Говорит и слушает батюшка

На вопросы наших читателей ответил проректор Оренбургской духовной семинарии, главный редактор изданий «Ведомости Оренбургской митрополии» и «Оренбург православный» иерей Вадим Татусь.

Алёна:

Здравствуйте, отец Вадим. Недавно готовилась к исповеди, второй в моей жизни, и нашла сайт со списком грехов. Там около 500 пунктов. С одной стороны, это удобно – читай и выписывай на листочек, чем себя замарал. Но почему в грех человеку порой ставятся обычные, в общем-то, поступки? Например, «красила волосы, подмолаживалась, ходила в салоны красоты» или «не освободилась от страсти рассказывать и расспрашивать о новостях».

– Похоже, вы не с тем настроем собрались на исповедь. Перед исповедью важно посидеть в тишине, наедине с собой, без Интернета, фокусируясь на том, что на самом деле гнетёт вашу душу, за что вам стыдно, о каких своих поступках вы сожалеете. Возможно, список – это удобно, но любой поступок нуждается в анализе, какой грех за ним может прятаться. Тщеславие? Праздность? Гордыня?

Бывает, человек приходит на исповедь и, рассказывая о грехе, начинает сам себя оправдывать, ссылаясь на обстоятельства. А нужно идти с искренним покаянием и твёрдым намерением никогда больше так не поступать. Тогда грех будет прощён.

Список, который вы нашли, это, скорее всего, шпаргалка для начинающих, которую можно рассматривать только как источник для дальнейшего анализа. Формальный и буквальный подход здесь неуместен.

Ольга Петровна:

В этот раз крестный ход в честь Табынской иконы Божией Матери проводился по-новому. Люди сначала проходили под иконами, а потом кто хотел, шёл дальше с крестным ходом, кто нет – расходились по домам. Теперь до крестного хода под иконы никого не пустили. А шагать 4 километра или ждать, пока крестный ход вернётся, извините, сил нет, я пожилой человек. Вот и пришлось уйти домой без благодати. Чем вызваны эти нововведения?

– Это не нововведения, а, скорее, возвращение к канонам. Так и должен проходить крестный ход.

Я участвовал в разных крестных ходах, в том числе, когда учился в Московской духовной академии, но ни разу не видел, чтобы люди проходили под иконами.

Видимо, в Оренбурге просто сложилась такая традиция, а объяснить её значение даже богослову трудно. Пройдя от одного святого места до другого, Божией милости и благодати просят те, кто потрудился, кто шёл с молитвою и песнопениями. Можно много раз пройти под иконой, но ни разу не произнести молитвы. Какой в этом толк? Икона – это выражение благодати Божией через видимый образ, и к ней надо прикладываться, как к святыне, чтобы получить Божественную благодать.

Ирина Николаевна:

– Я звоню из Матвеевки. К нам в храм время от времени привозят мощи святых. Разумеется, в такие дни в храме собирается много народу. И вот человек подходит поклониться иконе и приложиться к мощам, а рядом стоит коробка для пожертвований. И возникает ощущение, что я должна бросить деньги в коробку, как будто заплатить. Становится как-то не по себе, высокий духовный настрой исчезает.

– Понимаю ваши чувства. Я преподаю в семинарии основы юридической и экономической деятельности прихода. И зачастую студенты спрашивают, как же содержать храм, если не будет пожертвований, и куда лучше поставить церковную кружку? И я объясняю, что церковная община, как правило, понимает все нужды храма, видит, что необходимо сделать, и знает, куда уходят их пожертвования.

Постоянной пастве, по сути, и церковная кружка не нужна.

А на мощи идут захожане, то есть те, кто заходит изредка, случайно или по исключительному поводу. Они не знают, где в храме стоит церковная кружка, возможно, поэтому её к ним поближе поставили, чтоб уж точно заметили. А скорее всего, этот ящик пододвигает не священник, а приходские бабушки, служащие в храме. Но их поведение отдельная тема.

Сергей Вениаминович:

Здравствуйте, батюшка. Я с уважением отношусь к религиозным деятелям. Но мне непонятно, зачем всё-таки нужен священник как посредник между мной и Господом, и тем более, как священник, будучи обычным человеком, со своими слабостями, хоть и в сане, может отпускать грехи вместо Бога!

Когда выпускник духовной семинарии принимает священный сан, он проходит таинство рукоположения. Что это такое? Христос – основатель церкви – даровал благодать Святого Духа сначала апостолам с наказом продолжать Его дело. Апостолы передали благодать епископам, а те в свою очередь в таинстве рукоположения передают священникам.

Священник в таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения апостолам и дальше по цепочке. По поводу прощения грехов… Господь сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Эта власть «вязать и решить» перешла от апостолов к их преемникам – епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь только свидетель.

Елена Николаевна:

– Мой 10-летний сын верит в Бога, читает Библию, очень трепетно относится к этой теме. А вчера пришёл с улицы злой. Оказалось, поссорился с соседским мальчишкой: тот говорил, мол, никакого Бога нет. Как мне ответить? Чему научить ребёнка в этой ситуации?

– Это пока тот возраст, когда постичь глубинные вопросы сложно. Недавно я младшим школьникам рассказывал о библейской истории, о Ноевом ковчеге. Они слушали очень серьёзно. А потом спрашивают: «Если на Ноевом ковчеге было столько животных, куда они все в туалет ходили?» Я был поражён приземлённостью вопроса и затруднился на него ответить. Пусть ваш сын показывает пример религиозности, пусть будет незлобивым и возлюбит ближнего. И через какое-то время тот мальчик, возможно, увидит его христианскую любовь и доброе сердце и сам что-то поймёт.

Светлана Витальевна:

– В церкви говорят, что нельзя никого осуждать. А мы вечером выходим с соседками на лавочку и только и обсуждаем: то педофил ребёнка из детдома увёл, то деньги выделили на асфальт, а их разворовали. Но разве воровство, убийства или разврат надо одобрять?

Церковь призывает не осуждать человека, а осудить грех. Обсуждением на лавочке криминальных новостей, разговорами о грехе мы его как бы рекламируем, популяризируем.

Другое дело – поразмышлять над самим грехом. Если вы осуждаете убийцу, вы в мыслях ваших тоже его убиваете. Тот же грех совершаете. Можно и словом убить, морально уничтожить. Разница не так велика, если вдуматься.

Наталья Ивановна:

– Люди вешают на иконы золотые цепочки. Но зачем? Разве истинная благодарность измеряется золотом? Может, стоило бы лучше продать украшение, а деньги раздать бедным? И куда потом идут эти украшения с икон?

– Я был настоятелем в храме Святой Мученицы Татианы, где есть икона и мощи этой святой. И люди, чтобы выразить благодарность за сотворённое чудо или исполненную просьбу, несли самое сокровенное и ценное, не только цепочки, но и дорогие часы, серебряные кресты, браслеты. Это как некоторая жертва для Бога и святого. Настоятель себе не заберёт то, что вы адресовали Богу. И не может распоряжаться вашим подарком, даже чтобы продать и накормить бедных. По правилам, настоятель должен по описи принять дар храму. И потом этот предмет вешают на икону. Когда таких изделий накапливается много и они уже закрывают собой лик, их собирают и тоже по описи отдают на переплавку, чтобы для этой чтимой иконы сделать, например, полностью золотую ризу. Мы в нашем храме набрали килограмм серебра и сделали не ризу, а серебряную чашу, евхаристический сосуд, который используется в богослужениях. Чаша и сейчас в храме Святой Мученицы Татианы.

Мария Чистякова:

– Я хочу стать матерью, однако по состоянию здоровья забеременеть могу только с помощью метода ЭКО, а я слышала, что церковь считает ЭКО серьёзным грехом, сродни аборту. Что же мне делать?

– Насколько мне известно, технология экстракорпорального оплодотворения предполагает создание медицинским путём нескольких эмбрионов, от 5 до 7. А подсаживают в материнское лоно двух-трёх максимум, только самых сильных. Остальные уничтожаются.

С точки зрения христианской морали, убийство нерождённого человека однозначно грех. Недопустимо обращение с человеком, пусть и нерождённым, как с подручным материалом. Оправдывать грех благими мотивами «во имя рождения новой жизни» недопустимо.

Представьте, что у вас пятеро детей, а вам говорят: давайте двоих самых сильных оставим жить, а остальных убьём. Если супруги физически не способны к зачатию ребёнка, стать родителями можно, усыновив сироту.

Валерий Белов:

– Батюшка, а где можно приобрести газету «Оренбург православный», я слышал, первый номер уже вышел?

– Первый номер вышел в июне и был посвящён празднику Пятидесятницы. Газета выходит раз в месяц. Пока мы думаем, как организовать подписку, издание распространяется через храмы. Учредителем является епархия, она оплачивает тираж, мы рекомендуем распространять газету бесплатно.

Марина Васильева


 

  • Подпишитесь на нашу рассылку и получайте самые интересные новости недели

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Scroll to top