отмечают наши гости, удивляясь искреннему дружелюбию и гостеприимству оренбуржцев.
– Как в век интернетной разобщённости вызвать потребность у людей вживую посмотреть на актёров, сходить на выставку художников, послушать музыку, посидеть в читальном зале библиотеки? Особенно если речь идёт не о развлекательной постановке, музыке и литературе.
– Ну, во-первых, потребность в живом общении у людей никуда не делась. И я уверена, с ростом коммуникационных возможностей желание вернуть простой человеческий контакт будет только расти. На то мы и люди, а не роботы. Поэтому количество любителей театров, музеев в Оренбуржье не иссякает, а, напротив, растёт. Чтобы не быть голословной, приведу цифры.
К примеру, в акции «Ночь искусств» по области приняли участие в качестве посетителей свыше 17 тысяч человек. В акции «Ночь музеев» – более 10 тысяч человек, в «Библионочи» – около 8 тысяч человек.
В целом же учреждения культуры ежегодно посещают более 4 200 тысяч человек.
То есть каждый день в области в театры, музеи, библиотеки, Дома культуры приходят более 11 тысяч жителей региона. Одним только самодеятельным творчеством занимаются около 100 тысяч человек. А посещаемость музеев за последние пять лет выросла в два раза и составила почти 400 тысяч человек.
– Цифры убедительны, но всё-таки, с какой долей уверенности сегодня можно говорить, что интерес к культуре не только не ослабевает, но и растёт? Может ли претендовать культура на доминирующую роль в социуме?
– Фундаментальность культуры в её духовности, отсутствии границ и наличии возможностей. Искусство проникает туда, где нет экономических, торговых и политических контактов. Сила искусства в том, что оно может беспрепятственно и, самое главное, безнаказанно нарушать любые государственные границы и политические запреты.
Я уже говорила и ещё не раз повторю, что на нефть санкции можно ввести, а на Чайковского – нельзя! Отсюда и корневая роль культуры: быть проводником в сложном процессе формирования лучших человеческих качеств в людях.
– В Оренбуржье сегодня заметны молодые писатели, поэты, художники. Как вы думаете, сформировался ли тот образ, тот идеал, который вберёт в себя черты современного героя и отразится в произведениях творцов? И готово ли общество к появлению «современного» героя?
– Уже сегодня есть очевидный запрос общества на современных героев. Человеку важно в произведении узнавать себя, приметы и проблемы своего времени. Ведь чтобы подражать герою, ему надо верить. А верить можно тому, о чём имеешь представление, в чём есть опыт, примеры из собственной жизни.
Общество, безусловно, готово. Задача творцов – эти образы создать и раскрыть их, правильно подать человеку. Не впихнуть, не заставить, не навязать, а именно подать, заинтересовать, увлечь.
Это долгий путь, но самый эффективный. Потому что культура – понятие глубинное, место её обитания – человеческая душа. А до неё ещё надо дотянуться.
– Так мы пришли к вопросу о молодёжи в оренбургской культуре. В области создано трёхступенчатое профессиональное образование. 20 лет работает Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей, 90-летие отметило одно из старейших творческих образовательных учреждений России – музыкальный колледж. Востребованы ли сегодня выпускники учебных заведений сферы культуры и искусства?
– Не думаю, что будет преувеличением сказать, что вся сфера культуры и искусства Оренбуржья работает с кадрами, которые готовят пять наших творческих ссузов и Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
Но тут есть нюанс, который не каждому понятен.
Образование в сфере культуры и искусства, оно ведь особенное. Здесь специалиста обучают 16 лет, начиная с музыкальной школы. Поэтому каждый из них – на вес золота.
Конечно, есть и те, кто уезжает. Например, Мария Буйносова – ныне солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге, Станислав Михайлов – солист Мариинского театра, Александр Златин – преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных. Мы приветствуем их успехи, но в то же время стремимся аккумулировать кадровый резерв здесь, в регионе.
– Какая работа была проделана в области после выхода «Основ государственной культурной политики» для того, чтобы под культурой стали понимать воспитание и просвещение, образование и формирование идеалов, собственно, всего того набора, который формирует личность, формирует человека?
– «Основы государственной культурной политики» облачили в нормативно-правовой документ те идеалы, которым на протяжении многих веков служит искусство. По крайней мере, искусство профессиональное, академическое. Это необходимо было сделать, чтобы яснее стали цели многогранной культурной деятельности, а постановка задач в вопросах развития культуры и выбор инструментов для её осуществления – более предметной.
– В «Основах» президент Владимир Путин объявил культуру одним из ведущих приоритетов государственной политики вообще. Удалось ли преодолеть пресловутый остаточный принцип финансирования культуры?
– Ну, если судить исключительно по цифрам, то пока, увы, нет. Не удалось. И в федеральном, и в региональном бюджетах культура по-прежнему занимает первую строчку снизу среди ключевых социальных отраслей по объёмам финансирования.
В то же время в рамках «культурной трилогии», когда один за другим были объявлены Год культуры (2014), Год литературы (2015), Год кино (2016), значительные ресурсы, в том числе финансовые, были задействованы для развития данных направлений искусства.
Для примера – в Год культуры были привлечены значительные финансовые ресурсы для поддержания инфраструктуры сферы культуры. Отремонтировано порядка 200 объектов, фактически заново родились после масштабных преобразований два театра – Орский и Бугурусланский.
Важно, что 2014 год стал прорывным с точки зрения повышения уровня доходов работников культуры – заработная плата (подчёркиваю, средняя!) выросла вдвое – с 8 до 15,5 тысячи рублей.
Или Год кино, который мы только что проводили. Четыре города – Оренбург, Орск, Новотроицк и Ясный – имели возможность смотреть кино первым экраном. По завершении Года кино кинотеатры появились в Соль-Илецке, Акбулаке, Абдулине, Медногорске, Новосергиевке.
И это не финал. В следующем году появятся современные кинозалы в Гае, Кваркене, Адамовке, Саракташе и, кстати, вернётся в строй кинотеатр «Мир» в Орске. Охват населения области современным кинопоказом вырос фактически в два раза и составил более 60 процентов населения области.
Так что внимание к культуре со стороны государства очевидно. Но сфера эта заслуживает, безусловно, большего. И, что особенно важно, она ведь благодатная, в ней все зёрна прорастают в прекрасные растения, которые дарят человеку радость.
– Евгения Валерьевна, предыдущие три года были напрямую связаны с культурой. В Год экологии отдыхаете?
– Покой нам только снится. Просветительские проекты, праздники, тематические встречи и даже театральные постановки и многое другое. Как доступнее всего рассказать, донести до людей проблемы экологии? Конечно, через слово, через песню, через полотна художников. Культура по сути – носитель главных идей человечества.
– Какие сферы культуры, по вашему мнению, нуждаются в поддержке государства больше всего?
– Все без исключения. Понимаете, культуру нельзя рассматривать с точки зрения бизнеса, поскольку дивиденды от неё невозможно измерить никакими деньгами. Поэтому и государство, и бизнес, и общество должны вкладывать в культуру. Ведь чем больше людей в театрах и музеях, тем меньше их в больницах, подворотнях и тюрьмах.
– Появились ли в регионе случаи поддержки культуры частными инвестициями?
– Примеры есть. Жаль, пока они не имеют массового распространения. Буквально сегодня мы будем подписывать соглашение о государственно-частном партнёрстве с Галереей на Пушкинской. Мы давно и тесно сотрудничаем с моллом «Армада», где без арендной платы размещается филиал нашего губернаторского историко-краеведческого музея.
Нам помогают меценаты – Александр Зеленцов, Андрей Аникеев, Михаил Коннов, Сергей Петров, Иван Дикман и некоторые другие.
Вообще, люди у нас отзывчивые, но, согласитесь, куда как быстрее сердце отзовётся помочь больному ребёнку, чем пожертвовать на памятник архитектуры или стать попечителем театра, поэтому фамилий не так много, как хотелось бы назвать.
– Вопрос лично-профессионального плана: Евгения Валерьевна, какой ваш любимый вид искусства?
– С тех пор как мне посчастливилось заняться этой удивительной сферой, я стремлюсь не упустить ни одной возможности соприкоснуться с каждым из видов искусства, с народным самодеятельным творчеством. Я счастливый человек, потому как имею удовольствие видеть эту палитру талантов.
И потому, пользуясь случаем, хочу выразить слова признательности всем тем удивительным людям, которые связали свою жизнь с культурой, которые служат искусству.
Поздравляю всех своих коллег с профессиональным праздником – Днём работника культуры. Пусть нам сопутствует успех и все наши проекты сопровождают музы.
Илья Панфилов